Найти в Дзене
ПМЖ

Выставка работ Архипа Куинджи в Русском музее: мой отрицательный отзыв об организации

Я очень давно не была в Русском музее, лет 10 точно. Картинные галереи - не моё, но мне нравятся работы некоторых художников, включая Куинджи. Видела я лишь некоторые его картины, так что захотела сходить на такую большую выставку. Билеты покупала заранее на сайте музея, примерно за неделю. Продаются они на конкретное время с шагом в 30 минут. Обычно всё распродано дня на три вперёд, но можно купить день в день в кассе, просто возможны очереди. Идти решила к открытию в надежде, что не застану основной наплыв посетителей. И если в первом зале действительно было ещё более-менее свободно, когда я только зашла, то к последним залам было уже не протолкнуться, а прошло всего полтора часа. Выставка занимает 5-6 залов. В первом собраны небольшие по размеру картины, половина лежит под стеклом на витрине, а стекло сильно бликует. Работы, которые находятся ближе к стене, тяжело рассмотреть тем, у кого небольшой рост: я фотографировала, чтобы увидеть детали. Некоторые картины на выставке закрыты

Я очень давно не была в Русском музее, лет 10 точно. Картинные галереи - не моё, но мне нравятся работы некоторых художников, включая Куинджи. Видела я лишь некоторые его картины, так что захотела сходить на такую большую выставку.

Билеты покупала заранее на сайте музея, примерно за неделю. Продаются они на конкретное время с шагом в 30 минут. Обычно всё распродано дня на три вперёд, но можно купить день в день в кассе, просто возможны очереди. Идти решила к открытию в надежде, что не застану основной наплыв посетителей. И если в первом зале действительно было ещё более-менее свободно, когда я только зашла, то к последним залам было уже не протолкнуться, а прошло всего полтора часа.

18 минут как открыта выставка. На тот момент в первом зале находилось не менее 30 человек. На сайте на один сеанс продают 60 билетов + люди с кассы
18 минут как открыта выставка. На тот момент в первом зале находилось не менее 30 человек. На сайте на один сеанс продают 60 билетов + люди с кассы

Выставка занимает 5-6 залов. В первом собраны небольшие по размеру картины, половина лежит под стеклом на витрине, а стекло сильно бликует. Работы, которые находятся ближе к стене, тяжело рассмотреть тем, у кого небольшой рост: я фотографировала, чтобы увидеть детали.

-2
-3

Некоторые картины на выставке закрыты стеклом уже в подрамнике - возможно, они в таком виде выставляются в своих "домашних" музеях. Но проблема в том, что в Русском музее на этой выставке такое плохое освещение, что бликует даже не только это стекло, но и краски на работах, где стекла нет.

Берёзовая роща выставлется без стекла, но на ней есть яркий блик от потолочного источника света, я чуть ниже 160 см - может, для посетителей ростом 180 блика и не будет
Берёзовая роща выставлется без стекла, но на ней есть яркий блик от потолочного источника света, я чуть ниже 160 см - может, для посетителей ростом 180 блика и не будет

На выставке прослеживается основная идея от светлого к тёмному: стены каждого следующего зала темнее предыдущего, и в конце посетителя ждёт "Ночь над Днепром" - одна единственная картина в чёрном зале. И на неё с двух сторон лупят мощные прожекторы. Чтобы бликов было меньше, смотреть надо строго по центру, а не с боков. Но при этом всё равно что-то бликует. Прожекторы охлаждают вентиляторы - видимо, чтобы те не испортили картину, нагрев воздух.

Я смотрю чуть правее, чем по центру зала, и на картине чётко виден блик левого прожектора
Я смотрю чуть правее, чем по центру зала, и на картине чётко виден блик левого прожектора

Плохая вентиляция выставки - это тоже проблема. Я читала об этом ещё в ранних отзывах, но надеялась, что уж в ноябре жарко не будет. В итоге в третьем зале пришлось снять хлопковый тонкий свитер и остаться в майке, потому что я почувствовала недомогание из-за духоты. Стоило выйти в холл музея, и там сразу пахнУло приятной прохладой.

Ещё не хватило информационного сопровождения. Музей предлагает аудиогид, с помощью которого вы подробнее узнаете про 10 картин. 500 рублей в киоске у касс или бесплатно онлайн с телефона (про это можно узнать только в соцсетях музея - на входе об этом нигде не написано). Но хотелось бы видеть и таблички, как в полноценном музее. Здесь же при входе был один стенд с общей информацией и один с ключевыми датами из жизни и творчества художника - всё. Дальше только таблички с названием картины, годами работы и "музеем приписки".

Обсуждать непосредственно картины не хочется. Видимо, ранее я видела действительно лучшие работы Куинджи, а на этой выставке много картин, которые смотрятся плоско, им не хватает деталей - но это совершенно точно вопрос вкуса. Я не ценитель и не эксперт, оцениваю со стороны случайного прохожего.

Стоит ли терпеть все эти неудобства ради осмотра картин - я не знаю. Я не жалею, что сходила, но мне скорее не понравилось. Стекло и свет не дали в полной мере насладиться даже теми работами художника, которые я нахожу по-настоящему впечатляющими.