Вредные привычки у детей — тема, которая волнует многих родителей. Как предотвратить появление вредных привычек? Как отличить временную особенность от настоящей проблемы? И что делать, если вы уже заметили тревожные признаки?
Давайте сразу договоримся: слово «вредная» мы берём в кавычки. Часто за ними стоит не упрямство или плохой характер, а тревожность, скука или нехватка внимания. Наша задача — не ругать, а понять и помочь.
Что считать вредной привычкой, а что — нет?
В разном возрасте вредными привычками могут считаться разные вещи.
Это чаще всего не вредная привычка:
- У малышей 1–3 лет: сосание пальца, пустышки, бросание игрушек, разбрасывание еды. Это этапы познания мира и самоуспокоения.
- Ковыряние в носу. До определённого возраста — это просто изучение своего тела. Наша задача — мягко научить пользоваться платком.
- Непослушание и капризы. Это не привычка, а реакция на границы, усталость или неумение выражать эмоции.
А это — те самые «вредные привычки», на которые стоит обратить внимание:
- Сосание пальца, края одежды или посторонних предметов после 3–4 лет.
- Обкусывание ногтей и заусенцев (онихофагия).
- Навязчивое теребление волос, ресниц или бровей, иногда вплоть до их выдёргивания (трихотилломания).
- Ковыряние в носу до крови или появления ранок.
- Щёлкание пальцами, суставами.
- Использование слов-паразитов, передразнивание.
- Выдавливание прыщей.
Почему они возникают? В большинстве случаев причина — невыраженное внутреннее напряжение. Ребёнок таким образом успокаивается, справляется со скукой, тревогой или недостатком внимания.
Как предотвратить появление вредных привычек
Лучшая стратегия — это профилактика. Создайте среду, в которой у привычек просто не будет почвы для появления.
- Дарите любовь и чувство безопасности. Чаще обнимайте, целуйте, говорите ласковые слова. Ребёнок, который уверен в вашей любви, менее тревожен.
- Соблюдайте режим дня. Предсказуемость и чёткий распорядок (еда, сон, игры) даёт ощущение стабильности и защищённости.
- Научите ребёнка выражать эмоции. Проговаривайте его чувства: «Я вижу, ты расстроился», «Ты сейчас злишься, это нормально». Покажите, что можно не кусать ногти, а сказать: «Я боюсь этой темноты» или «Я злюсь, что надо уходить с площадки».
- Предложите альтернативу. Если видите, что ребёнок начал что-то теребить или сосать, просто переключите его внимание. Дайте в руки антистресс-игрушку, предложите вместе слепить что-то из пластилина или порисовать.
- Будьте примером. Дети — наши самые внимательные зеркала. Следите за своими привычками. Трудно объяснить, что грызть заусенцы плохо, если вы сами это делаете.
Как говорить с ребёнком
Ключевое правило — никаких упреков и окриков. Это только усилит напряжение и закрепит привычку.
Не говорите: «Перестань грызть ногти, это ужасно выглядит!» Лучше скажите так: «Я вижу, твои пальчики болят. Давай мы поможем им зажить, они же такие трудолюбивые!»
Используйте сказкотерапию. Для малышей придумайте историю про «злых микробов», которые прячутся под ногтями и ждут, когда попадут в рот, или про фею, которая дарит красивый маникюр тем, у кого аккуратные ноготки.
Объясняйте наглядно. Покажите под микроскопом, сколько микробов на руках или на немытых предметах. Для детей постарше это отлично работает. Ещё один способ — купить познавательную энциклопедию о вирусах и микробах, вместе рассмотреть картинки, почитать интересные факты.
Говорите о последствиях. Не «это вредно», а «Если мы выдавливаем прыщи, они будут появляться снова, и от них будет сложнее избавиться».
Как заметить, что вредные привычки уже есть
Первые признаки, по которым внимательный родитель может определить, что у ребёнка формируются вредные привычки:
- Ребёнок начинает грызть ногти или сосать край рубашки, когда смотрит мультики, делает уроки или в ситуации волнения (в гостях, в поликлинике).
- На пальцах появились заусенцы, ногти стали неровными.
- Вы замечаете, что действие повторяется снова и снова, почти неосознанно.
- Ребёнок прячется, чтобы сделать это (например, уходит в свою комнату, чтобы теребить волосы).
Что делать, если привычка уже укоренилась
- Первым делом проанализируйте: в какие моменты это проявляется? Что происходит в семье? Не было ли стрессов?
- Действуйте мягко. Напомните о привычке не упрёком, а условным знаком, которые знаете только вы и ребёнок: лёгким прикосновением к руке или кодовым словом. Это внесёт в воспитание элемент игры.
- Сосредоточьтесь на решении, а не на проблеме. Вместо «Хватит грызть ногти!» предложите: «Давай намажем пальчики специальным безопасным лаком» или «Выбери в магазине красивую пилочку, и мы будем ухаживать за ногтями вместе».
- Всегда хвалите за успехи. Отмечайте каждый маленький шаг: «Ура, сегодня этот пальчик остался целым! Я тобой горжусь!»
Главное — помните: за каждой вредной привычкой стоит потребность ребёнка в любви, заботе и спокойствии. Будьте ему поддержкой, а не критиком, и вместе вы обязательно со всем справитесь.
А в нашем магазине всегда можно найти помощников в этом деле: творческие наборы, антистресс-игрушки, детские книги об эмоциях, микроскопы и увлекательные энциклопедии. Загляните!
Еще больше интересных и полезных статей для родителей можно найти на нашем Дзен-канале. Подписывайтесь на Детский мир и читайте наши статьи первыми!