Найти в Дзене

6 класс § 26. Образование и философия

Оглавление

Мир средневекового человека: Рай на востоке и демоны ночью

В раннее Средневековье мир для обычного человека был маленьким и страшным.

  • География: Путешествовать было опасно (разбойники, плохие дороги). Люди верили, что "центр мира" — это Иерусалим, а на Востоке (который рисовали наверху карты) находится земной рай. 🗺️😇
  • Время: Единой системы не было. Год мог начинаться с Пасхи или Рождества. Часы были неточными (водяные), а ночь делили на "три свечи". 🕯️🕰️
  • Страхи: Особенно боялись ночи — времени демонов и привидений. Ночь была временем зла, с которым монахи "сражались" молитвами. 😈👻

Но с ростом городов, торговли и после Крестовых походов европейцы поняли, что мир — огромен и разнообразен. А "Книга Марко Поло" о его путешествиях в Китай стала настоящим бестселлером и открыла европейцам глаза на Азию. 🌏✨

Средневековые университеты: "Хогвартс" для взрослых

-2

С XI-XII веков королям, городам и церкви понадобилось всё больше грамотных людей (юристов, врачей, чиновников). Так появились университеты! Это были настоящие "корпорации" умственного труда.

  • Устройство: Это были независимые "государства в государстве". Во главе — ректор, которого выбирали сами профессора и студенты.
  • Студенты ("школяры"): Объединялись в "нации" (землячества).
  • Преподаватели ("профессора"): Объединялись в факультеты (богословский, юридический, медицинский).
  • Язык: Обучение велось на латыни — "международном английском" того времени. Студент из Польши мог спокойно учиться в Италии или Франции. 📜🎓
  • Метод обучения:
    Лекция
    (лат. "чтение"): Профессор читал вслух древнюю книгу и комментировал её.
    Диспут: Главное "развлечение"! Словесный поединок, где студенты и профессора оттачивали логику, споря на философские темы. Часто диспуты заканчивались потасовками "болельщиков". 🗣️🥊

Схоластика: Когда вера встретилась с логикой

-3

Учёные XI-XIII веков (их называли схоластами от слова "школа") больше не хотели просто слепо верить. Они хотели понять веру с помощью разума и логики (особенно используя труды Аристотеля, которые вернулись в Европу через арабов).

  • Пьер Абеляр: Звезда диспутов, "рок-звезда" философии XII века. Его девиз: "Нужно понимать, чтобы верить". Он считал, что в вопросах веры нужно разбираться с помощью разума.
  • Бернар Клервоский: Его оппонент, мистик. Считал, что Абеляр "умничает". Его девиз: "Нужно верить, а не рассуждать", вера идет от сердца.
  • Фома Аквинский: Главный "титан" схоластики. Он написал гигантский труд "Сумма богословия", в котором попытался с помощью логики объяснить и доказать всё — от существования Бога до устройства мира. Он примирил веру и разум. 🧠✝️

"Удивительный доктор" Роджер Бэкон: Человек, который заглянул в будущее

-4

Пока большинство схоластов спорили о текстах, англичанин Роджер Бэкон пошел другим путем.

  • Его идея: "Хватит читать старые книги! Истину можно познать только через наблюдения и опыты!" 🔬🔭
  • Что он делал: Проводил настоящие научные эксперименты с оптикой (увеличительными стеклами), магнитами, химическими веществами.
  • Предсказания: Бэкон был гением, опередившим своё время. Он предсказал появление очков, телескопов, летательных аппаратов и самодвижущихся повозок (автомобилей)! 🚗✈️

За свои смелые идеи и опыты его считали волшебником и даже посадили в тюрьму. Но именно он был одним из первых, кто проложил дорогу к науке Нового времени.

А еще много интересного у нас в телеграм канале, там даже песни есть по некоторым событиям!

Мемистория 🎤 - здесь история поёт