Найти в Дзене
Фотограф-хронограф

Почему в 1890 году в Самаре запретили днём ездить на верблюдах

Современному человеку уже сложно представить использование верблюдов в качестве транспортного средства на улицах больших городов, но до революции в Среднем Поволжье эти животные были весьма распространены. Более того, их можно было встретить в городах и сёлах Поволжья вплоть до начала 1950-х годов. Например, в послевоенные годы верблюдов активно использовали при восстановлении разрушенного Сталинграда. Когда верблюды появились в Поволжье, сейчас сказать сложно. Археологические раскопки останков верблюдов показали, что этих животных разводили волжские булгары уже в средние века. Верблюды всегда славились выносливостью и неприхотливостью в еде и зарекомендовали себя как хорошее транспортное средство для перевозки грузов на большие расстояния. Верблюды из Средней Азии постепенно распространились в Астраханской губернии, а потом и в других губерниях - Саратовской, Самарской и Казанской. Известно, что в 1913 году в Самарской губернии было более 22 тысяч верблюдов. В истории Самары есть один

Современному человеку уже сложно представить использование верблюдов в качестве транспортного средства на улицах больших городов, но до революции в Среднем Поволжье эти животные были весьма распространены. Более того, их можно было встретить в городах и сёлах Поволжья вплоть до начала 1950-х годов. Например, в послевоенные годы верблюдов активно использовали при восстановлении разрушенного Сталинграда.

Повозка, запряжённая верблюдом в Сталинграде, 1947 год
Повозка, запряжённая верблюдом в Сталинграде, 1947 год

Когда верблюды появились в Поволжье, сейчас сказать сложно. Археологические раскопки останков верблюдов показали, что этих животных разводили волжские булгары уже в средние века. Верблюды всегда славились выносливостью и неприхотливостью в еде и зарекомендовали себя как хорошее транспортное средство для перевозки грузов на большие расстояния. Верблюды из Средней Азии постепенно распространились в Астраханской губернии, а потом и в других губерниях - Саратовской, Самарской и Казанской. Известно, что в 1913 году в Самарской губернии было более 22 тысяч верблюдов.

Киргиз на верблюде в Астрахани
Киргиз на верблюде в Астрахани
Верблюд в посаде Дубовка на Волге около Царицына
Верблюд в посаде Дубовка на Волге около Царицына

В истории Самары есть один очень интересный факт: 2 ноября 1890 года Самарская городская дума запретила езду днём на верблюдах по улицам города. Вот, что говорилось в постановлении: "Езду на верблюдах во всякое время дозволить только в за-Самарской слободке, на косе реки Волги и у хлебных амбаров, не поднимаясь в город, по городу же дозволить езду на верблюдах только с полуночи до 7 часов утра".

Постановление Самарской Городской Думы, фото из группы "Вот такая Самара" https://vk.com/vottakayasamara
Постановление Самарской Городской Думы, фото из группы "Вот такая Самара" https://vk.com/vottakayasamara

Запрет был связан с тем, что городские лошади пугались этих диковинных животных, кареты и повозки, запряжённые лошадьми делали резкие манёвры, что приводило к хаосу на дорогах и травматизму. Об этой проблеме говорил главный самарский полицмейстер ещё в 1885 году, но дело сдвинулось с мёртвой точки лишь осенью 1890 года. Предполагаю, что к тому времени верблюдов на улицах Самары стало так много, что проблема приобрела массовый характер. Дело в том, что крестьяне из окрестностей Самары стали активно использовать верблюдов для перевозки зерна и муки в город для продажи.

Верблюд у хлебных амбаров в Самаре, фото из группы "Вот такая Самара" https://vk.com/vottakayasamara
Верблюд у хлебных амбаров в Самаре, фото из группы "Вот такая Самара" https://vk.com/vottakayasamara

Средний верблюд стоил примерно в полтора раза дешевле ездовой лошади и при этом мог перевозить гораздо больше груза. Помимо этого с одного верблюда можно было получить много хорошей шерсти. Эти факторы привели к распространению верблюдов в Самаре и других регионах. Запрет езды на верблюдах днём в Самаре частично был снят в 1909 году (кроме езды по улицам Панской (Ленинградской), Дворянской (Куйбышева) и Москательной (Льва Толстого)), а после революции и вовсе благополучно забыт.

Верблюд в Самаре, 1919 год, фото из архива музея им. Алабина
Верблюд в Самаре, 1919 год, фото из архива музея им. Алабина
Дети катаются на верблюде в Самаре, 1919 год, фото из архива музея им. Алабина
Дети катаются на верблюде в Самаре, 1919 год, фото из архива музея им. Алабина

Постепенный спад использования верблюдов (как и лошадей) пришёл с постепенным развитием автомобильного транспорта и теперь лишь на старых фотографиях мы можем увидеть этих "кораблей пустыни" на улицах Самары.

Верблюд  перевозит бочки с водой в Самаре, фото Франка Феттера, 1930-й год
Верблюд перевозит бочки с водой в Самаре, фото Франка Феттера, 1930-й год
Колонна повозок, запряжённых верблюдами в Самаре, фото Франка Феттера, 1930-й год
Колонна повозок, запряжённых верблюдами в Самаре, фото Франка Феттера, 1930-й год

Если вам понравилась эта статья, ставьте лайк и напишите что-нибудь. Для связи - https://vk.com/sambloger тел. 8-917-121-4014 Предоставляю услуги экскурсовода, гида и фотографа с личным автомобилем (Тольятти, Самара, область), подробнее об экскурсиях https://dzen.ru/a/Zkzy_MI9u3irBFcN
Мой канал в телеграмм
https://t.me/tltbloger
Мой канал в Ютуб
https://www.youtube.com/@Фотограф-хронограф

Посмотрите также: