Грандиозное гидротехническое сооружение — канал им. Москвы, соединяющий реки Волга и Москва, проходит по территории Тверской и Московской областей. На него можно посмотреть с берега, но интереснее — с борта туристического теплохода. В моём случае это был теплоход «Афанасий Никитин».
Информационное отступление:
- Изначально канал назывался «Москва-Волга», но в 1947 году в честь 800-летия Москвы был переименован в «Канал им. Москвы»
- Протяженность канала — 280 км
- Ширина — 85 метров
Начало канала находится около города Дубна, ответвляясь от Волги в том месте, где стоит Иваньковская ГЭС и начинается Иваньковское водохранилище. На длинном острове, разделяющем воды Волги и канала, стоит памятник его строителям.
Стройка шла в период с 1932 по 1937 годы. На ней работали заключенные из специально созданного для этого лагеря. Тема эта очень неоднозначная, поэтому подробности оставим историкам.
В этом месте находится и шлюз Иваньковской ГЭС — первый шлюз канала. В нём теплоход поднимается на 11 метров. В следующих пяти — подъёмы от 6 до 8 метров в каждом. А дальше, после прохождения Волжско-Окского водораздела, теплоход опускается.
Шлюзы традиционно представляют большой интерес для пассажиров теплохода. Ведь это, во-первых, очень красивые сооружения имеющие зачастую уникальную архитектуру и украшенные декоративными элементами. А во-вторых, процесс шлюзования выглядит изнутри весьма захватывающе. Начиная от аккуратного входа корабля в камеру шлюза и причаливания вплотную к одной из стенок до выхода в конце на водную гладь, находящуюся на другом уровне.
За выходом из первого шлюза начинается Иваньковское водохранилище. А теплоход забирает левее, уходя непосредственно в русло канала.
Отсюда очень хорошо виден памятник В.И.Ленину, стоящий на длинном мысу. Это второй по величине памятник (первый находится в Волгограде около Волго-Донского канала) общей высотой 37 метров. При этом, несмотря на такие масштабы, он не выглядит грубым или тяжеловесным. Скорее — монументальным, вызывая ощущение устойчивости и постоянства. Вокруг него территория, облагороженная ещё при его возведении. И она до сих пор остаётся красивой и гармоничной, несмотря на закономерное отсутствие лоска.
Напротив, на другом берегу канала, раньше стоял такой же памятник И.В. Сталину. Но в 1962 году, при развенчивании культа личности, его снесли. Это было нелегко сделать, поскольку строилось на века и просто так разобрать конструкцию было невозможно. А взрывать нельзя: рядом находятся канал, шлюз — сложные инженерные сооружения, которые будут повреждены при взрывных работах. Но как-то этот вопрос решили и памятник убрали. На этом месте осталась площадка со ступеньками, ставшая причалом для небольших судов. А местные жители так и называют этот причал: "около Сталина".
Памятник Ленину остаётся за кормой теплохода, а наш путь лежит дальше. Проходим широкую водную площадь, поворачиваем налево и попадаем в узкий вход в канал.
Здесь находится Большой Волжский маяк, построенный в 1937 году. Он стоит на дамбе между каналом и озером Лебяжье. Представляет собой кирпичное сооружение в виде башни, на железобетонном основании. Его высота — 25 метров.
Почти сразу после маяка находится действующая паромная переправа через канал, а за ней — заградительные ворота. Они предназначены для перекрытия части канала для каких-то технических работ на нём или в случае аварии, чтобы изолировать участок от остального русла. Таких ворот на канале 8 штук.
Вдоль канала проходит дорога на Дубну, и въездная стела стоит у самого берега, красиво отражаясь в воде.
Дальше подходим к очень интересному объекту — водному перекрестку — дюкеру. Тут канал пересекается с речкой под названием Сестра, которая течёт по трубе, проложенной под каналом. Очень странно понимать, что плывёшь по "эстакаде" над другой рекой. Всего на канале 4 подобных дюкера.
На канале 11 шлюзов. Чтобы их все увидеть, нужно проходить канал днём. Мне так не везло — каждый раз значительная часть пути по каналу проходила ночью. Но кое-что посмотреть и отснять удалось.
Подходим к шлюзу №2. Перед нами плывут две уточки. Они тоже собрались шлюзоваться за компанию с теплоходом?
В этом шлюзе теплоход поднимается на 6 метров.
Шлюз — это своеобразный водный лифт. Он представляет собой камеру длиной около 300 метров и шириной, достаточной для того, чтобы в нём встали рядом два теплохода. С торцевых сторон камера закрывается воротами. Если судно поднимается, то в камеру накачивается вода до нужного объёма, чтобы сравняться с уровнем в более высокой части канала. При опускании всё происходит наоборот. После того, как уровень воды выравнивается, ворота открываются и суда выходят из шлюза. Интересно, что ворота, находящиеся со стороны, где уровень воды высокий, опускаются-поднимаются, а нижние — распахиваются двумя створками.
Суда в шлюзах стоят, причаленные к стенкам. А для того, чтобы крюки, на которые накинуты канаты, тоже меняли высоту, они сделаны так, что поднимаются или опускаются в специальных выемках в стенках камеры вместе с бортом. Интересно, что кроме них, на стенках есть старые крючья, которые прочно вбиты на разной высоте. Очевидно, это был старый, до изобретения "поплавков", вариант чалки, при котором канат перекидывали с крюка на крюк.
Каждый шлюз — это не только сложное инженерное сооружение, но и архитектурное произведение искусства. Их башни выполнены в стиле сталинского ампира и украшены декоративными элементами. На крыше одной из башен второго шлюза — фигуры строителей канала. Хотя мне показалось, что они больше похожи на красноармейцев, чем на строителей. Такая же скульптура изначально стояла и на второй башне. Но на момент моего путешествия её там не было.
Очень красивый шлюз №3, находящийся в городе Яхрома. Его башни украшены каравеллами Христофора Колумба «Санта Мария», размером 12х5,5х9 метров. К сожалению, у меня нет своих фотографий этой красоты, поэтому для иллюстрации взяла в интернете.
Кстати, вдоль канала продолжена велосипедная дорожка, по которой можно проехать от Яхромы до Дубны, любуясь водным пейзажем, в котором природная живопись объединяется с чёткой геометрией, и рассматривая сооружения, находящиеся на этом отрезке.
В отличие от рек, берега канала искусственные, поэтому очень ровные, укреплённые камнем. Но видно, что местные жители находят тут уединенные места для отдыха и рыбалки.
Ширина канала позволяет безопасно разойтись в нём двум судам. Иногда встречаются и маленькие катера.
Ближе к Москве канал проходит через 8 водохранилищ, по берегам которых находится множество затонов, в которых стоят катера и небольшие яхты.
Заканчивается канал на Северном речном вокзале Москвы.
Сам вокзал — красивейшее здание! Оно построено в виде корабля с высоким шпилем по центру. Его строили одновременно с каналом тоже в стиле величественного сталинского ампира. Входы украшены майоликовыми медальонами диаметром около полутора метров с сюжетами времен постройки вокзала, показывающими становление молодой советской страны. Они были сделаны на Ломоносовским фарфоровом заводе и расписаны вручную.
В началу XXI века здание вокзала пришло в упадок и находилось в аварийном состоянии. Его закрыли на долгую реконструкцию при которой восстановили исторические интерьеры и общий вид здания. Результат получился, на мой взгляд, великолепен! По этому вокзалу хочется долго ходить и рассматривать его.
Перед вокзалом, прямо на тротуаре, идущем вдоль реки и причалов, установлен бронзовый макет самого вокзала и всего канала им. Москвы со шлюзами.
А это, около одного из причалов Северного речного вокзала, стоит мой теплоход «Афанасий Никитин», с борта которого делала фотографии, размещённые в этом рассказе.
Подписывайтесь на блог и следите за публикациями, чтобы не пропустить ничего интересного!