Кэтрин Бигелоу вошла в историю в 2010-м году, когда получила свой "Оскар" как первая женщина-режиссер, ухитрившись "умыть" своего бывшего муженька, коим был Джеймс Кэмерон. Противостояние в тот год между "Аватаром" и "Повелителем бури" было одним из самых противоречивых, как и выбор итогового победителя. Даже странно, что во многом повлиявший на киноиндустрию "Аватар", побивший рекорд по сборам, сумел проиграть бесхитростной военной драме, провалившейся в прокате. Возможно, что академики решили вновь удариться в актуалочку, наградив первый фильм об иракской войне вместо несколько вторичного по сюжету "Аватара" (тем более, что "Танцующий с волками" уже побеждал на "Оскаре"), а может просто решили "сбить корону" у Кэмерона, отдав победу его бывшей благоверной. Нельзя сказать, что Бигелоу вообще не повлияла на индустрию: она снимала в свое время и "Голубую сталь", и "На гребне волны", которые может и не были шедеврами, но оказались вполне крепко сбитыми фильмами, да явно историей противостояния героев Суэйзи и Ривза вдохновлялся Вин Дизель, когда создавал свою "форсажную" семью. Тем не менее, превратиться в универсального визионера у Бигелоу в свое время не получилось: "Странные дни" провалились, прервав ее успешно складывающуюся карьеру, а "Вес воды" и "К-19" прошли настолько незаметно, что перед Бигелоу маячила перспектива оказаться режиссером сериалов. Но "Повелитель бури" с его наградами реанимировал карьеру Кэтрин, а "Цель номер один" помогла создать запас прочности, благодаря которому Бигелоу периодически что-то снимает. "Дом из динамита" - это ее первая за последние 6 лет работа, снятая для "Нетфликс" и даже представленная в конкурсной программе Венецианского фестиваля. Поэтому мимо этой картины не смог пройти и взял ее на обзор сегодня. ПОЕХАЛИ!
Начинается история достаточно бодро, но не предвещая ничего пугающего: героиня Ребекки Фергюсон Оливия Уокер работает заместителем Ситуационного зала в Белом доме, а вне работы - любящая жена и мать, которой не удалось выспаться из-за болезни сына. В это утро она отправляется на работу и вроде все должно идти как обычно, но в какой-то момент на радарах появляется летящая из района Тихого океана в сторону США ракета. Оливия и ее коллеги сначала полагают, что это лишь ошибка, но потом приходят данные от разведки и наблюдательных пунктов, что это реальная угроза, а ракета несет ядерный заряд. Поняв всю сложность ситуации, Оливии приходится взять на себя командование, поскольку ее начальника эвакуируют в подземный бункер как представляющего наибольшую ценность.
Попытки ВВС сбить ракету не увенчаются успехом, источник запуска не ясен, а под угрозой ядерной атаки оказывается 9-миллионный город Чикаго. В этих кризисных условиях Оливии, заместителю советника по национальной безопасности Джейку Беррингтону и еще ряду персонажей надо собрать за оставшееся время всю достоверную информацию, чтобы понять не только источник атаки, но и для принятия нелегкого решения Президенту США касательно доктрины немедленного ответа на любую атаку, ведь любая ошибка может привести к катастрофическим последствиям.
Надо сказать, что первая история (а их будет всего три) получилась у Бигелоу наиболее впечатляющей. Как отмечали критики, "этот триллер в какой-то момент кажется страшнее любого фильма ужасов, ведь подобное вполне можно представить наяву". Происходящее в Ситуационном зале, несмотря на ограниченность пространства, сделано с постоянно нарастающим напряжением и действительно показывает, что мастерство Бигелоу с годами никуда не делось, создавать напряжение у нее получается на ура. Так подумает зритель примерно до 45 минуты. Потому что на самом напряженном месте история обрывается, когда до прилета остается буквально минута.
Одним из эталонных шедевров мирового кино является "Расемон" Акиры Куросавы, в котором он не только ввел впервые технику субъективного восприятия одних и тех же событий разными людьми, но и каждая последующая интерпретация одной и той же истории разными людьми открывает зрителю все новые детали, позволяющие увидеть по-разному произошедшее. Даже появился так называемый "эффект Расемона", касающийся субъективной интерпретации одного и того же события. Поэтому когда Бигелоу выдает вторую и третью истории (в этот раз - от лица заместителя советника по национальной безопасности и от Президента США соответственно), вполне логично ожидаешь иной интерпретации событий, которые должны добавить новые детали и в итоге привести к неожиданной развязке, к которой вроде подводили и в первой истории, но все оборвали на самом интересном месте.
Но Бигелоу - далеко не Куросава. Вместо новой интерпретации происходящего, в обоих случаях мы видим ту же историю из первой части фильма, только в иных декорациях и от лица другого героя, но без каких-либо изменений или иных нюансов. И если вторая история от лица Джейка Беррингтона еще более-менее сносно смотрится и тоже обрывается на самом интересном месте, то третья часть уже напоминает откровенную клоунаду: черный президент, который утром поехал открывать баскетбольный матч, неожиданно для себя сталкивается с грузом огромной ответственности по принятию судьбоносного решения. Вместо здравого анализа фактов, он мечется, звонит жене, которая в этот момент находится в Кении на экскурсии, не может ей дозвониться, так как связь теряется, и в конце концов плачется своему интенданту, ответственному на "красную кнопку". И... да, вы угадали: и тут история прерывается на самом интересном месте.
В итоге, Бигелоу показывает даже не столько неуважение к собственным зрителям, сколько полное неумение завершить историю. Да, нам не только не покажут и не скажут, кто сделал этот запуск и к чему это привело, но даже не раскроют итогового решения Президента США, а финал будет не только размытый и неопределенный, а даже никак не расскажет, что же в итоге случилось потом с персонажами трех историй. Поэтому фильм больше напоминает неудачный пилот сериала, в котором есть сюжетный крючок, зрителя удалось вроде зацепить и уговорить посмотреть весь первый сезон, который скоро выложат. Только проблема в том, что никакого продолжения тут нет и не будет. Бигелоу оставляет не открытый финал, а просто оборванную и невнятную историю, которая оборачивается огромным разочарованием для потратившего 2 часа собственной жизни зрителя. Все эти громкие восторги критиков, скорее всего, идут от людей, которые тот же "Расемон" не то, что не смотрели и им не с чем сравнить, но даже название такое не слышали.
По актерским работам реально понравилась Ребекка Фергюсон, которая пусть чем-то и напоминает ее Ильзу Фауст из "Миссия: невыполнима", но все же демонстрирует человека, который способен в кризисный момент собраться и делать все, что можно в его силах, чтобы справиться с ситуацией и поддержать коллег. Вполне адекватно играет и Габриэль Бассо, который из обычного чиновника превращается в настоящего кризис-менеджера, способного не только оценивать все риски, но и искать любые ресурсы для нахождения решения или необходимого компромисса. На их фоне более опытные коллеги в лице Джареда Харриса выглядят несколько странно: его герой пытается спасти дочь, которая живет в Чикаго и с которой у него сложные отношения, но в итоге просто тупит и ничего не делает. Герой Идриса Эльбы - это просто нечто. Он играет очередного хип-хоп президента, отлитого по модели Барака Обамы, но с явным влиянием английского идиота Кира Стармера. Президент США в исполнении Эльбы - дерганый кретин, который не способен трезво оценивать ситуацию, стоит ей только выйти за рамки обыденности. Он мечется, нервничает, не может дозвониться жене, которой все же пожалуется на происходящее, но разговор с ней оборвется на самом интересном месте. Для комедии это было бы забавно, но в триллере подобное поведение смотрится откровенно идиотично.
Конечно, восторги критиков тут могут сбить с толку: 79% положительных рецензий, жанр политического триллера плюс уважаемая постановщица - все это может создать иллюзию, будто нас ждет неплохое кино. Но только тот же "Нетфликс" с этим фильм вообще не стал рисковать в вопросе выпуска в прокат. Фильм попытались с помпой презентовать на Венецианском кинофестивале, но кроме умеренной критики и участия в основной программе, никакими успехами этот фильм похвастать не может. Ведь это откровенно незавершенное произведение, которое надо основательно дорабатывать. Бюджет картины не известен, но резоны "Нетфликса" в части игнорирования обычного проката вполне понятны.
Смотреть ли это кино? Только если хардкорным фанатам режиссуры Кэтрин Бигелоу. Неплохо разгоняясь в первой трети, фильм не только сбавляет темп, но и оказывается откровенным разочарованием, а якобы открытый финал оказывается провальной недоработкой и неспособностью завершить историю на более-менее внятной ноте. Итоговая оценка 3 балла из 10.
------------------------------------------------------------------------------------
Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.