В Нижнем Новгороде с его многовековой историей три монастыря и большое количество храмов и часовен. Можно вспомнить и Михайло-Архангельский собор, изначально заложенный одновременно с основанием города, и Спасский Староярмарочный собор - творение Огюста Монферана, и собор святого Александра Невского - одну из трёх самых крупных церквей в России, и церковь Иоанна Предтечи на Торгу, с паперти которой Кузьма Минин собирал ополчение для избавления Родины от захватчиков... Я же сегодня хочу показать вам храм в честь Собора Пресвятой Богородицы, когда-то с первого взгляда произведший на меня неизгладимое впечатление своей архитектурной красотой.
В этот свой приезд мы решили погулять вечером именно по Рождественской улице, удивительно похорошевшей за последние годы. Храм в честь Собора Пресвятой Богородицы, яркие купола которого возвышаются над этой улицей и видный издалека, часто называют Строгановским по имени строившего его купца-солепромышленника Григория Дмитриевича Строганова или Рождественским. Дело в том, что когда-то неподалёку стояла давшая название улице Старая Рождественская церковь на Бечеве, построенная в 1653 году. В XIX веке её снесли, а название перешло к этому храму.
По вечерней Рождественской улице, которую я считаю одной из самых красивых в Нижнем Новгороде, мы ещё обязательно погуляем. А пока я хочу задержаться именно около этой церкви. В России к строгановскому архитектурному стилю относят всего шесть храмов, и один из них мы сегодня видим перед собой.
Строгановское барокко зародилось в архитектуре на рубеже XVII-XVIII веков. Купцы Строгановы строили церкви в тех городах, в которых вели торговлю и занимались промышленностью. На это они не жалели средств, привлекая талантливейших архитекторов и иконописцев. Отличительной чертой их храмов был пятиглавый силуэт и обильный белокаменный декор - сочетание традиционного, классического русского зодчества и пышных украшений в стилистике барокко. Только подумайте, что этот величественный храм строился как домовая церковь в городской купеческой усадьбе.
Церковь Собора Пресвятой Богородицы строилась довольно долго с 1697 по 1703 год. А внутренняя её отделка затянулась и вовсе до 1719 года. Некоторые исследователи связывают это с пожаром 1701 года. Другие говорят, что в 1703 году была введена государственная монополия на торговлю солью, и из-за этого Г.Д. Строганов потерял интерес к Нижнему Новгороду и уехал оттуда на несколько лет. Так или иначе, но завершением храма занималась уже его супруга Мария Яковлевна Строганова. Изначально купола церкви были зелёными. Только в конце XIX века их окрасили по подобию храма Василия Блаженного в Москве.
К сожалению, в темноте очень сложно рассмотреть часы на колокольне. Оригинальный часовой механизм, который когда-то смог починить, удивив всех, пятнадцатилетний Иван Кулибин, был утерян еще в начале XIX века. Башенные часы, смонтированные в июле 2005 года, первоначально находились на здании Блиновского пассажа и после революции почти сто лет хранились в Нижегородском историческом музее. Механизм заработал благодаря таланту калужского мастера Александра Георгиевича Красникова. Заново изготовили только четыре циферблата. У часов есть своя душа, ведь дважды в неделю их как и прежде заводят вручную.
Можно очень долго рассматривать пышную белокаменную резьбу на окнах и входных порталах. Среди причудливых завитков вы увидите и виноградные лозы, и цветы, и гранат, и яблоки, и даже груши.
Существует легенда о закрытии храма на целых пять лет по личному указу Петра I. Император по дороге на Кавказ в 1722 году останавливался в Нижнем новгороде в доме Григория Дмитриевича Строганова. 29 мая в канун своего пятидесятилетия он слушал всенощное бдение в Рождественской церкви, во время которого увидел две великолепные иконы, которые он лично заказывал у придворного художника Луи Каравака для Петропавловского собора Санкт-Петербурга. Разбираться с тем, как эти иконы оказались в Строгановской церкви, времени не было, и император просто приказал опечатать здание. Церковь была открыта только в царствование Екатерины I, став обычной приходской, поскольку Строгановы к тому времени переехали в столицу.
Храм капитально ремонтировали несколько раз, при этом практически не меняя его облик. Только в конце XIX века был обустроен крытый переход между ним и колокольней. Да и саму колокольню в 1887 году пришлось выравнивать, разобрав верхние ярусы и собрав заново. Дело в том, что под воздействием грунтовых вод она серьёзно накренилась, отклонившись от вертикальной оси почти на метр. Именно через арку колокольни по переходу мы сегодня и прошли в здание.
Масштабная реставрация и здания храма, и его внутреннего убранства была произведена к трёхсотлетию дома Романовых в 1913 году. И, хотя церковь была закрыта в 1934 году и даже стоял вопрос об уничтожении здания, настоятелю протоирею Сергию Вейсову удалось доказать его историко-художественную ценность. Недолго в здании располагался аптечный склад, а потом ему вновь повезло - в нём открыли Музей истории религии и атеизма.
Присмотритесь к уникальному четырехъярусному иконостасу. Из его сорока шести икон были утрачены только три.
Храм в честь Собора Пресвятой Богородицы вернули православной общине в 1993 году. На его торжественном освящении присутствовали представители дома Романовых - великие княгини Леонида Георгиевна и Мария Владимировна и великий князь Георгий Михайлович. Сегодня он является действующей церковью и учебным храмом Нижегородского епархиального женского духовного училища.
В 2013-2018 г.г. проведена реставрация кирпичной кладки и белокаменного декора, воссоздание металлических решеток, разборка и устройство конструкций кровли, демонтаж и воссоздание деталей креста, выколотка декоративных деталей, золочение - декоративные детали, купол, кресты, подзоры, яблоко конус, огрунтовка металлических поверхностей, устройство тепло-, гидро- и пароизоляции, антисептирование и огнезащита деревянных конструкций.
У меня при посещении этой церкви всё же остаётся ощущение музея. И, честно говоря, именно этим она мне особенно нравится. Я не паломник, а здесь никто никому не делает замечаний. Чувствуется, что храм одинаково приветливо встречает всех входящих, словно готов любому рассказать свою историю и окружить теплой атмосферой каждого.