Найти в Дзене

«Август»: почему не получаются ремейки?

Премьера фильма «Август», режиссёров Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева, стартовала в сентябре 2025 года. С афиш на вас смотрели Безруков, Кологривый, Табаков, которым предстояло воплотить на экранах страны знаменитую тройку фронтовых контрразведчиков — сотрудников «Смерш» — капитана Павла Алёхина (до войны агроном), старшего лейтенанта Евгения Таманцева, по прозвищу «Скорохват» (до войны пограничник) и гвардии лейтенанта Андрея Блинова, по прозвищу «Малыш», стажёра, направленного в группу капитана Алёхина, после ранения на фронте. Почти каждый день телевизор крутил по-голливудски скроенные трейлеры, где всё взрывалось, стреляло, искрилось, пугало; неискушённого зрителя активно зазывали купить билет в кино. Первый канал, один из участников создания этого фильма, на всю использовал свой вещательный ресурс, действуя по принципу кино в массы — деньги в кассу! Надо полагать, что такой экшн в рекламе должен был зацепить как можно больше зрителей, включая молодёжь, мало, что знающую про событи

Премьера фильма «Август», режиссёров Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева, стартовала в сентябре 2025 года. С афиш на вас смотрели Безруков, Кологривый, Табаков, которым предстояло воплотить на экранах страны знаменитую тройку фронтовых контрразведчиков — сотрудников «Смерш» — капитана Павла Алёхина (до войны агроном), старшего лейтенанта Евгения Таманцева, по прозвищу «Скорохват» (до войны пограничник) и гвардии лейтенанта Андрея Блинова, по прозвищу «Малыш», стажёра, направленного в группу капитана Алёхина, после ранения на фронте.

Почти каждый день телевизор крутил по-голливудски скроенные трейлеры, где всё взрывалось, стреляло, искрилось, пугало; неискушённого зрителя активно зазывали купить билет в кино. Первый канал, один из участников создания этого фильма, на всю использовал свой вещательный ресурс, действуя по принципу кино в массы — деньги в кассу!

Надо полагать, что такой экшн в рекламе должен был зацепить как можно больше зрителей, включая молодёжь, мало, что знающую про события Великой Отечественной войны в целом, и о культовой военной книге «Момент истины» («В августе 44-го») писателя Владимира Богомолова, в частности.

Расчёт, в целом, верный, особенно, с коммерческой точки зрения. Кто сегодня пойдёт в кино смотреть, глубокие по замыслу, военные фильмы советской эпохи, типа «Живые и мёртвые», «Летят журавли», «Майор Вихрь», «Баллада о солдате»? Никто! Почему? Потому, что много «букав» и надо думать. Куда проще переделки на современный лад. За тебя всё решили, в рот положили, а твоё дело жуй чипсы да похлёбывай газировку. Время такое: всё мелькает, из всякого утюга контент и каждый сам себе режиссёр.

На смену фильмам, которые снимали (и в которых снимались) фронтовики, где консультантами выступали боевые полковники и генералы, пришли яркие аттракционы на военную тему — «Сталинград» (реж. Ф. Бондарчук, 2013), «Т-34» (реж. А. Сидоров, 2019), «Девятаев» (реж.Т. Бекмамбетов/С. Трофимов, 2021) и т.д. В новом «а-ля военном кино» задача собрать большую кассу, а не отобразить историю страны. История и война играют здесь лишь роль зрелищных декораций. Это понятно, поколение ветеранов практически ушло, подсказать некому, да и проверять незачем. Отсюда и сюжеты-небылицы; красноармеец и фашист любят одну девушку, танкист-эсэсовец жмёт руку советскому танкисту. Кризис жанра? Не без этого. Зато зрелищная визуализация, цифровые технологии, клиповый монтаж. Что ещё нужно?

-2
-3

Книга В. Богомолова «Момент истины» («В августе 44-го»)

Роман был впервые опубликован в 1974 г. и с тех пор остаётся одной из лучших книг о войне, разошедшейся миллионными тиражами и переведённой на многие языки. Военный детектив, без пафоса и надрыва, раскрывающий особенности работы фронтовой контрразведки «СМЕРШ».

Западные границы СССР, август 1944 года. Красная армия освобождает Белоруссию, часть Прибалтики и Польши. Впереди — новые наступления, но в тылу действует особо опасная группа немецких диверсантов. Их передатчик пеленгуется то в одном, то в другом месте, но дешифровка затруднена. Необходимо взять врага живьём и зафиксировать «момент истины» — добыть сведения о том, кто сливает информацию о передвижении советских войск. Группа капитана Алёхина должна выполнить это задание.

Характерные особенности книги раскрывают несколько слоёв повествования. Первый знакомит с документами под грифами «Секретно», «Воздух», «Совершенно секретно»; разнообразные шифровки, телефонограммы, записки. На всём протяжении книги читатель, словно сотрудник спецслужбы, работает с секретами военной контрразведки. Второй слой погружает во внутренние монологи героев, переживания за больных детей, сомнения, тревоги. Третий слой показывает сплочение отношений в группе; молодой стажёр занял место недавно погибшего оперативника. Всё это происходит на фоне полным напряжения и интриги.

Необходимо захватить рацию агентов и добыть сведения о всей вражеской резидентуре. А это можно сделать только, взяв агентов живыми. Но враг очень опасен. На другой стороне ярый антисоветчик и особо опасный диверсант Иван Мищенко. Рутинная и будничная работа группы Алёхина выливается в захватывающее по духу чтение. Главное в книге — не экшн, а мыслительный процесс, сопоставление фактов, аналитическая работа. Здесь война и речь не про то, кто кого перестреляет, а кто кого передумает.

Фильм «В августе 44-го» (реж. М.Пташук, Беларусьфильм, 2000)

Пожалуй, самая достойная экранизация романа, передающая подлинную атмосферу книги. Хотя Богомолов захотел убрать своё имя из титров, не согласившись с некоторыми решениями создателей фильма. Увы, такое бывает. Можно вспомнить конфликт между Кингом и Кубриком по вопросу экранизации «Сияния». Талантливые личности, порой, расходятся во взглядах, это нормально.

Картина Пташука раскрывает нюансы работы всей группы по поиску диверсантов, а финальная сцена встречи в лесу и «момента истины» заслуживает особой похвалы. Фильм развивается поступательно, без каких–либо отходов от магистральной линии книги. Передано главное — это напряжённое расследование, военный детектив, а не залихватский боевик. Был задействован замечательный актёрский состав; Е. Миронов (Алёхин), В. Галкин (Таманцев), Ю. Колокольников (Блинов), а кроме того В. Павлов, А. Петренко, Б. Тышкевич, А. Балуев и др.

За практически 35 лет новой истории российского кинематографа было снято мало хороших фильмов о Великой Отечественной войне. Среди тех, у кого получилось это сделать можно выделить: «Звезда» (реж. Н. Лебедев, «Мосфильм» 2002), к слову, очень достойный ремейк одноимённого фильма 1949; российско-белорусский фильм «Брестская крепость» (реж. А. Котт, 2010); «28 панфиловцев» (реж. А. Шальопа, 2016), и, обязательно, «В августе 44-го» (реж. М. Пташук, 2000)

Промоушен идёт полным ходом, часть первая
Промоушен идёт полным ходом, часть первая
Промоушен идёт полным ходом, часть вторая
Промоушен идёт полным ходом, часть вторая

Новый «АВГУСТ» (реж. Н. Высоцкий/И. Лебедев, Дирекция кино, Первый канал при поддержке Фонда кино, 2025)

Прошло 25 лет с тех пор, как вышел фильм Пташука, который сплотил огромное число фанатов этой картины и книги. И как бы создатели и промоутеры нового фильма ни старались рассказать с экрана ТВ, что это своё, собственное прочтение культовой книги, сравнения будут неизбежны. Ведь в массовом сознании уже закрепился образ очень качественной экранизации.

Здесь следует сделать небольшое отступление. Почему не получаются ремейки?

А зачем их вообще делать? Зачем нужны переделки, сиквелы или приквелы? Неужели мало тем или первооснов, на которых можно себя проявить? Не будем, однако, категоричными и скажем, что всё это имеет право на жизнь. Если картина завоевала популярность в прошлом, то на её переделке можно хорошо заработать в настоящем. Главное, чтобы новая версия была не хуже, а ещё лучше чем прежняя экранизация. Но, такое получается крайне редко. Поэтому, разнообразные производные от оригинального фильма — большая удача.

В современном отечественном кинематографе с этими производными как–то не заладилось. Желание продюсеров поэксплуатировать «народную любовь» на новый лад вполне объяснимо; деньги и слава! А результат весьма плачевный.

Объясняется это легко. Отечественное (советское) кино создавало законченное произведение, а Голливуд сразу готовил «вселенную» с возможными вариациями. Практически все советские картины не задумывались как «вселенные» с продолжением, но как качественно сделанные оригиналы, будь то на серьёзную или развлекательную тему. А когда современный российский кинематограф стал бизнесом, то поменялись и принципы. Отсюда и переделки сомнительного качества, и негативные отзывы.

При этом, необходимо отметить, что на сегодня есть вполне заслуживающие нашего внимания примеры хороших фильмов и сериалов, снятых современными российскими кинематографистами.

Но вернёмся к «Августу» (мнение редакции)

Это кино сразу психологически отвернуло от себя, так как знание книжной первоосновы и тёплые чувства от картины Пташука неизбежно вклинивались в процесс просмотра и указывали на недочёты, перегибы, небылицы. Но надо было досмотреть до конца. В аннотации к «Августу» на Вики сказано, что сюжет фильма имеет ряд существенных расхождений с сюжетом романа Богомолова. Спасибо, что предупредили, но получается, что это уже совсем другой фильм!

Что не так с фильмом? Это боевик. Средненький военный боевичок. Он выполнен зрелищно — спецэффекты, колористика, взрывы, аттракцион для глаз, одним словом. Но совсем не передаёт ни духа книги, ни детективного напряжения жанрового кино. Актёрская игра не впечатлила, как и некоторые финты. Попытка докрутить некоторые сцены перестрелок на уровень "Матрицы" или добавить хоррор-моменты смотрятся, прямо скажем, достаточно абсурдно. Обойдёмся без спойлеров.

А ещё суперляп. Оказывается, после того, как Красная армия очистила Белоруссию от немцев в ходе операции «Багратион» (в книге ясно сказано, что по лесам бродят небольшие, разрозненные группы недобитков из оборванных немцев, полицаев и коллаборационистов) каким-то волшебным образом смогла уцелеть хорошо вооружённая и экипированная группировка немцев в количестве 3 000 (!) человек.

Такого не было, категорически. Зачем этот вымысел, что он должен сказать зрителю? И это в 2025 году, указом Президента РФ обозначенного, как год Защитника Отечества и сохранения исторической памяти.

Несмотря на любезное предупреждение о том, что сюжет фильма расходится с сюжетом книги, зачем вообще понадобилось приплетать авторский вымысел к известному произведению? Сделали бы своё оригинальное кино.

Но нет, понадобилось эксплуатировать суперпопулярный материал о войне, читанный-перечитанный и уже однажды экранизированный.

У нас ведь есть хорошие современные военные фильмы, доказавшие, что можно создавать сильное и пронзительное кино. Страшно представить, что «переделкины» доберутся до таких народных святынь, как «В бой идут одни «старики»», «Горячий снег» или «Они сражались за Родину». Эти фильмы — не просто кино, а часть нашей памяти, и их лучше не трогать.