28 ноября 2025 года/
Прогулка по Малой Пироговской улице продолжается. Увы, побывать внутри конструктивистских общежитий Института красной профессуры уже не получится в связи с их консервацией перед возможным сносом, зато можно осмотреть интерьеры других примечательный сооружений разных эпох - дореволюционного Тихомировского учебного корпуса ВЖК, кинотеатра «Спорт», преобразованного в Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой, а также Усачёвского рынка, в котором архитекторы советского модернизма использовали купольную крышу.
Усачёва улица, 26 - Усачёвский рынок (1977). Торговые ряды появились здесь ещё в XIX веке во владении купцов Усачёвых, в 1934 году торговлю упорядочили - открылся большой колхозный рынок, там даже гостиница была для приезжих - Дом колхозника. В эпоху советского модернизма архитекторы и инженеры, вдохновлённые идеями американца Ричарда Фуллера, реализовали несколько эффектных проектов купольных зданий - цирк на Вернадке, спортивный зал в Лужниках, велотрек в Крылатском. И для крытых районных рынков тоже решили строить здания без промежуточных опор.
Смотрите старые фотографии. Строительство Усачёвского рынка. 1976 год:
В старых комментариях на викимапии пользователи оставляли не самые лестные отзывы о работе Усачёвского рынка. После реконструкции 2017 года изменился не только внешний вид, но и концепция рынка: между фруктово-овощными рядами открылись привлекающие молодёжь модные кафе, на рынке проходят развлекательные и культурные события.
Достопримечательности под ногами
Малая Пироговская улица, 14с1 - дореволюционное строение реконструировано под апарт-комплекс
Малая Пироговская улица, 16 - в 1914 году был заложен самый большой на тот момент жилой дом в Москве в девять этажей и длиной фасада 128 саженей. Здание проектировал архитектор Георгий Олтаржевский. Квартиры предназначались не для доходной сдачи внаём, а для собственного проживания дольщиков, однако советская власть внесла коррективы в планы инвесторов и дом отдали под общежитие.
Дом бывшего Общества квартировладельцев на Усачёвке. 1931 год:
Малая Пироговская улица, 18с1 - Тихомировское общежитие студентов-медиков (1911, архитектор Роман Клейн) перестроено до неузнаваемости в советский период и используется под конторы и офисы.
Общежитие 1-го Московского медицинского института. 1931 год:
Малая Пироговская улица, 20 - Институт злокачественных опухолей имени Морозовых (1903, архитектор Роман Клейн), первая в Москве «раковая клиника».
Институт им. Морозовых для лечения страдающих опухолями Императорского Московского университета. 1904-1910 гг.:
Здание в целом сохранено, вот только вместо стеклянного купола над анатомическим театром (операционной) образовалось жестяное ведро.
Малая Пироговская улица, 21 - жилой дом (1961)
Большая Пироговская улица, 51к2-8 - комплекс общежитий Института красной профессуры (1929-1932, архитекторы Дмитрий Осипов и Алексей Рухлядев). Первые здешние жильцы изучали экономику, историю, философию, юриспруденцию в новом коммунистическом учебном заведении, разместившемся в Страстном монастыре. Выпускники престижного партийного вуза автоматически получали профессорский статус.
Общежитие Красной профессуры, вид со стороны Малой Пироговской улицы. 1928-1935 гг.:
В плане комплекс представляет собой восемь корпусов, состыкованных торцами с центральным блоком. Жилая секция, рассчитанная на две семьи, состояла из двух комнат и прихожей, а кухня с газовыми плитами, туалет, умывальник и прачечная были общими. Для отдыха жильцов были предусмотрены уютные зелёные дворики.
Уже в 1938 году партийный институт расформировали и «дом-гребёнку» передали курсантам и преподавателям Военно-политической академии. По легенде, здесь некоторое время жил Юрий Гагарин. В 1974 году здания были капитально отремонтированы, но за прошедшие с тех пор полвека накопились хозяйственные проблемы. Министерство обороны расселило квартирантов и законсервировало ценный объект конструктивистской архитектуры с неясной дальнейшей судьбой.
Тихомировский корпус Московских женских педагогических курсов (1913, архитекторы Александр Эйхенвальд и Отто фон Дессин) в советское время перешёл по наследству Педагогическому институту.
Аудиторный корпус женских курсов, расположенный в самом начале Малой Пироговской улицы, завораживает планировкой и богатством оформления, а в этом здании интересны прежде всего инженерные решения: впервые в российской архитектуре встречается лучевая балочная система перекрытий, применён железобетонный каркас, кирпич частично заменён бетонными блоками, вместо потолка большой лекционной аудитории изначально был стеклянный световой фонарь, а на крыше сохранилась астрономическая обсерватория.
Большая Пироговская улица, 53 - жилой дом Министерства авиационной промышленности СССР с детским садом, продуктовым магазином и кинотеатром «Спорт» (1955, архитекторы Н.Грачёва и О.Шиндановина)
Малая Пироговская улица. 1954-1955 гг.:
Скульптурная композиция «Миру – мир» (1957, скульптор С.Савицкий) в девяностые годы при невыясненных обстоятельствах лишилась фигуры девушки.
Монумент «Миру – мир» на фоне кинотеатра «Спорт». 1960-1961 гг.:
В пятидесятые годы размещение кинотеатров в жилых новостройках стало обычной практикой, надо полагать, что усиленная звукоизоляция не доставляла жильцам неудобств. Сейчас такие кинозалы приспособлены под другие культурные учреждения и разве что в сталинке на шоссе Энтузиастов сохранился действующий кинотеатр «Факел». В 2002 году помещения бывшего кинотеатра «Спорт» были предоставлены Театру музыки и песни под руководством Елены Камбуровой.
Как сегодня выглядят интерьеры бывшего кинотеатра?
Елена Камбурова убеждена, что «песня – это живое существо, летящее во времени и пространстве и возрождающееся каждый раз, соединяясь с человеческим голосом». Эстрадная карьера певицы началась в 1960-е годы с исполнения песен Новеллы Матвеевой и Булата Окуджавы, позднее в её репертуар вошли циклы песен на стихи Маяковского, Блока, Цветаевой, Поженяна, Вознесенского, песни французских шансонье. Камбурова записала несколько пластинок на «Мелодии», озвучивала киноленты и мультфильмы, снималась в фильмах-концертах.
Как общественный деятель Елена Камбурова выступает за защиту бездомных животных в городе.
Творческий коллектив Театра музыки и поэзии сложился в 1991 году и состоял тогда из певицы Елены Камбуровой и двух музыкантов - Олега Синкина и Вячеслава Голикова. «Театр музыки и поэзии можно назвать уникальным театром, так как здесь возник новый для музыкального театра жанр: поэтическое слово существует в его постановках наравне с музыкой, а драматургия спектаклей основана не только на сюжетах литературных произведений, но и на музыкальном материале»,- рассказывает официальный сайт театра https://teakam.ru/
Театр музыки и поэзии не мог бы прожить без единомышленников - актёров, драматургов, режиссёров, - вместе с которыми создавались новые спектакли, традиционные и экспериментальные. В фойе Театра музыки и поэзии зрителей встречают предметы из личной коллекции Елены Камбуровой.
Два небольших зала кинотеатра «Спорт» - синий и красный - могли вместить по 200 зрителей. Сейчас залы приспособлены под театральные нужды, но сохранили элементы исторического оформления.
Сцены из спектакля «Без вины виноватые»
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»
Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе
Москва до сих пор загадка? Презентация проекта «Город на память»
#городнапамять #москва #история #архитектура #хамовники #малаяпироговская #театркамбуровой