В октябрьском номере мы собрали лучшие рассказы наших авторов, написанные в 2024-2025 гг.. а сам номер посвящен юбилею русского советского прозаика, писателя Юрия Нагибина. Широкая тематика рассказов, разнообразный уровень владения мастерством «самого короткого жанра», однако всех авторов объединяет огромная любовь и уважение к традициям русской литературы, умение работать со Словом и умение видеть как в собственной профессии, так в обыденной жизни удивительные жизненные обстоятельства и характерные детали нашего времени, которые авторы аккуратно переносят в «рассказанные истории».
...и всей теплотой сердца Анна Васильевна вдруг поняла, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках, чиненой, небогатой одежке, сын погибшего за Родину солдата и «душевой нянечки», чудесный и загадочный гражданин будущего» (Юрий Нагибин «Зимний дуб»)
Все знают эти строчки популярного советского писателя Юрия Марковича Нагибина (1920-1994) из его рассказа «Зимний дуб». Давайте вглядимся в них еще раз, прочитаем этот рассказ на страницах нашего альманаха, вчитаемся внимательно и попробуем уловить суть.
Весь XIX век русские писатели «поднимали» маленького, закрытого ото всех, спрятанного в самом себе лишнего человека до неестественно-огромного роста «человека будущего» кровавого начала века XX-го. И вдруг, после страшных потрясений этого столетия, мы снова видим «маленького человека», но писатель уже не «выращивает» его, а наоборот – любуется его маленьким, но сильным стремлением к красоте, к природе, к осознанию вечной жизни во всем, что его окружает. И Нагибин с огромным уважением к этому маленькому человечку в «разношенных валенках» называет его «чудесным и загадочным гражданином будущего»...
Юрий Нагибин прославился как автор автобиографических повестей и детских произведений, по его произведениям сняли фильмы «Ночной гость», «Трудное счастье», «Братья Комаровы». Среди основных тем творчества Нагибина — яркая любовь, самоотдача главного героя, драматизм несостоявшегося или упущенного счастья. Центральное место в его произведениях занимают человеческие отношения, вера в доброе в человеке, удачные психологические мотивировки, а основной темой своего творчества Нагибин называл «пробуждение человека», а значит, узнавание заново своего окружения, более осознанное, положительное отношение к другому, а через это — к самому себе. Его потрясающие светлые рассказы «Зимний дуб», «Старая черепаха», «Комаров», «Эхо», «Заброшенная дорога», «Мальчики» (как перекличка с «Мальчиками» А.П.Чехова), «Капельное сердце» и другие – лучшие образцы классического русского советского рассказа, потрясающие своим светом, яркими красками, применяемыми как в описаниях мест, так и в характерах персонажей рассказов. Творческая жизнь писателя была сложна, но успешна по сравнению со многими его коллегами по цеху – сборники выходили большими тиражами, ставились фильмы по его сценариям, собиралось собрание сочинений...
Однако, надо заметить, в собственных дневниковых записях Юрий Маркович часто досадовал на различные сложные обстоятельства творческой жизни писателей и культурной жизни страны (особенно на отношение к писателям «власть предержащих»). Его последние записи в дневнике без слез читать невозможно: «А куда делись люди?» – вопрошал писатель в дневнике 4 ноября 1985 года. Эта фраза в некотором роде – подзаголовок его дневника, который вышел уже после смерти писателя. Последняя его книга, которую он успел подписать в печать носит название «Тьма в конце туннеля»: впереди маячили годы перестройки, перелома в жизни страны, перелома в отношении страны и общества к литературе...
Этот номер возвращает нас к истокам нашего альманаха: в одном из первых номеров (в №4) мы разместили письма Антона Павловича Чехова (именно его юбилею был посвящен тот номер). И с этого номера мы открываем постоянную рубрику «Литературная мастерская», где будем публиковать (в ознакомительных целях) рассказы наших уважаемых классиков, российских и советских писателей. Эти же рассказы мы разбираем на курсах «Литературной мастерской» (с 15 сентября работает «Мастерская рассказа», где обучаются наши авторы). Рассказы из этой рубрики будут собираться в тематические подборки лучших произведений и публиковаться в т.ч. на сайте издательства. В этом номере мы собрали лучшие рассказы наших авторов, написанные в 2024-2025 гг. Широкая тематика рассказов, разнообразный уровень владения мастерством «самого короткого жанра», однако всех авторов объединяет огромная любовь и уважение к традициям русской литературы, умение работать со Словом и умение видеть как в собственной профессии, так в обыденной жизни удивительные жизненные обстоятельства и характерные детали нашего времени, которые авторы аккуратно переносят в «рассказанные истории».
В наступающем 2026 году издательство планирует выпустить 12 литературных сборников в разных жанрах, несколько специальных издательских проектов, среди которых – сборник прозы «Истории Любви», сборник пьес и сценариев «Театральная Премьера», третий выпуск аудиодиска «Лучшие рассказы 2026 года», а также, по традиции, планирует принять участие в международной книжной ярмарке на ВДНХ в сентябре.