Найти в Дзене
Крымские крымчане

Горький в Керчи и о Керчи

Керчь в произведениях А. М. Горького упоминается неоднократно.17 сентября 1891 года он посетил наш город, то есть скоро минет 118 лет как это случилось (статья из "Керченского рабочего от 11 сентября 1991 года. ред.). Желая лучше «знать Россию», Алексей Максимович дважды совершает хождения по Руси. Свое путешествие от Одессы до Тифлиса он описал в рассказе «Мой спутник». Двадцатитрехлетний писатель зарабатывал в пути скудные средства физическим трудом землекопа, грузчика, садовника, батрака. С ячменной лепешкой в мешке, купленной «за последний пятак», он дошел до Керчи. Это было первое из пятнадцати посещений Крыма.  «...Мы пришли в Керчь поздно вечером и принуждены были ночевать под мостками с пароходной пристани на берег. Ним не мешало спрятаться: мы знали, что из Керчи незадолго до нашего прихода был вывезен весь лишний народ — босяки, мы побаивались, что попадем в полицию, а так как Шакро путешествовал с чужим паспортом, то это могло повести к серьезным осложнениям в нашей судьбе. 

Керчь в произведениях А. М. Горького упоминается неоднократно.17 сентября 1891 года он посетил наш город, то есть скоро минет 118 лет как это случилось (статья из "Керченского рабочего от 11 сентября 1991 года. ред.). Желая лучше «знать Россию», Алексей Максимович дважды совершает хождения по Руси. Свое путешествие от Одессы до Тифлиса он описал в рассказе «Мой спутник». Двадцатитрехлетний писатель зарабатывал в пути скудные средства физическим трудом землекопа, грузчика, садовника, батрака. С ячменной лепешкой в мешке, купленной «за последний пятак», он дошел до Керчи. Это было первое из пятнадцати посещений Крыма. 

«...Мы пришли в Керчь поздно вечером и принуждены были ночевать под мостками с пароходной пристани на берег. Ним не мешало спрятаться: мы знали, что из Керчи незадолго до нашего прихода был вывезен весь лишний народ — босяки, мы побаивались, что попадем в полицию, а так как Шакро путешествовал с чужим паспортом, то это могло повести к серьезным осложнениям в нашей судьбе. 

Волны пролива всю ночь щедро осыпали нас брызгами, на рассвете мы вылезли из-под мостков мокрые и озябшие. Целый день ходили мы по берегу, и все, что удалось заработать - это гривенник, полученный мною с какой-то попадьи, которой я отнес мешок дынь с базара. 

Нужно было переправиться через пролив в Тамань. Ни один лодочник не соглашался взять гребцами.на тот берег, как я ни просил об этом. Все были восстановлены против босяков, незадолго перед нами натворивших тут много геройских подвигов, а нас, не без основания, причисляли к их категории. 

Когда настал вечер, я со зла на свои неудачи, на весь мир, решился на несколько рискованную штуку и с наступлением ночи привел ее в исполнение...» Он отвязал казенную лодку и ночью переправился со своим спутником с риском для жизни через бушующий Керченский пролив. 

Рассказ «Мой спутник» привлек внимание читателей и получил хороший отзыв А. П. Чехова и Л. Н. Толстого. Рассказ автобиографичен. В письме к И. А. Груздеву (1933 г.) Алексей Максимович пишет: «Мною в 90-х годах были записаны десятки песен, несомненно, подлинно народных, они погибли в жандармском управлении, а раньше - я утопил целую тетрадь записей в Керченском проливе. По сей день жалею: песен этих нет нигде у собирателей». В июле-августе 1897 г. в газете «Нижегородский листок» был опубликован очерк «Ярмарка в Голтве», в котором он упоминает о керченской рыбе. «Бойчее торгуют «жинки». Они продают какое-то розовое питье, вишни и тарань. Этой рыбы целые вороха лежат на земле, и. так как ее здесь очень любят, она покупается хорошо. Звонкие голоса так и режут уши. 

- Рыба черноморска, керченска, вкусна та солена! 

- А вот ще наилучша рыба!» 

Город Керчь упоминается в XVI главе романа «Мать». В беседе с матерью хохол говорит: 

«Был в Керчи еврей молоденький, писал он стихи и однажды написал такое: 

И невинно убиенных 

Сила правды воскресит!.. 

Его самого полиция там, в Керчи, убила, но это — неважно! Он правду знал и много посеял ее в людях». 

В 1928 году в заметке Горький пишет о старичке-скорняке, шедшем в ногу с рабочим классом. Этого старичка враги (белые) в Керчи повесили.  

В 1932 году в беседе с Сергеевым-Ценским у себя на квартире в Москве А. М. Горький показывал хранившийся в шкафу круглый кусок железной руды 60%, выявленной на Керченском полуострове. 

-2

В память о пребывании А. М. Горького в нашем городе на улице, носящей его имя, установлен памятный знак (авторы: скульптор Сердюк Р. В., архитектор Морозов А. Н.) с рельефным изображением портрета писателя и надписью: «Всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!» А. М. Горький. Песня о соколе. Великий пролетарский писатель А. М. Горький (А. М. Пешков) посетил Керчь летом 1891 г.» 

Источник: "Керченский рабочий" от 11 сентября 1991 года.