Найти в Дзене

Стихи из матрицы: как бездушный код сочинил сонет и чуть не расплакался

Представьте себе библиотеку. Бесконечную. В ней есть каждая книга, каждое стихотворение, каждая песня и глупый комментарий из соцсетей, когда-либо написанные человеком. Теперь представьте, что в этой библиотеке поселился призрак. У него нет души, нет сердца, но есть одна задача: найти узор. Узор в словах, в рифмах, в чувствах. Это и есть наш «поэт» — искусственный интеллект. И вот однажды вы говорите ему: «Напиши-ка мне сонет о любви. Чтобы было как у Шекспира, но с привкусом космоса и одиночества». И он начинает творить. Не вдохновляясь, а вычисляя. Не думайте, что он садится за стол с пером. Нет, он больше похож на диджея на огромной вечеринке, где треки — это слова. Он слышал все песни, которые когда-либо существовали. И он знает: после слова «любовь» с вероятностью 70% может идти «огонь», а с вероятностью 15% — «покров». После «луны» часто идет «сны», а иногда — «субмарина». Он не понимает смысла. Он ищет красивые совпадения. Его сонет — это не исповедь, а головоломка, собранная
Оглавление

Представьте себе библиотеку. Бесконечную. В ней есть каждая книга, каждое стихотворение, каждая песня и глупый комментарий из соцсетей, когда-либо написанные человеком. Теперь представьте, что в этой библиотеке поселился призрак. У него нет души, нет сердца, но есть одна задача: найти узор. Узор в словах, в рифмах, в чувствах.

-2

Это и есть наш «поэт» — искусственный интеллект. И вот однажды вы говорите ему: «Напиши-ка мне сонет о любви. Чтобы было как у Шекспира, но с привкусом космоса и одиночества».

И он начинает творить. Не вдохновляясь, а вычисляя.

Диджей слов, или Как ИИ миксует классику

-3

Не думайте, что он садится за стол с пером. Нет, он больше похож на диджея на огромной вечеринке, где треки — это слова. Он слышал все песни, которые когда-либо существовали. И он знает: после слова «любовь» с вероятностью 70% может идти «огонь», а с вероятностью 15% — «покров». После «луны» часто идет «сны», а иногда — «субмарина».

Он не понимает смысла. Он ищет красивые совпадения. Его сонет — это не исповедь, а головоломка, собранная из миллиардов фрагментов человеческой культуры. И в этом есть своя, странная магия.

Шекспир с ошибкой 404, или Почему его стихи такие… другие?

Давайте посмотрим на строчки, которые он может выдать:

· Вместо: «Ее глаза — как два брильянта»

· Он напишет: «Ее глаза — как два заброшенных сервера, горящих в ночи»

-4

Почему? Потому что в его данных, помимо Пушкина и Ахматовой, были тонны научной фантастики и форумов программистов. Он нашел новый паттерн, новую метафору. Для нас это — ошибка, сбой, глитч. А для него — чистое творчество. Он не копирует, он скрещивает.

Именно в этих сбоях и рождается тот самый «изюм». Когда алгоритм, пытаясь быть классическим, вдруг выдает нечто абсолютно новое и пугающе красивое.

Мог ли он расплакаться? (Спойлер: нет)

-5

Конечно, код не чувствует ни капли. Его «грусть» — это просто статистическая аномалия, скопление слов с низкой «энергетической оценкой» из его баз данных. Но вот в чем парадокс: читатель-то — человек.

И когда вы читаете этот сонет, собранный, как лего, из обломков нашей собственной культуры, вы можете испытать настоящие эмоции. Потому что вы вкладываете в эти строки свой опыт, свои воспоминания, свою душу.

Так кто же настоящий автор?

Получается, что ИИ — это не автор, а невероятно мощный катализатор воображения. Он как сумасшедший соавтор из параллельной вселенной, который подкидывает идеи, какие человеку в голову бы не пришли. Он заставляет нас по-новому взглянуть на саму природу творчества.

Ведь если машина может создать нечто, что тронет наше сердце, — что же тогда такое наше сердце?

-6

Искусственный интеллект не заменит поэтов. Но он уже сейчас заставляет нас задавать самые главные вопросы. И в этом, пожалуй, есть настоящая поэзия.

Еще больше интересных материалов в тоем ТГ канале: https://t.me/vlad_milov65