Найти в Дзене
О Москве нескучно

Станция метро в Москве, которая сначала принадлежала одной линии, а потом другой

Когда и зачем соорудили эту станцию? Правда ли, что условия строительства были одними из самых комфортных в Москве? Что за проблемы возникли после открытия станции? Какие интересные детали оформления здесь имеются? А также - почему в 2000-х станцию передали другой линии? И как платформа изменилась спустя столько лет? Об этом и не только расскажу сегодня. Станция метро "Крылатское" сейчас находится на Арбатско-Покровской линии. Однако изначально она принадлежала Филёвской. В январе 2008 года открыли станцию "Строгино". После этого участок от "Кунцевской" передали синей линии. "Крылатское" начала работать для пассажиров 31 декабря 1989 года. Формально это было примерно на 12 месяцев раньше, чем планировалось на стадии проектирования. Но в специальной литературе того периода можно встретить сообщения, что "Крылатское" собирались открывать даже в октябре 1989 года. Станцию "Крылатское" разместили под Осенним бульваром, который тогда назывался улицей Маршала Устинова. Тут уже было много жил
Оглавление

Когда и зачем соорудили эту станцию? Правда ли, что условия строительства были одними из самых комфортных в Москве? Что за проблемы возникли после открытия станции? Какие интересные детали оформления здесь имеются? А также - почему в 2000-х станцию передали другой линии? И как платформа изменилась спустя столько лет? Об этом и не только расскажу сегодня.

Почти без проблем

Станция метро "Крылатское" сейчас находится на Арбатско-Покровской линии. Однако изначально она принадлежала Филёвской. В январе 2008 года открыли станцию "Строгино". После этого участок от "Кунцевской" передали синей линии. "Крылатское" начала работать для пассажиров 31 декабря 1989 года. Формально это было примерно на 12 месяцев раньше, чем планировалось на стадии проектирования. Но в специальной литературе того периода можно встретить сообщения, что "Крылатское" собирались открывать даже в октябре 1989 года.

Станция "Крылатское" от северного выхода, 2009. Фото отсюда: https://www.metrowalks.com
Станция "Крылатское" от северного выхода, 2009. Фото отсюда: https://www.metrowalks.com

Станцию "Крылатское" разместили под Осенним бульваром, который тогда назывался улицей Маршала Устинова. Тут уже было много жилых кварталов. А транспортная доступность пока оставляла желать лучшего. До ближайшей станции метро "Молодёжная" люди могли добираться только на автобусах. Сооружение "Крылатского" начали в 1987 году. Работу поручили коллективу строительно-монтажного управления (СМУ) №11 Метростроя. Тоннели от "Молодёжной" прокладывали с помощью специального щита. А саму станцию делали уже открытым способом. Рыли котлован, а потом готовое сооружение засыпали землёй.

К счастью, геологические условия здесь были благоприятными. Никаких плывунов и грунтовых вод. Поэтому природа строителям не мешала. Проблемы начались потом - уже после открытия станции. В сентябре 1990 года платформу внезапно закрыли для пассажиров. Оказалось, что в жилых домах на улицах Ярцевской и Академика Павлова, которые находились близко к тоннелям метро, были очень сильные вибрации во время движения поездов. Людей в квартирах буквально трясло. Выяснилось, что строители не согласовывали свой проект с санэпидемстанцией. Но ещё 1986 году разработали решение возможной проблемы: выделить дополнительный жилой фонд, чтобы переселить туда людей, если возникнет нужда. Видимо, в 1990-м про это уже и забыли. Руководство столичного метро предложило уменьшить скорость движения поездов, чтобы сократить вибрации. Судя по дальнейшим сообщениям в газетах, в 1991 году жильцов из проблемных домов всё-таки расселили.

Интересные детали

Но вернёмся к самой станции. В качестве конструкции платформы выбрали односводчатый вариант. Без колонн и пилонов. Глубина заложения составила 9,5 метров. Внешний облик станции разрабатывали архитекторы Николай Шумаков, Галина Мун и Анатолий Мосийчук. Им удалось придумать для "Крылатского" уникальное на тот момент оформление. Речь, конечно же, про своды. Они получились асимметричными. То есть с одной стороны это практически гладкая поверхность. Но чем ближе к другой, тем отчётливее видны выпирающие консоли и желоба. В последних разместили освещение.

Получилась интересная рельефная композиция. Она должна была чем-то напоминать крылья и подчёркивать связь с названием станции. Однако считается, что в оформлении платформы также присутствует тематика физкультуры и спорта. Учли славную олимпийскую историю этих мест: гребной канал, велотрек и другие сооружения к Играм 1980 года. Между эскалаторами и лестницей южного выхода установили скульптурную композицию. Это огромная дуга. С одной её стороны девушка с крыльями, которые привязаны к рукам ремнями. С другой - молодой человек. Они словно летят навстречу друг другу. Со стороны северного выхода в нише установили скульптуру, но уже более скромных размеров. Здесь мы видим юношу со сломанными крыльями. В его руках мяч.

Пол "Крылатского" отделали серым гранитом с чёрными вставками. А вот путевые стены украсили мрамором бело-серо-коричневого цвета. Кстати, здесь нет никакой таблички с названием станции. Её расположили на конструкциях вдоль центральной оси платформы. Также там есть деревянные лавочки, указатели и дополнительные лампочки. Изначально их здесь устанавливать не планировали. Но вроде как освещения от существовавших на сводах было недостаточным. В любом случае, и с ними стало не сильно лучше. На станции до сих пор мрачновато.

Была там, теперь здесь

Также интересно, что изначально лампочки вдоль центральной оси платформы выглядели несколько по-другому. Да и установлены они были не на каждой конструкции с названием. Но, когда этот участок отошёл к Арбатско-Покровской линии, тут сделали сплошные светильники, которые мы видим сегодня. Вообще история с изменением "места жительства" станции любопытная. Филёвскую линию давно планировали продлевать в сторону районов Строгино и Митино.

Скамейка с названием станции и навигацией, 2009. Фото отсюда: https://www.metrowalks.com
Скамейка с названием станции и навигацией, 2009. Фото отсюда: https://www.metrowalks.com

С технической точки зрения это было удобно. Однако скромная линия просто не выдержала бы сильно возросшего потока пассажиров. Поэтому новый участок с парочкой старых станций решили передать более пригодной для этого Арбатско-Покровской. Хотя статистика показывает, что количество людей, которые пользуются построенными тогда станциями, огромным назвать нельзя. Например, по данным за 2-й квартал 2025 года, у "Строгино" этот показатель составлял 54 тысячи человек в сутки. "Крылатское" ушло недалеко от своей соседки - 57.

Тем не менее, для жителей района эта станция очень важная. Она позволяет добраться до центра Москвы относительно быстро. Единственное, что настораживает, это состояние платформы. В последние годы тут появились какие-то протечки, закрытые металлическими листами. Но с чем это связано, точно сказать не могу. Возможно, кто-нибудь из читателей подскажет.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!