Как жил и умер великий русский поэт Сергей Есенин? Кто был его действительными друзьями, кто – врагом? Был он боевиком-эсером, или «скифом»?
Мистический голос древней Руси
Сергей Есенин — фигура для русской культуры исключительная. Поэт, который творил на сломе эпох, человек, который был не просто свидетелем появления нового мира, но и активно создавал его своим творчеством.
Именно Есенин ввёл в литературный дискурс того времени тему Руси – вневременной, мистической, вечной!
Его видение образа Руси не укладывалась ни в рамки европоцентричной Российской Империи, ни в материалистическую марксистскую платформу раннего советского государства.
Его поэзия выросла из самой почвы народного сознания — из того культурного кода, где неразрывно сплетены икона и топор, храм и кабак. У Есенина эта двойственность проявлялась неимоверно ярко: его «размашистая душа» постоянно колебалась между полюсами «храма и кабака», но всегда оставалась бунтарской.
Кстати, мало кто знает, что образ «горького пропойцы» Есенин поначалу создавал намеренно, а стихи писал только, будучи трезвым. Увы, со временем, как это бывает, маска приросла. Это и стало одной из причин его трагической судьбы.
Но, пока - он не просто пел о деревне — он воплощал в стихах целостный мистический образ Руси!
При этом, его воспринимали как своего и представители старого мира, и революционеры - создатели нового. Но эта же двойственность делала его уязвимым: колеблясь между мирами, он неизбежно становился объектом политической борьбы, его хотели видеть своим самые разные течения и силы. В этом отношении Есенин, конечно, близок с Высоцким, оба являются неотъемлемой частью «культурного кода» страны и эпохи. Только если Высоцкий принадлежал эпохе застоя, то Есенин — эпохе революционного перелома, времени, когда Россия буквально разрывалась между прошлым и будущим.
Поэт и революция
Есенин прошёл сложный путь — от юного поэта, читавшего стихи царевнам, до революционного бунтаря, «выплёвывающего изо рта пасху». Причём, это не преувеличение, такие факты есть. Его поэтический сборник «Голубень» первоначально был посвящён императрице, и это тоже известно. Одно время поэт был вхож в высшие круги, есть даже версия, что в санитарный поезд, где Есенин служил во время Первой мировой войны, он попал по протекции Распутина.
Всё изменила Февральская революция. Февраль Есенин не принял, писал о том, что «стреляют в младенца Христа». Зато Октябрь встретил иначе — с восторгом, можно сказать, с религиозным экстазом. Судя по всему, видел в Октябре возрождение именно той Руси, образ которой создавал. Думаю, с этим связан и интересный, хотя и малоизвестный факт биографии поэта. В 1918 году Есенин вступил в боевую дружину левых эсеров. Нет точных данных о том, чем именно он там занимался. Но надо понимать, что выбор именно левых эсеров не случаен.
Левые эсеры были ярыми антизападниками, апеллировали к староверчеству и мечтали о языческо-христианском синтезе. Они были даже жёстче большевиков в своём отрицании западной цивилизации и индустриализма. Есенин тогда писал о революции не только на земле, но и «на небесах, доходя до откровенного кощунства.
Именно в этот период он участвовал в движении «Скифы». Идеологом движения был известный критик и литературовед Иванов-Разумник. Это движение, близкое к левым эсерам, объединило Блока, Клюева, Есенина, художника Петрова-Водкина. Их идея – бунтарство, опирающееся на архаику и «азиатский» дух России. «Скифы» апеллировали к старообрядчеству, мечтали о чисто русском языческо-христианском синтезе. Этот пласт истории жизни Есенина до сих пор не исследовался с учётом политической составляющей. Но без осмысления этой культурно-политической связи феномен Есенина не разгадать. Правда, со временем, он от такого радикализма поэт отошел и, судя по всему, переживал глубокий внутренний кризис.
До свиданья, друг мой…
К 1925 году Есенин оказался в эпицентре острой борьбы за власть. Ему покровительствовали разные силы: Луначарский, который высоко ценил поэта, Дзержинский, отправивший его на лечение, и даже Троцкий — человек, крайне критично относившийся к литературе. Тем не менее, «Лев революции» назвал Есенина выдающимся явлением.
По словам Максима Горького, лучшее, что вообще писали об Есенине, написал именно Троцкий. Советская власть хоронила его за госсчёт, широко и официально. От правительства, правда, присутствовал только Троцкий. Но какую пламенную речь он произнёс! При этом над поэтом всё время витала тень угрозы. Например, за ним числились антисемитские высказывания, и поэт даже писал Троцкому письмо с объяснением, что он «вовсе не антисемит».
Несколько раз заводились и уголовные дела, но всякий раз закрывались. Ярым врагом Есенина был Николай Бухарин, яростный русофоб. Он честил Есенина носителем «кулацкой идеологии» и враждебным элементом.
Стоит ли удивляться, что смерть Есенина в «Англетере» немедленно обросла слухами и в ней до сих пор немало загадочного?
Официальная версия — суицид. Считается, что стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» - такая прощальная записка самоубийцы, в которой он прощается с миром.
Но совершенно не обязательно оно было написано в последние часы жизни. Хотя, конечно, свидетельствует о глубоком духовном кризисе, который терзал поэта.
Сторонники версии убийства тоже приводят достаточно веские аргументы. Самые известные - следы драки в номере, травмы на лице поэта, то, что он был повешен слишком высоко для своего роста и не мог сам закрепить верёвку на такой высоте.
Ходили слухи, что последним из номера Есенина в «Англетере» вышел известный Яков Блюмкин, а это фигура, вокруг которых своих тайн хватает. Правда, по другим свидетельствам, Блюмкина там быть не могло, якобы, в тот момент он находился в Китае.
Как бы то ни было, запрос на дополнительное расследование у людей был уже тогда. Известно, что общественность требовала расследования — даже писали Сталину. Были ли эти запросы удовлетворены — неизвестно. Но сам факт сомнений в официальной версии говорит о многом.
Стоит ли возвращаться к расследованию смерти поэта сейчас?
Думаю – стоит.
Беспристрастное историческое расследование всегда полезно.
Особенно, если оно касается таких символов эпохи, как Лермонтов, Есенин, или Маяковский. Людях, ставших частью культурного кода России.
Правда о них — часть правды о самой стране.