Найти в Дзене
Sputnik Латвия

Скандал вокруг Стамбульской конвенции: политический театр в Латвии

Почему вопрос отказа Латвии от Стамбульской конвенции смахивает на театральную постановку Сейма? За скандальным решением депутатов скрываются интересные обстоятельства. "Почему 2 года назад проголосовали за ратификацию Стамбульской конвенции, а теперь выступаете против? Что изменилось?" - вопрошают у "зеленых крестьян" депутаты из "Нового единства" и "Прогрессивных", которые не поддерживают выход Латвии из этой конвенции. На самом деле и те, и другие прекрасно знают ответ. Это все театр: изменились не конвенция и не ситуация с ее применением, а политические обстоятельства. В ноябре 2023-го, когда проходил процесс ратификации конвенции, правительству Силини исполнилось всего 2 месяца, и ратификация входила в так называемый джентльменский набор - именно за обещание поддержать Стамбульскую конвенцию и юридическое оформление партнерских отношений (читай - своего рода легализацию однополых союзов) "зеленых крестьян" взяли в правительство. Наряду, разумеется, с голосованием за избрание Эдгар
Оглавление
Заседание Сейма Латвии © CC BY-SA 2.0 / Saeima
Заседание Сейма Латвии © CC BY-SA 2.0 / Saeima

Почему вопрос отказа Латвии от Стамбульской конвенции смахивает на театральную постановку Сейма? За скандальным решением депутатов скрываются интересные обстоятельства.

"Почему 2 года назад проголосовали за ратификацию Стамбульской конвенции, а теперь выступаете против? Что изменилось?" - вопрошают у "зеленых крестьян" депутаты из "Нового единства" и "Прогрессивных", которые не поддерживают выход Латвии из этой конвенции.

На самом деле и те, и другие прекрасно знают ответ. Это все театр: изменились не конвенция и не ситуация с ее применением, а политические обстоятельства.

Дела минувших дней

В ноябре 2023-го, когда проходил процесс ратификации конвенции, правительству Силини исполнилось всего 2 месяца, и ратификация входила в так называемый джентльменский набор - именно за обещание поддержать Стамбульскую конвенцию и юридическое оформление партнерских отношений (читай - своего рода легализацию однополых союзов) "зеленых крестьян" взяли в правительство.

Наряду, разумеется, с голосованием за избрание Эдгарса Ринкевичса главой государства. Это было обычной политической сделкой.

Эдгарс Ринкевичс © соцсети
Эдгарс Ринкевичс © соцсети

Да, лидерам Союза зеленых и крестьян было "неловко" голосовать за ратификацию этой конвенции, поскольку во время предвыборной кампании 2022 года они клятвенно обещали этого не делать. Однако желание быть во власти "пересилило" неловкость. Кроме того, до парламентских выборов было 3 года, и "зеленые крестьяне" надеялись, что или избиратели забудут об этом своего рода предательстве, или потом, ближе к выборам, можно будет что-то придумать - к примеру, денонсировать конвенцию, то есть выйти из нее.

Операция спасения

Сложно сказать, действительно ли этот "обман" запомнили все избиратели "зеленых крестьян", но сейчас до выборов остается меньше года и рейтинг СЗК, мягко говоря, не блестящий - лишь пятое место. Депутаты от СЗК понимают, что пора думать о личном политическом выживании. Понятно, что нужно что-то делать! Понятно и то, что по мере приближения часа икс - выборов в Сейм - нервозность внутри СЗК нарастает.

Создавшейся ситуацией, то бишь страхом "зеленых крестьян", умело воспользовалась правая оппозиция, инициировав законопроект о выходе из Стамбульской конвенции. Что было делать "зеленым крестьянам"? Если бы они не поддержали законопроект, то дали бы повод напомнить избирателям о предательстве осенью 2023-го. И "зеленые крестьяне" эту "наживку" легко заглотили.

Акция протеста в Риге против выхода Латвии из Стамбульской конвенции © Госполиция
Акция протеста в Риге против выхода Латвии из Стамбульской конвенции © Госполиция

Кроме того, демарш со Стамбульской конвенцией можно рассматривать как прекрасный инструмент для развала действующего правительства. И если в итоге кабмин Эвики Силини рухнет, у "зеленых крестьян" появляется прекрасный шанс после семилетнего перерыва вновь возглавить правительство.

Кому хочется вновь стать депутатом

В принципе, скандал вокруг Стамбульской конвенции дал "пять минут славы" всем партиям и депутатам Сейма, многие из которых все 3 года просидели в парламенте как мышки, и избиратели уже забыли об их существовании. Во время многочасовых дебатов по конвенции на трибуну с речами выходили даже те представители депутатского корпуса, кто давал о себе знать хорошо если два-три раза за все время.

Нет сомнений, что эпопея с конвенцией пошла на пользу всем латвийским партиям. Политические дивиденды извлекут из этой истории с конвенцией депутаты "Нового единства", прекрасно осознающие, что сейчас шансов повторить свой рекорд у них почти нет (на выборах 2022 года партия получила аж 26 мест).

Сейм Латвии голосует за выход из Стамбульской конвенции © CC BY-SA 2.0 / Saeima
Сейм Латвии голосует за выход из Стамбульской конвенции © CC BY-SA 2.0 / Saeima

Еще больше всему происходящему рады "Прогрессивные": они показали своим избирателям (кстати, основным "потребителям" конвенции), что готовы отстаивать свою позицию и умеют мобилизовать массы (включая многолюдные акции протеста у Сейма).

В общем, если бы Стамбульской конвенции не было, ее стоило бы придумать.

Читайте еще по теме:

Латвия бурлит: Сейм проголосовал за выход из Стамбульской конвенции >>

Стамбульская конвенция: Латвия решилась показать зубы Европе >>

Латвия должна подстроиться под Украину? Возмутились даже в Сейме >>