… Случилось это на творческом вечере руководителя камерного литературно-поэтического театра «Голос поэта» Юлии Никулиной в пензенском литературном музее в минувшую среду.
Перед началом настоящего спектакля одного актера (а Юлия Петровна выбрала рассказ нашего великого земляка Александра Куприна «Гамбринус») гостья клуба «Меридиан» поделилась своими воспоминаниями от многолетней работы в театре «Голос поэта», а также напомнила присутствующим об основательнице театра – заслуженной артистке Северной Осетии Ирина Львовне Дубровиной (она руководила «Голосом поэта» с 1986-го по 2001 гг.). В этом году отмечается её столетний юбилей.
Ирина Львовна ушла из жизни 6 октября 2001 года, но осталась в памяти многих людей, для которых она была больше, чем актриса, владевшая всеми секретами своей профессии. Она была и прекрасным человеком, и мудрым наставником, собравшим вокруг себя людей, любящих поэзию, преданных литературе, научила их нести слово людям. В 90-х годах и мне посчастливилось общаться с ней, готовить материалы для программ областного радио.
С тех лет мы также знакомы с её верной коллегой по сцене, которая и продолжила творческую жизнь «Голоса поэта».
Купринский «Гамбринус» в ярком исполнении Юлии Никулиной прозвучал очень пронзительно и актуально. В этом году был отмечен 155-летний юбилей писателя, и в литературном музее города продолжает витать аура недавнего события. Его сотрудники (как и представители клуба «Меридиан») побывали также и на ежегодном Купринском празднике в Наровчате, а потому так свежи те яркие впечатления от очередной встречи с творчеством писателя.
Юлия Никулина с первых минут музыкально-поэтического спектакля полностью захватила внимание слушателей. Это была настоящая атмосфера «Гамбринуса» и его главного героя – скрипача Сашки, который, пройдя через унижения, опасности фронта, тяготы японского плена, ужасы погрома и издевательства охранки, сумел сохранить в себе самое главное – Человека. И это были настоящие реалии 1907 года, а потому и воспринимаем мы эти события как вполне реальные, лишь с некоторой долей художественного вымысла.
Ведь оказалось, что и сам главный герой – это отнюдь не вымысел Куприна. Достаточно заглянуть на портал «Проза.Ру» и познакомиться с материалом Леонарда Позолотина «Сашка – музыкант из Гамбринуса». Приведу лишь его фрагмент…
«Как известно, «Гамбринусов» в Одессе было три. Тот, который мы знаем сегодня, ближе к семидесятым годам прошлого столетия. Сашка же играл во втором – на углу Преображенской и Дерибасовской (вход был со стороны Преображенской). Его настоящее имя – Александр Яковлевич Певзнер (Шендель-Шлема Янкелев Певзнер).
Сашка-музыкант, сделавший в начале 20-го столетия неимоверно популярным питейное заведение «Гамбринус» в Одессе, – Александр (Сендер) Яковлевич Певзнер.
Известным по всей России Сашку сделал писатель Куприн, хотя, объективности ради, следует заметить, что первым о нем написал местный писатель и репортер «Одесских новостей» Лазарь Кармен.
«Сашка! Сашка! Кто не знает его! Его едут слушать со всех концов Молдаванки, Пересыпи и Слободки-Романковки… Он душу выворачивает своей скрипкой, он в состоянии заставить камни обливаться слезами и сейчас же заставить их пуститься в пляс!», – писал Лазарь Кармен.
… Становится понятно, что Куприн почти с документальной точностью отражал реалии его времени, а потому его смело можно причислить к журналистам-профессионалам и публицистам.
А вот профессионализм автора-исполнителя спектакля выразился и в её режиссёрском решении необыкновенного сочетания музыки и слова. Умело подобранное музыкальное сопровождение из скрипичных мелодий того времени прекрасно передавало атмосферу одесского питейного заведения начала века. Эта музыка и сам Сашка становятся воплощением светлой стороны народной души.
А в самый трогательный и напряженный момент рассказа у многих зрителей на глаза буквально навернулись слёзы. Юлия Никулина передала всю боль автора при описании немыслимой гибели самого близкого Сашке существа – собачки Белочки, в ходе ужасов еврейского погрома.
… Мы говорим искреннее «браво!» исполнительнице! Прежде всего за настоящее проникновение в атмосферу пронзительного купринского рассказа, за возможность затронуть добрые чувства зрителей. Как тут не вспомнить великие пушкинские строчки:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.