Найти в Дзене
Автосервис.

На сколько подорожает рынок СТО?

Насколько вырастут цены на ремонт авто? Насколько могут вырасти цены на авторемонт Обозначившийся дефицит промышленных площадей и рост арендной платы в Москве вынуждает мелкие и средние СТО (от двух до шести машино-мест) уезжать за 20–30 км за МКАД, закрываться или работать в так называемых сервисных коворкингах — пространствах, оснащенных инструментами и оборудованием для разовых ремонтов. Об этом «Известиям» рассказали участники рынка и эксперты из Союза автосервисов (САС). — В течение четырех лет цены на аренду промышленной недвижимости ежегодно росли на 5–15% в зависимости от района. В 2026 году мы ожидаем увеличения аренды еще на 10%, — отметил член правления САС Илья Плисов. По данным союза, ключевая причина роста цен на аренду — снижение промышленных площадей из-за программы комплексного развития территорий (КРТ). Она предполагает снос старых промзон, гаражей и строительство жилых домов, поликлиник, школ, магазинов и прочее. А именно в таких промзонах и гаражах находится больши

Насколько вырастут цены на ремонт авто?

Насколько могут вырасти цены на авторемонт

Обозначившийся дефицит промышленных площадей и рост арендной платы в Москве вынуждает мелкие и средние СТО (от двух до шести машино-мест) уезжать за 20–30 км за МКАД, закрываться или работать в так называемых сервисных коворкингах — пространствах, оснащенных инструментами и оборудованием для разовых ремонтов. Об этом «Известиям» рассказали участники рынка и эксперты из Союза автосервисов (САС).

— В течение четырех лет цены на аренду промышленной недвижимости ежегодно росли на 5–15% в зависимости от района. В 2026 году мы ожидаем увеличения аренды еще на 10%, — отметил член правления САС Илья Плисов.

По данным союза, ключевая причина роста цен на аренду — снижение промышленных площадей из-за программы комплексного развития территорий (КРТ). Она предполагает снос старых промзон, гаражей и строительство жилых домов, поликлиник, школ, магазинов и прочее. А именно в таких промзонах и гаражах находится большинство СТО.

Автосервис

Остающиеся помещения настолько дороги по аренде, что без выгодного кредитования не соответствуют финансовой модели предприятий. В результате мелкие СТО вынуждены поднимать цены, что в перспективе делает их бизнес неконкурентоспособным перед крупными игроками.

По данным САС, рост розничных цен на авторемонт в 2026 году приблизится к 8%, а по информации торговой платформы Emex, этот показатель составит 10%.

— Это увеличение критично для отрасли, так как чек малых сервисов сравняется с крупными СТО, что повлияет на спрос, — отметил Илья Плисов.

Люди будут уходить или в крупные сервисы, где выше качество услуг, или станут ремонтировать машины своими силами, считает эксперт.

— Рост цен вызовет спад спроса на услуги мелких СТО, клиенты будут отказываться от дополнительных работ в стремлении сэкономить, — сказал «Известиям» основатель и владелец компании «Механика» Дмитрий Даньшов.

деньги

САС оценивает снижение объема ремонтов в мелких СТО в пределах 7–12%. Всё это может вынудить мастерские экономить, в том числе и на налогах.

— Автосервисы с 2–6 машино-местами начнут проводить больше теневых операций, — полагает Дмитрий Даньшов. — В тень может уйти 10–15% оборота таких мастерских.

Сегодня из-за роста цен на аренду и прочих факторов под давлением находится около 20 тыс. сервисных предприятий, считает Илья Плисов. Кто-то из них уйдет в тень, а кто-то может закрыться, полагает он. Прежде всего, трудности возможны у СТО, оказывающих один вид услуг, например только шиномонтаж или замену масла.

Локально и глобально: как получить землю в Москве за один рубль в год

Где будут ремонтировать машины в 2026 году

— Финансовое давление на отрасль усилилось, и для автосервисов с исторической рентабельностью в 15–25% такая ситуация стала серьезным испытанием, — рассказала «Известиям» директор сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова. — Многие независимые станции работают на грани закрытия, другие фиксирует отрицательные финансовые результаты. Рост аренды для них также стал критическим.

Большинство автомобилистов достаточно чувствительно к стоимости ремонта, поэтому выбирает не крупных игроков, а небольшие мастерские или даже гаражных специалистов, рассказал «Известиям» директор по маркетингу информационно-торговой платформы Emex Иларион Демчиков. Этим мастерам выгоднее сформировать свой пул клиентов и арендовать не боксы, а отдельные машино-места (400–500 рублей в час или 30–70 тыс. рублей в месяц) в так называемых сервисных коворкингах.

Автосервис

«Известия» побывали в двух подобных местах, размещенных в АТЦ «Измайлово» в новых многоярусных паркингах.

— Число наших клиентов увеличилось за год вдвое, — рассказал «Известиям» владелец мастерской самообслуживания «АС» с пятью подъемниками Евгений Еськин. — И дальше надеемся на рост обращений.

По словам владельца мастерской, этим летом они перешли на круглосуточный режим работы.

— Арендаторы делятся на две группы — самоделкины и профессиональные мастера, — рассказал «Известиям» владелец другого крупного коворкинга «Гараж самообслуживания» Роман Яшуков. — Первые — это водители, ремонтирующие машины сами, а вторые — профессиональные автослесари, имеющие пул клиентов. Если нужно выполнить сложную работу, они арендуют наши 14 подъемников и инструмент.

По его словам, тянуть свою мастерскую эти мастера уже не могут, так как аренда в некоторых местах Москвы за три года выросла в десять раз. Им удобнее пользоваться почасовой оплатой аренды машино-места.

— В столице небольшие мастерские не выживут и останется только крупный автобизнес, а также коворкинги, — считает он. — Многие СТО уже закрываются или переезжают на 20–30 км за МКАД, где еще есть доступные площади.

Машины

Однако коворкинги не смогут взять на себя всю нагрузку. Большинство кустарей, скорее всего, отправится в серую зону, в загородные гаражи, где цены за аренду намного ниже, считают в Союзе автосервисов. В таких неприспособленных помещениях может выполняться до 60% ремонтных операций без дорогих подъемников и диагностического оборудования. Это замена тормозных колодок, масляный сервис, кузовной ремонт и прочее.

Для более сложных операций слесари могут использовать мастерские самообслуживания с дорогостоящими инструментами. Это позволит мастерам экономить, правда, качество работ резко снизится, а клиенты таких мастеров будут лишены гарантийной защиты, считают в САС.

Карты на стол: какие госкомпании могут выйти на IPO в 2025 году

По данным сети дилерских центров коммерческого транспорта «Альянс Тракс», серый сегмент рынка сейчас колеблется в районе 321,6 млрд рублей и уже занимает 54% авторемонта. Доля небольших независимых СТО сегодня оценивается в 225 млрд рублей в год, а крупных сервисов — в 453,4 млрд.

— Опасения по поводу инструментальных коворкингов, то есть мастерских, где механики работают без полноценной регистрации, действительно имеют основания, — рассказал «Известиям» владелец сети Алексей Иванов.

автосервис

Как в столярном или швейном деле уже существуют коворкинги для независимых мастеров, так и в автосервисе может разрастаться подобная ниша. Однако качественный сервис с гарантиями, современным оборудованием и прозрачными отношениями они не заменят, считает участник рынка.

— У крупных СТО с собственными площадями глобальных изменений не предвидится, — отметил директор по послепродажному обслуживанию «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов.

Клиенты официальных дилеров или сервисов останутся с ними. В этом сегменте цены будут следовать за инфляцией и НДС, добавил менеджер.

— Снижение числа мелких СТО и уход автомехаников на вольные хлеба приведет к фрагментации рынка, — полагает Илья Плисов. — Похожую ситуацию мы переживали в 2000-х годах — тогда ремонт в гаражах был развит, а разница в цене крупного белого и мелкого серого сервиса достигала двух и более раз.

Сейчас увеличение серой доли рынка может ударить по качеству авторемонта и по уровню безопасности транспортных средств, считает он.