С завершение особо опасного периода в лесах Севастополя заскучавшие за лето любители лесных походов вновь ринулись на Большую Севастопольскую тропу. Большое скопления автотранспорта на Ласпинском перевале говорит о том, что самыми популярными участками БСТ остаются «Ласпи - Балаклава» и «Ласпи – Байдарские ворота». Первый участок завоевал известность многочисленными видовыми площадками с широким углом обзора. Протяженность его 18 километров и при средней скорости туриста занимает около 8 часов. Первый километр от развилки на старую батилиманскую дорогу, закрытую тросом на замке, дается трудно из-за затяжного подъема на вершину горы Куш-Кая. С этой площадки можно увидеть большую часть Байдарской долины, мыс Сарыч, вершину Ильяс-Кая, бухту Ласпи, Балаклаву, мыс Кая-Баш, Фиолент, почти весь Севастополь. Но потом тропа петляет по лесу вдоль скал без набора высоты и спускается в Балаклаву на набережную Назукина.
Второй участок также начинается на Ласпинском перевале восточней автотрассы Севастополь-Ялта. Он тщательно пробит путеводными столбами с указателями расстояниями и времени в пути. Заблудиться на нем нет никаких шансов. И здесь первый взлет с перевала заставит попотеть. Но не долго. Пройдя мимо мачт мобильной связи нужно идти на северо-восток до столба №210. От него на юг тропинка выведет на смотровую площадку, с которой вся бухта Ласпи открывается, как на ладони от мыса Сарыч до мыса Айя. Четко видны пионерский лагерь «Ласпи», многочисленные пансионаты на берегу бухты, коттеджный поселок в реликтовом лесу, автодорога в Батилиман. Еще через несколько минут мы выходим на старый Ласпинский перевал, его теперь называют Верхним. Но называю те, кто вообще знает о его существовании. Таких, увы, не много. Автотуристы о нем и не слыхали, для проезда он давно закрыт и непригоден. До строительства участка автотрассы по проекту инженера Гарина-Михайловского по старому перевалу пролегала единственная автодорога в бухту Ласпи.
После перевала туристам можно расслабиться и спокойно спускаться в Ласпинскую котловину, прикрытую от северных ветров длинным массивом горы Каланых-Кая (627 метров н.у.м.). Хребет имеет еще одно название – Донгуз-Орун. А самый восточный пичек на нем – Аждер-Канат (586 метров). Вдоль дороги по левую руку нависают скалы, по правую уходят вниз обрывы, покрытые редким лесом. Среди деревьев преобладают можжевельники и дуб, встречаются кизил и ясень. Чуть ниже доминирует сосна крымская. Её высаживали на террасах гор во второй половине прошлого века. Остатки асфальтированной дороги со следами изъятия из-под неё кабелей связи выводят через шлагбаум на широкую поляну у домика лесника. На самом деле лесники здесь уже давно не живут. У местного населения, активно занимающегося подсобным хозяйством, можно прикупить свежие куриные яйца.
Поляна интересна тем, что на ней можно разбить палаточный лагерь. А в самом верхнем северо-восточном её углу есть источник воды «Экономический». Странное название объясняется тем, что еще в самом начале позапрошлого века здесь была экономия, хозяйство француза Вильгельма Рувье. Позже имение перешло к его зятю Рене (Роману) Вассалу. Последним владельцем в 18 веке числился его сын Евгений Романович Вассал. Акционерное Общество Крымских климатических станций и купаний приобрело имение «Ласпи» в 1915 году. Вот это имение и снабжалось той водой. Сейчас источник полноводный в течении большей части года, кроме лета. Разбор её идет очень интенсивно хозяйствами ниже родника. Вода вкусная, после кипячения вполне питьевого качества.
С восточного угла поляны под шлагбаум уходит на юго-восток широкая лесная дорога. По левую руку небо закрывает скала Шабурла-Кая (545 метров). Справа от неё видны стальные столбы линии электропередачи. Внимательный путник заметит в скале «форточку», выветривание между скал, через которое голубеет небо. При желании можно подняться на перевал Шабурла (510 метров) по линии ЛЭП, но удобнее идти по лесной тропинке от столба №223. Этот участок не входит в БСТ, но вполне может разнообразить прогулки. С перевала есть дорога в Байдарскую долину на село Кизиловое, а есть широкая лесная дорога к скалам Тышлар. Вот последняя с основной ниткой маршрута вновь встречаются у столба №225. Далее дорога разветвляется на два вполне равнозначных пути. Основной – тот, что правее. Он же ведет мимо родника под камнем. Но вода в нем бывает очень редко. Дороги вновь сливаются уже при входе на площадку «Храм Солнца». Этот топоним появился относительно недавно, когда предприимчивые экскурсоводы начали сюда возить и водить любителей эзотерики. В сезон ежедневно здесь бывает до 10 групп по 30-40 человек. Более древнее название скалы Тышлар (Зубы). Им и пользуются крымские краеведы и туристы. Это же место имеет еще одно наименование – перевал Ласпи южный (530 метров). С этой точки идет на юг тропа на мыс Сарыч к автобусной остановке на трассе Ялта- Севастополь.
Изюминка маршрута – возможность подняться от скал Тышлар на вершину горы Ильяс-Кая (682 метра). В хорошую погоду маршрут совершенно безопасен и может быть пройден туристами разного возраста. Хватило бы сил. В среднем подъем и спуск занимают по 20 минут. С фотосессией выходит около часа.
БСТ зовет нас дальше на восток и предлагает с севера траверсом (почти без набора высоты) обойти скалу Мачук (610 метров) и выйти на Байдарскую яйлу, самую западную на Главной гряде Крымских гор. На яйле есть несколько островов леса, и дорога их несколько раз пересекает. Но основной путь идет по открытой местности с великолепным видом на Байдарскую долину. Высшая точка этого участка – куполообразная гора Челяби-Яурн-Бели (657 метров). Южный берег Крыма с неё увидеть не удастся, при желании нужно прогуляться к южным обрывам горы. Будьте осторожно. Спасателям и в нынешнем и в прошлом году пришлось вызволять с того склона нескольких «смелых» туристов.
Спуск с вершины горы до Байдарского перевала займет минут 20-30 и не составит особого труда. Главное не сбиваться с тропы и идти четко по путеводным столбам. Есть на склоне два участка со стальными тросами и скобами. Установлены они исключительно на случай зимнего гололеда и обледенения скал.
Протяженность всего маршрута 11 км. Время в пути варьируется от 3-до 5 часов в зависимости от физической формы путников и от поставленных задач. Помните, что фотограф в группе удлинит путь на пару часов, а профессиональный видеооператор – на 3-4 часа. Тренированные спрортсмены преодолевают путь от Ласпинского перевала до Байдарского за 2 часа. Но без фотосессий.
Владимир Илларионов, главный специалист отдела туризма и рекреации ГБУ «Дирекция ООПТ и лесного хозяйства»