Глава 3. Цикл статей «Симптом как язык тела и психики» - проявление симптомов в разных подходах — от медицин
Хочу обратить внимание, что лишь столетие спустя термин «психосоматический» стал общепринятым в медицинской практике — благодаря психологам и психоаналитикам. В эту эпоху психосоматическая терапия иногда называлась «прикладной психоанализ в медицине».
Психосоматический подход в современной медицине первоначально возник на основе идей Зигмунда Фрейда. Один из основоположников психосоматики, американский ученый Франц Александер, писал, что до появления психоанализа «некоторые из врачей действительно соотносили органические симптомы с эмоциональными напряжениями — например, учащение сердечного ритма в результате эмоциональных факторов, но их профессиональная подготовка давала им возможность наблюдать и описывать лишь физиологические изменения; у них не было столь же точного способа определения или описания причинных эмоциональных факторов».
По мнению Александера, именно психоанализ «впервые позволил четко изучить причинные связи психических явлений, ибо он пролил свет на не принимавшиеся до тех пор во внимание подсознательные звенья, связывающие мысли. Свободная ассоциация не только дает возможность реконструировать подсознательные мотивационные связи, но и часто выводит эти связи из подсознания в сознательную сферу. Таким образом, был подготовлен путь для адекватного изучения как осознаваемых, так и неосознаваемых эмоциональных стрессов, которые могут влиять на органические заболевания».
Александер пишет: «По большому счету, сам психоанализ обязан своим появлением психосоматическому случаю. Знаменитая Берта Паппенгейм, вошедшая в историю медицины под псевдонимом Анна О. У этой больной отмечалась классическая истерическая симптоматика — параличи конечностей, нарушения зрения. Симптомы возникли, когда ей пришлось ухаживать за тяжело больным отцом. В состоянии гипноза девушка подробно рассказала об обстоятельствах, сопутствовавших возникновению расстройства. Рассказ сопровождался сильными эмоциями, которые она ранее вынуждена была подавлять. После выплеска этих эмоций симптомы исчезли. Этот и несколько аналогичных случаев позволили З. Фрейду для объяснения механизма возникновения подобных расстройств сформулировать понятие «конверсии». Под «конверсией» понимается, по Фрейду, «прыжок из психики в соматическую иннервацию», другими словами — соматическое выражение бессознательного конфликта. При этом возникший соматический симптом имеет символическое значение: он символически отражает вытесненный в бессознательное конфликт. К примеру, человеку предстоит неприятный разговор — у него происходит утрата голоса. Или же ему не хочется куда-то идти — у него отнимаются ноги.
То есть больной символически языком своего тела выражает неосознаваемый конфликт. И для меня в работе с симптомом это важный факт. Появление конверсионного симптома сопровождается снятием, сбросом эмоционального напряжения. В этом заключается первичная выгода от болезни. То есть симптом выгоден больному, с его возникновением ему становится легче. Эта выгода нередко проявляется в сопротивлении больного лечению. На заре психосоматической медицины многие исследователи с помощью механизма конверсии пытались объяснить возникновение симптомов не только в моторной и сенсорной сферах, но и тех, которые затрагивают внутренние органы, и даже органических заболеваний. Например, язвенная болезнь интерпретировалась как проявление бессознательной фантазии об укусе или уколе, а респираторные заболевания — как желание вернуться в лоно матери, когда собственная дыхательная система еще не работает».
Один из пионеров психосоматики, Смит Эли Джелифф полагал, что «возникновение многих заболеваний можно объяснить «конверсией на орган». Если конверсия на орган обратима, то это истерия, если же она не поддается обратному развитию, то возникают органические нарушения. Подобные взгляды критиковались за абсолютизацию роли конверсии в образовании психосоматических расстройств. Например, повышение кровяного давления при гневе не освобождает от гнева, а, напротив, им поддерживается».
Первое основное понимание симптома, унаследованное гештальттерапией от Фрейда — это концепция двойной природы симптома. Симптом — это противоречие, парадокс, потому что он является выражением витальности и, одновременно, «защитой» против витальности, отражением какой-либо «проблемы» и, одновременно, способом решить эту проблему.
Симптом является «атакой» на свободное проявление возбуждения и, одновременно, косвенным, «компромиссным» способом поддержать активность, связанную с удовлетворением некоторой потребности. Причем той самой потребности, возбуждение от существования которой «подавляется».
Симптом также является способом борьбы с тревогой и, одновременно, способом хронического поддержания тревоги. И уже на этой стадии можно сделать выводы: психосоматика — направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение и развитие соматических заболевании, идея и ориентир в комплексном подходе медицины и психологии в работе с симптомом.
Как правило, психосоматический симптом маскируется под симптомы того или иного заболевания. При возникновении какого-то недуга человек обращается к врачам. Они направляют на обследование, ориентируясь на жалобы пациента. После прохождения обследования пациенту назначают ряд медикаментов, которые на некоторое время улучшают состояние, но приносят лишь временное облегчение, и болезнь возвращается снова. Тогда можно предположить, что человек имеет дело с психосоматикой. Психосоматика — сигнал подсознательного телу, который проявляется через недуг. И только медикаментозно эту проблему не разрешить.
Психологическими факторами, вызывающими данный вид симптома, могут быть:
- внутренний конфликт,
- длительное воздействие стресса,
- нарушение образа «я».
Психосоматический симптом — это сигнал о неблагополучии.
«Во взглядах на формирование психосоматического симптома в рамках психотерапевтического подхода большое внимание уделяется эмоциям: неспособности выделять и идентифицировать эмоции и невозможности их выражать, отреагировать. Следовательно, универсальным запуском патогенетического процесса является отказ от переживания. В норме процесс взаимодействия человека со значимыми для него фигурами внешнего мира осуществляется в следующей последовательности: ощущение — эмоция (чувство) — объект чувства — отреагирование. Например: «Я злюсь на того-то». Как известно, чаще всего в основе образования психосоматического симптома лежит запрет на агрессию. В случае же нарушения творческого приспособления со средой происходит прерывание в одном из звеньев вышеназванной цепочки:
· ощущение — нечувствительность к телесным проявлениям;
· эмоция — отсутствие чувств (алекситимия);
· объект чувства — отсутствие объекта для выражения чувств, интроекты, запреты, нельзя злиться;
· отреагирование — невозможность отреагировать чувство, запреты, травмы, нельзя проявлять злость.
Точка прерывания в данной цепи («ощущение — чувство — объект чувства — отреагирование») является диагностически значимой, так как определяет стратегию работы с симптомом.
Психосоматический симптом представляет традиционную сложность для психотерапевтов. Психотерапия имеет дело не с самим организмом, а с контактом между организмом и средой, рассматривая симптом как способ коммуникативного послания, симптом как способ организации поведения в социальной системе».
экспертный проект Kate Pestova Therapy - www.katepestova.ru
vk.com/teloter - Ваш путь к гармонии через телесную терапию
для связи - wa.me/79528251717
Телесная терапия / Тюмень-Москва
Занятия проходят индивидуально по предварительной записи
Всё обо мне в ТГ канале t.me/astoldbykate
#телеснаятерапия
#психологиятела
#остеопатия
#осознанность
#соматика
#телоум
#эмоциональноездоровье
#психосоматика
#внутренняягармония
#здоровьеснутри