Найти в Дзене
Родина Вампилова

"СТАРШИЙ СЫН": все люди братья

60 лет назад, в 1965 году была написана пьеса «Старший сын» - комедия в двух действиях, в которой Александр Вампилов показывает, что людям не хватает духовной близости, они жаждут доброты и взаимопонимания, подлинного духовного родства. Первоначальное название пьесы было «Женихи» - именно под этим названием она была впервые опубликована 20 мая 1965 года в газете «Советская молодежь». В 1968 году немного переработанная пьеса была опубликована в журнале «Ангара», (№ 2) под названием «Предместье». Под этим же рабочим названием она упоминается в письмах А. Вампилова в 1965—1967 годах. Литературовед, критик, редактор, кандидат филологических наук, специализирующаяся на творчестве А. П. Чехова и А. В. Вампилова, Елена Гушанская перечисляет рабочие заголовки пьесы: «Семья Сарафановых», «Свидание в предместье», «Нравоучения с гитарой». В 1969 году на обсуждении в Управлении культуры при Мосгорисполкоме пьеса была подвергнута жёсткой критике: «Сарафанов фигура жалкая, семья его черствая и не

60 лет назад, в 1965 году была написана пьеса «Старший сын» - комедия в двух действиях, в которой Александр Вампилов показывает, что людям не хватает духовной близости, они жаждут доброты и взаимопонимания, подлинного духовного родства.

Первоначальное название пьесы было «Женихи» - именно под этим названием она была впервые опубликована 20 мая 1965 года в газете «Советская молодежь». В 1968 году немного переработанная пьеса была опубликована в журнале «Ангара», (№ 2) под названием «Предместье». Под этим же рабочим названием она упоминается в письмах А. Вампилова в 1965—1967 годах. Литературовед, критик, редактор, кандидат филологических наук, специализирующаяся на творчестве А. П. Чехова и А. В. Вампилова, Елена Гушанская перечисляет рабочие заголовки пьесы: «Семья Сарафановых», «Свидание в предместье», «Нравоучения с гитарой».

В 1969 году на обсуждении в Управлении культуры при Мосгорисполкоме пьеса была подвергнута жёсткой критике: «Сарафанов фигура жалкая, семья его черствая и неблагодарная», «Бусыгин мало человечески интересен», «Система случайностей...».

После таких разгромных характеристик пьесу не одобрили к постановке в театре им. М. Н. Ермоловой (Москва).

Для Вампилова это было ощутимый удар. Однако он не оставляет попыток проложить «Старшему сыну» путь на сцену и предлагает пьесу Иркутскому драматическому театру им. Н. П. Охлопкова. Несмотря на очевидное дарование автора, публикации его рассказов и пьес в газетах и журналах и даже постановку его первой большой комедии «Прощание в июне» в 1966 году в Клайпедском драматическом театре, город Иркутск совсем не сразу решился ставить Александра Вампилова. В те времена нужно было раздобыть разрешение партийного руководства различного уровня, для того чтобы пьесу взяли в постановку. А представители партии не понимали, как можно допустить до сцены произведение, в котором очерняется советская действительность...

Режиссер Владимир Симоновский, читая пьесу Вампилова, был тронут этой очень житейской историей, в которой проглядывал библейский сюжет. Ему пришлось включить всё красноречие, пробивая «Старшего сына» в партийных инстанциях: "...я пошел к начальнику управления культуры и рассказал, как я вижу эту пьесу. Что она прежде всего о доброте, о преображении героев. Если посмотреть внимательно, все герои там преображаются, в том числе благодаря Сарафанову. Начальник мне тогда сказал: ладно, ставь, но, если выйдет скандал, я тебе не разрешал".

18 ноября 1969 года состоялась первая постановка пьесы «Старший сын» в Иркутском драматическом театре имени Н. П. Охлопкова, в работе над которой принимал непосредственное участие сам автор. После премьеры в Иркутске начался настоящий «вампиловский бум». В театр пошли даже те, кто обычно туда не ходил - это было настолько сильно!

Фото 1969 г. Иркутский драмтеатр им. Н.П. Охлопкова. Постановка "Старший сын".
Фото 1969 г. Иркутский драмтеатр им. Н.П. Охлопкова. Постановка "Старший сын".

Виталий Нарожный о спектакле «Старший сын» Иркутского драмтеатра:

Каждый непредубежденный человек в зале ощущал, что, несмотря на вовсе не легкую жизнь и не ангельские характеры героев, общий колорит произведения светел, что на сцене в итоге совершается победа добрых начал над злыми в человеческих душах. Победа, не заданная автором изначально, а выстраданная, ставшая закономерным итогом всех смешных и грустных приключений этих людей.

С первых же дней работы все актеры совершенно влюбились в эту пьесу. «Учитывая, что мы в то время в основном играли что-нибудь про БАМ, про комсомольские стройки, то «Старший сын», конечно, произвел большое впечатление на всех – это как будто было про нас. Вроде бы смотришь, ничего особенного в ней нет, но это была очень живая пьеса, - вспоминает заслуженная артистка России Елена Мазуренко. – Я смутно помню все репетиции, потому что у меня было ощущение, что пьеса ставится сама. Вроде бы и режиссер ничего не делал, все было очень спокойно. Сидит режиссер, смотрит, делает небольшие замечания, на заднем фоне ходит Вампилов, иногда что-то тихонечко говорит артистам. Существуют пьесы, про которые говорят: «Положи на суфлерскую будку – она сама сыграет». Потому что там все так прописано, что все вроде бы и так уже ясно. Главное не испортить».

Вот что вспоминали участники той постановки. Первый исполнитель роли Васеньки, артист Геннадий Марченко: Сегодня мы и сами другие, и ощущение, наверное, несколько другое. Тогда же нам казалось само собой разумеющимся, что он делал все просто, интеллигентно, по-дружески. Саша не пропускал репетиций, следил за развитием действия, и мне он, например, подсказал одну вещь, которая мне очень помогла. У меня не шла одна сцена - разговор подвыпившего Васеньки с отцом. Режиссер требовал серьезности, мне чего-то не хватало... В перерыве между репетициями Саша Вампилов подошел ко мне:

– Мне кажется, что-то не то получается?

– Да я и сам не пойму, в чем дело...

– А ты вспомни свое состояние после первой рюмки. Это какое-то особое ощущение... Его можно сравнить с полетом, что-то бесшабашное...

И действительно, стоило мне "войти" в подсказанное состояние - и все стало на свои места. Появился юмор, легкость. А там и следующие сцены стали складываться. Так, казалось бы, только штрихом обозначив актеру задачу, Саша помог прочувствовать правду образа, и мы поняли, насколько он уже тогда был мудрее нас. Когда я с ним говорил потом об этой работе, он сказал: "Я видел, что на первых репетициях все шло тяжело и мучительно, но потом спектакль обрел нужную ему тональность - спокойно-ироническую, и все получилось".

Заслуженная артистка России Тамара Панасюк: еще в процессе репетиционной работы над спектаклем Вампилов дописал небольшую сцену - он была необходима зрителю для понимания "семейной тайны" Сарафановых. Речь идет о диалоге с соседом, который был давно в курсе, что Сарафанов работает не в филармонии, а в похоронном оркестре...Размышляя над предысторией своей героини, я, например, понимала, почему Макарская не может оттолкнуть Васеньку от себя в его первой настоящей влюбленности. Ведь она знала его с детства, можно сказать, на горшок сажала. Она видела, что он рос без матери - как же она могла не щадить его?

В этом спектакле я, опять же следуя логике своей героини (Макарская работала секретарем в суде и, должно быть, ей, даже по тем временам, делали подарки), решила шикарно одеться. Не зря же Саша нашел для нее эту чуть ироничную характеристику - "краса родимого села", "Оклахома". Модницей должна быть! И вот я надеваю короткую юбку и шикарные высокие сапоги на шнуровке из какого-то другого спектакля. На репетиции выхожу на сцену. И какова же была реакция Вампилова?

– Ой, елки-палки, Тамара! Сними эти сапоги!
– Почему это? Не сниму.
– Сними.
– Сказала – не сниму.
– Ну тогда не удивляйся, если они у тебя исчезнут!

И сапоги, действительно, исчезли. Кто этому помог, куда они девались? Я этого так и не узнала. Но, видно, уж совсем показались они Саше неприемлемыми. Чересчур модные, блистательные сапоги, для французской пьесы... А для Вампилова каждая деталь была важна.

Заслуженная артистка России Елена Мазуренко: мы как-то играли "Старшего сына" в деревне, так одна зрительница на реплику Нины: "Ну да, уезжаю!" закричала из зала: - Правильно, уезжай! Я вот не уехала, так всю жизнь жалею!.. Это потому, что люди чувствуют, когда на сцене правда. У него идет простая, обычная жизнь простых, обычных людей. Но зато в финале это доходит до высокой правды и до самого сердца.

Народный артист России Вадим Лобанов: я сыграл этот спектакль 218 раз и в большинстве из них в паре с заслуженной артисткой России Еленой Мазуренко. У меня же был такой случай: когда репетировали сцену с Ниной, я резко и раздражённо говорил о курсанте Кудимове: "Наверное, он большой и добрый" и так далее. Саша Вампилов сидел в зале и вдруг говорит: "Да не топчи ты его так. Не топчи. Он же тоже человек". И я стал мягче играть тот эпизод. А иногда он с удивлением говорил: "Я об этом вроде не писал…". Понимаете, сила его таланта была так велика, что он создавал пьесу с определённым замыслом, а подтекст, подспудный смысл, о котором драматург и не подозревал, вдруг выявлялся из материала и обогащал его работу.

В 2017 году волонтеры проекта Елены Меркуловой "Международный онлайн-фестиваль одной пьесы" (Москва) выяснили, что среди произведений А.Вампилова пьеса "Старший сын" является рекордсменом по популярности - в год 80-летия драматурга она ставилась в 30 городах России.
Справка: Международный онлайн-фестиваль одной пьесы - совместный медиа-проект компании «ARTИСТ» в сотрудничестве с театральным фестивалем «Золотой Витязь». Фестиваль стартовал в 2020 году, каждый год был посвящен одной из пьес Александра Вампилова:

2020 год — первый фестиваль, посвящённый пьесе «Старший сын». В нём участвовало 27 спектаклей из 4 стран.

-4

2021 год — второй фестиваль, посвящённый пьесе «Утиная охота». В нём участвовало 25 спектаклей из 8 стран. 

2022 год — третий фестиваль, посвящённый пьесе «Прошлым летом в Чулимске». В программе было 20 сценических версий пьесы из 14 городов России и мира.

2024 год — четвёртый фестиваль, посвящённый пьесе «Прощание в июне» («60 ИЮНЕЙ»). В нём участвовали театры из 10 городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Омска, Ижевска, Саратова, Нижнего Новгорода, Барнаула, Ульяновска и Саранска. 14

В 2025 году состоится пятый юбилейный фестиваль, который будет посвящён пьесе «Провинциальные анекдоты».

Я надеюсь, после прочтения данной заметки, у вас появилось желание пересмотреть фильм "Старший сын" (1975, режиссёр Виталий Мельников)?

-5