В Заволжском районе города Твери сохранилась старинная усадьба, построенная купцом первой гильдии Павлом Ивановичем Пироговым в конце XVIII – начале XIX вв. Все здания усадьбы возведены на белокаменном цоколе. Фасады главного дома, обращённые к улицам Горького и Нахимова, по композиции и декору отличаются редкой для тверской архитектуры этого периода нарядностью. Углы и простенки окон украшены каннелированными пилястрами с профильными базами и ионическими капителями, декорированы гирляндами. Над зелёной крышей дома возвышаются несколько белых печных труб.
В помещения цокольного этажа ведут несколько входов со двора усадьбы. Это пространство дома имело хозяйственное назначение. Здесь когда-то могли храниться домашние припасы или часть товаров купца, предназначенные для продажи.
Жилые комнаты располагались на первом этаже. Сейчас на первом этаже дома располагается музейная экспозиция «В гостях у тверских купцов». Здесь воссоздан интерьер жилых комнат купеческого дома, который позволяет посетителям погрузиться в атмосферу быта XIX века. Первым помещением, в которое попадал гость, была прихожая.
Шкаф с большим зеркалом является визуальной доминантой пространства. Он выполнен из древесины ореха и покрыт тёмным лаком. Верхняя часть шкафа состоит из фронтона, аттика и карниза, которые украшены резными растительными и геометрическими узорами. Декоративные элементы украшают переднюю стенку шкафа слева и справа от зеркала. В нижней части располагается выдвижной ящик для обуви.
В прихожей на столике гость мог оставить трость, портфель, папку и другие личные вещи. Фигурная витая стойка столика, опирающаяся на три резные ножки, выполнена из древесины груши. Круглая столешница с низким бортиком выполнена из бука.
Скоротать время в ожидании приёма гость мог за журнальным столиком. Массивная шпонированная столешница овальной формы опирается на четыре ножки, соединённые фигурной крестообразной перекладиной. Ножки столика выточены из красного дерева в форме античных колонн с каннелюрами.
Для удобства гостей рядом со столиком находится кресло фирмы «Братья Тонет». Оно выполнено из бука, на спинке тиснёный цветочный узор. Мебель австрийской фирмы Тонетов была известна в России как «венская» или «гнутая». Она была популярна среди разных групп покупателей. Венская мебель была универсальной, изысканной и простой в транспортировке. Отдельные предметы и целые гарнитуры венской мебели можно было встретить в жилых помещениях и магазинах купцов.
Через двойные двери гость проходил в следующее помещение – кабинет.
Центром этой комнаты является массивный письменный дубовый стол на точёных конусовидных ножках. Столешница обита зелёным сукном. Благодаря этому покрытию скрип пера по бумаге смягчался и не раздражал купца, а бумага не скользила по столу. Зелёный цвет сукна удачно сочетался с дорогими породами дерева. В столе находятся пять выдвижных ящиков с металлическими ручками.
У стула, стоящего за столом, сиденье и спинка выполнены в технике соломенного плетения, по краям они украшены двумя токарными колоннами и резным орнаментом над верхней перекладиной спинки. Передние ножки стула фигурные, задние – прямоугольные.
Напротив стола стоит изящный диван, на котором мог расположиться гость во время делового разговора с купцом. С внутренней стороны царги выжжено клеймо со словом «THONET» в углублении. Именно это клеймо даёт нам возможность определить дату производства дивана – 1881 год. Стоит отметить, что кресло из прихожей и диван из кабинета являются элементами одного гарнитура.
Слева от дивана стоит массивное кресло в стиле псевдоклассицизма. Сиденье, спинка и подлокотники кресла обиты мягкой тканью в светло-бежевой гамме с тёмно-зелёным орнаментом. Передние ножки выточены в форме фигурных колонн, задние лишены каких-либо украшений. Подлокотники и их стойки покрыты богатым резным узором. Мягкая спинка кресла закреплена между двумя резными перекладинами, стойки спинки имеют небольшой резной узор с навершием в форме резных антропоморфных голов, верхняя перекладина украшена фигурным навершием.
Можно представить, как в таких кабинетах могли обсуждаться крупные сделки, под стук костяшек счётов рассчитывались возможные прибыли, риски или убытки купца.
Из кабинета можно перейти в гостиную. Когда-то в этом помещении царила тёплая, семейная атмосфера. В центре комнаты стоит дорогой обеденный стол, изготовленный из красного дерева в первой половине XIX века. Его массивная стойка в виде фигурной колонны опирается на крестообразное резное основание. Ножки стола выполнены в виде львиных лап.
Слева от стола стоит шкаф-горка из красного дерева с обширным застеклением. Внутри купцы размещали самые дорогие сервизы и предметы из фарфора, фаянса, цветного стекла зарубежных и отечественных производителей. Эту посуду хозяева складывали в таких шкафах горкой, поэтому люди стали называть их шкафами-горками. В нижней части шкафа хранили скатерти и салфетки, украшенные изящной вышивкой и кружевом. Посуда и текстиль из горки предназначались для праздничных застолий.
Напротив шкафа-горки стоит дубовый буфет, состоящий из двух частей, различающихся размером и декором. В этом буфете хранили повседневную посуду, столовый текстиль, свечи. Фронтон имеет купольную форму, напоминающую морскую раковину, и украшен шарообразными навершиями по бокам. Верхние дверцы буфета декорированы резным орнаментом в виде мифических существ. По краям и между дверцами выточены фигурные полуколонны. В верхней части буфета расположены открытые угловые полки, украшенные резным орнаментом. Верхнюю часть буфета поддерживают две фигурные колонны. Они опираются на столешницу, где во время ужина размещались вторые блюда и иные угощения, которые поочерёдно подавались к столу. Нижние дверцы буфета украшены резным геометрическим орнаментом.
Кресло стоит слева от шкафа-горки. Оно выполнено из ореха. Спинка, сиденье, подлокотники обиты бордовым бархатом. Передние точёные ножки, подлокотники и стойки под ними украшены фигурным орнаментом.
Справа от шкафа-горки стоит необычный стул индийской работы, выполненный из сандалового дерева. Высокая спинка стула украшена витиеватым резным орнаментом и плавно соединена с царгой, покрытой растительными точёными узорами. Мягкое сиденье обито малиновым шёлком с букетом белых цветов.
Справа от стула у стены стоит большое напольное зеркало с приставленным к нему столом-подзеркальником с токарными фигурными деталями, выполненными из ореха.
Следующей комнатой дома была дамская гостиная, где купчихи принимали своих подруг и занимались рукоделием. Вышивка, шитьё и вязание были важной частью женской повседневности. Чтобы рукоделие не превращалось в утомительную рутину, уголок дома, предназначенный для этого занятия, обставлялся с элегантностью и изяществом. Лёгкие, прочные и удобные венские стулья как нельзя лучше подходили сюда.
Купчиха и её дочери имели в своём гардеробе много нарядов, которые хранились во вместительном платяном шкафу. Он выполнен из редкой и очень дорогой древесины красного дерева. Накладные резные украшения фронтона и дверей сделаны из более доступных и дешёвых пород дерева. Внутреннее пространство шкафа разделено на две равные части. В нижней части шкафа расположены два выдвижных ящика.
Принадлежности для дамского туалета находились в специальном столике с откидной крышкой и изящными точёными ножками. Столик выполнен из древесины бука, стенки покрыты шпоном, а некоторые детали покрашены под грушу или клён. На внутренней стороне крышки столика закреплено зеркало. Внутри столика хранилась косметика и разнообразные женские аксессуары: маникюрные инструменты и щипцы для завивки волос, шпильки и гребни, духи и пудра. Когда крышка столика была закрыта, он использовался как письменный.
Мебель для детской комнаты подбиралась в соответствии с особенностями и потребностями её обитателей. Поскольку купцы были глубоко верующими людьми, во всех комнатах дома были иконы, а в детской – шкаф-киот. В нём хранились иконы святых покровителей членов семьи, венчальные рукавички родителей, освящённые веточки вербы, декоративные пасхальные яйца и прочие важные для христианина вещи. По воскресеньям и праздникам перед иконами зажигали лампадку. Шкаф выполнен из ореха или берёзы и покрашен под более благородные тёмные породы дерева.
Слева от киота стоит диван с полукруглой спинкой и мягким сиденьем. Сиденье и спинка дивана обиты тканью с растительным узором из красных, жёлтых, оранжевых плодов, с зелёными веточками и листьями на серо-зелёном фоне. Сидя на нём, дети рассматривали с гувернанткой азбуку Александра Бенуа, читали журнал «Друг детей» или художественную литературу.
Дорогие, богато украшенные буфеты и шкафы, массивные столы и изящные столики красноречиво свидетельствовали о благополучном материальном положении хозяина дома. Часть обстановки изготавливалась по индивидуальным заказам в специализированных мастерских. При этом в купеческих комнатах можно было увидеть и мебель массового производства, однотипность и скромность декора которой компенсировалась невысокой ценой. Фабричные столы, стулья, шкафы во второй половине XIX века приобрели огромную популярность. Лаконичность форм и скромность декоративной отделки такой мебели дали повод современникам называть её откровенно безвкусной.
Приобретая обстановку для дома, купцы стремились произвести впечатление на гостей и продемонстрировать своё богатство. Дворяне, в отличие от купцов, хотели следовать моде и показать свой изысканный вкус в выборе мебели для интерьера. Архитекторы и художники второй половины XIX века нашли выход из сложившейся ситуации, обратившись к опыту прошлого. Главным источником вдохновения и образцом для них стала мебель в стиле русского классицизма, которая отличалась продуманными пропорциями, ясной и выразительной конструкцией, умелым сочетанием пород и текстур древесины.
Другая история у мебели фирмы, созданной Михаэлем Тонетом. Это был иной, уникальный подход к мебели в условиях массового фабричного производства. Венская мебель ценилась купцами за удачное сочетание практичности, лаконичности и доступности. Её изготавливали из древесины бука. Наличие венской мебели демонстрировало практичность хозяина не только в работе, но и в обстановке комнат.
Обустройство семейного гнезда было важной частью купеческой повседневной жизни. Индивидуальный подход к расположению мебели в каждом помещении редко определялся следованием моде. Вкусы хозяев, практичность в быту и демонстрация достатка были ключевыми факторами при выборе мебели для купеческого дома. Убедиться в этом можно и сегодня, посетив Музей тверского быта.
Автор — научный сотрудник Музея тверского быта Милютин Семён Михайлович