Найти в Дзене
Музей музыки

Чайковский. Тайное наследие

Именно Чайковскому, первому в ряду великих русских композиторов, выпала честь с такой силой и убедительностью высказаться в музыкальном искусстве и оставить громадное наследие, которое можно назвать непревзойдённым по жанровому охвату и разнообразию художественных образов. Смерть Чайковского поразила современников своей внезапностью. Это чувство сохраняет остроту и по сей день. Знакомство с обстоятельствами жизни композитора убеждает в том, что он «не собирался умирать». После окончания в августе 1893 года Шестой симфонии, традиционно воспринимающейся как грандиозный надгробный памятник Чайковского самому себе, композитор успел завершить одночастный Третий фортепианный концерт, а также начал работу над несколькими творческими замыслами. Среди них такие масштабные, как опера по повести Джордж Элиот «Любовь мистера Гильфиля» и Концерт для флейты с оркестром. В 1894 году Чайковский планировал совершить ещё одну гастрольную поездку в Северную Америку, как дирижёр предполагал расширить репе

Каждый год 6 ноября (25 октября по старому стилю) отмечается одна из самых важных дат всемирного музыкального календаря. В этот день в 1893 году в возрасте 53 лет скончался Пётр Ильич Чайковский, чей вклад в отечественную и мировую культуру невозможно переоценить.

Фотооткрытка с воспроизведением фотопортрета П.И. Чайковского (1888). Берлин, издательство Hermann Leiser, (1900-е). Из фондов Российского национального музея музыки.
Фотооткрытка с воспроизведением фотопортрета П.И. Чайковского (1888). Берлин, издательство Hermann Leiser, (1900-е). Из фондов Российского национального музея музыки.

Именно Чайковскому, первому в ряду великих русских композиторов, выпала честь с такой силой и убедительностью высказаться в музыкальном искусстве и оставить громадное наследие, которое можно назвать непревзойдённым по жанровому охвату и разнообразию художественных образов. Смерть Чайковского поразила современников своей внезапностью. Это чувство сохраняет остроту и по сей день. Знакомство с обстоятельствами жизни композитора убеждает в том, что он «не собирался умирать». После окончания в августе 1893 года Шестой симфонии, традиционно воспринимающейся как грандиозный надгробный памятник Чайковского самому себе, композитор успел завершить одночастный Третий фортепианный концерт, а также начал работу над несколькими творческими замыслами. Среди них такие масштабные, как опера по повести Джордж Элиот «Любовь мистера Гильфиля» и Концерт для флейты с оркестром. В 1894 году Чайковский планировал совершить ещё одну гастрольную поездку в Северную Америку, как дирижёр предполагал расширить репертуар и включить в него ораторию Р. Шумана «Рай и Пери» – одно из самых любимых своих сочинений. Всем этим планам не суждено было сбыться… Однако тайна наследия Чайковского не только в тех произведениях, которые он не успел создать, и не только в тех намерениях, которые он не смог осуществить.

В.Н. Кашперов. Интродукция к опере «Гроза». Переложение П.И. Чайковского для фортепиано в две руки. Автограф. Москва, 1867. Из фондов Российского национального музея музыки.
В.Н. Кашперов. Интродукция к опере «Гроза». Переложение П.И. Чайковского для фортепиано в две руки. Автограф. Москва, 1867. Из фондов Российского национального музея музыки.

Частое звучание музыки Чайковского, известность ключевых моментов его биографии рождает миф, что этот композитор нам очень хорошо знаком и мы вряд ли откроем в нём что-то принципиально новое и существенно важное. Но не стоит забывать, что даже сохранившаяся часть наследия Чайковского в полном объёме регулярно сегодня не исполняется. Среди сочинений композитора есть опера, до сих пор не изданная в партитуре («Кузнец Вакула, или Ночь перед Рождеством»), а ряд завершённых и даже исполнявшихся его сочинений утрачен (в том числе, опера «Ундина», Кантата для женского хора Патриотического института, знаменитые «Характерные танцы», редакция хора «Славься!» М.И. Глинки для торжеств по случаю коронации императора Александра III).

Э. Дюран. Романс «Как в двадцать лет». Русский текст П.И. Чайковского. Москва, П. Юргенсон, 1870. Из фондов Российского национального музея музыки.
Э. Дюран. Романс «Как в двадцать лет». Русский текст П.И. Чайковского. Москва, П. Юргенсон, 1870. Из фондов Российского национального музея музыки.

Неизвестными остаются и около 1000 (!) писем Чайковского. Только чудом можно объяснить моменты, когда из этой тьмы забвения вдруг появляются документы, о которых раньше никто не знал. Подобное произошло в минувшем году, когда фонды Музея музыки пополнило неизвестное письмо композитора к его многолетнему другу музыкальному критику Герману Ларошу, до последнего времени хранившееся в частном собрании за рубежом. Ранее в процессе научной работы в Музее музыки был выявлен неизвестный русский перевод Чайковского стихов Эмиля Барато «Как в двадцать лет», на которые французский композитор Эмиль Дюран написал романс. Чайковский сделал этот перевод для русского издания романса в 1870 году. В 2012 году в Музее музыки было атрибутировано содержание нотной рукописи Чайковского, в течение десятилетий остававшееся неустановленным. В таинственной рукописи оказался записанным фрагмент фортепианного переложения Интродукции оперы Владимира Кашперова «Гроза», сделанного Чайковским. Эти и другие небольшие «открытия» дарят надежду, что с течением времени великий русский композитор будет нам открываться не только через новые интерпретации своих «коронных шедевров», но и через страницы сочинений и документов, пока составляющих его тайное наследие.

П.И. Чайковский. Письмо к Г.А. Ларошу. Автограф. Фроловское, 18 (30) июля 1890. Из фондов Российского национального музея музыки.
П.И. Чайковский. Письмо к Г.А. Ларошу. Автограф. Фроловское, 18 (30) июля 1890. Из фондов Российского национального музея музыки.

Приглашаем в Музей П.И. Чайковского в Москве (пл. Кудринская, дом 46/54), чтобы узнать больше о жизни и творчестве композитора.