Найти в Дзене

❓ Доминирующее положение в товарном знаке: что это?

Рубрика: спрашивали? Отвечаю! Недавно в комментариях попросили разобрать интересную тему — доминирующее положение элементов товарного знака. Что ж, приступим. 📝 Понятие «доминирующее положение» наиболее тесно связано с неохраняемыми элементами (они должны свободно использоваться всеми предпринимателями и не подлежат регистрации на какое-либо одно лицо, например, молоко, литр, кинотеатр, магазин и т.п.). Суть в том, что такие элементы могут быть частью товарного знака только если они не занимают в нем доминирующего положения. ▪️ Если в обозначении доминирует неохраняемый элемент, Роспатент откажет в регистрации. ▪️ Охрана предоставляется только тем элементам, которые обладают различительной способностью, то есть позволяют идентифицировать ваш товар/услугу среди других подобных. ❗️ Однако! Даже если будет получена регистрация на обозначение, в которое включен подобный неохраняемый элемент, то защищаться будет только комбинация в целом (особая графика или в совокупности с другими словами
Оглавление

Рубрика: спрашивали? Отвечаю!

Недавно в комментариях попросили разобрать интересную тему — доминирующее положение элементов товарного знака. Что ж, приступим.

📝 Понятие «доминирующее положение» наиболее тесно связано с неохраняемыми элементами (они должны свободно использоваться всеми предпринимателями и не подлежат регистрации на какое-либо одно лицо, например, молоко, литр, кинотеатр, магазин и т.п.).

📜 Неохраняемые элементы товарного знака
Интеллектуалка по праву20 сентября 2023

Суть в том, что такие элементы могут быть частью товарного знака только если они не занимают в нем доминирующего положения.

❓ Почему это важно?

▪️ Если в обозначении доминирует неохраняемый элемент, Роспатент откажет в регистрации.

▪️ Охрана предоставляется только тем элементам, которые обладают различительной способностью, то есть позволяют идентифицировать ваш товар/услугу среди других подобных.

❗️ Однако! Даже если будет получена регистрация на обозначение, в которое включен подобный неохраняемый элемент, то защищаться будет только комбинация в целом (особая графика или в совокупности с другими словами).

Запретить, например, использовать слово «молоко» другим производителям данной продукции будет невозможно (пример указания в реестре на изо ниже).

-2

❓ Что такое «доминирующее положение»?

▪️ Это ситуация, когда элемент обозначения (словесный, изобразительный или любой иной) является главным, основным, привлекающим внимание потребителя.

▪️ Именно он формирует общее зрительное впечатление от знака и влияет на восприятие обозначения в целом.

📝 Критерии определения доминирующего положения

Важно отметить, что подобные критерии носят условный характер, поскольку на практике каждая ситуация требует индивидуального подхода и изучения, но какие-то общие положения вывести все же можно.

1️⃣ Визуальное доминирование

▪️ Элемент визуально, графически значительно больше других по размеру.

▪️ О процентном соотношении элементов, то есть каких-то точных пропорциях говорить сложно, поскольку в каждом конкретном случае такие величины могут быть разными, но при % соотношении 60 на 40 уже можно будет выделить доминирующий элемент.

Пример: на изо ниже доминируют изобразительные элементы.

2️⃣ Визуальное выделение

Использование особого цвета, уникального шрифта, графики или эффектов, которые делают элемент более заметным и запоминающимся.

Пример: обозначения ниже зарегистрированы благодаря своей особой графике.

3️⃣ Центральное расположение

▪️ Элемент композиционно находится в центре обозначения.

▪️ Но центр – понятие относительное. В практике есть случаи, когда таковым признавалось и не совсем центральное положение относительно всего обозначения. Например, в деле № СИП-522/2020 слово «Class» было признано занимающим центральное расположение (изо ниже).

-5

4️⃣ Смысловая нагрузка

Самая сложная ситуация. Иногда элемент является семантическим, смысловым центром, даже если визуально он не самый крупный.

Для примера: «салон красоты Сол», «студия звукозаписи и аранжировок АСВ» и т.п.
В подобных обозначениях защищается только
последнее слово. Согласитесь, что относительно остальных - они занимают меньше всего визуального пространства, однако доминируют по смыслу.

📝 Изменение товарного знака

Доминирующий элемент — это часто основной элемент знака. Если после подачи заявки или после регистрации захочется его убрать или значительно изменить, Роспатент или суд могут признать такие изменения существенными, а значит, недопустимыми.

❗️ Основных элементов может быть несколько

Например, такой вывод можно сделать из дела № СИП-480/2024, где СИП не разрешил правообладателю убрать из товарного знака фоновую ветку калины (изо ниже). Данное дело я разбирала подробнее тут - ТЫК.

-6

❓ Какой можно сделать вывод?

Доминирование – относительное понятие, которое раскрывается только с учетом определенных обстоятельств и конкретного обозначения.
Не существует универсальной формулы, есть лишь ориентиры — визуальный вес, композиция и смысл.

💬 А если у вас есть другие вопросы, обязательно задавайте!
Можно в комментариях или же написав мне в ЛС. Всегда рада быть полезной!

Буду очень рада вашей активности: пишите комментарии, ставьте лайки и делитесь с друзьями!

А если еще не подписаны, то обязательно подпишитесь! У меня много интересного 😊

📞 У меня также есть и другие соцсети:

Поддержать меня или поблагодарить за статьи можно по ссылке, через QR-код или нажав на оранжевую кнопку ниже ↘️

-7