Найти в Дзене

Пьеса «Макбет» в руках итальянского оперного гения

#МАКБЕТ@NedivanniyKulturolog В годы, когда Джузеппе Верди начинал свое оперное творчество, в Италии бушевала эпидемия холеры. Молодой композитор получил заказ на комический спектакль и приступил к работе. За время написания произведения холера унесла жизни сначала дочери Верди, потом сына, а в конце и супруги. Так, композитор зарекся не писать комические оперы, приносящие ему «одно горе».  Первой работой мастера была «Навуходоносор», более известная под итальянским названием «Набукко». Героическая эстетика Верди, родившаяся в этой постановке, стала краеугольным камнем всего творчества автора. Неоднозначный, но великий царь Вавилонский стал первым в бесконечной галерее персонажей, способных сражаться с судьбой на равных.  Судьба – одна из важнейших тем в сюжетах Джузеппе Верди. Можно ли противостоять року? Как его силы могут проявляться? Все это важнейшие вопросы в операх героического наполнения.  Известен факт, что Верди зачитывался Шекспиром, что для итальянца того времени было н

#МАКБЕТ@NedivanniyKulturolog

Афиша оперы «Макбет» Дж.Верди
Афиша оперы «Макбет» Дж.Верди

В годы, когда Джузеппе Верди начинал свое оперное творчество, в Италии бушевала эпидемия холеры. Молодой композитор получил заказ на комический спектакль и приступил к работе. За время написания произведения холера унесла жизни сначала дочери Верди, потом сына, а в конце и супруги. Так, композитор зарекся не писать комические оперы, приносящие ему «одно горе». 

Первой работой мастера была «Навуходоносор», более известная под итальянским названием «Набукко». Героическая эстетика Верди, родившаяся в этой постановке, стала краеугольным камнем всего творчества автора. Неоднозначный, но великий царь Вавилонский стал первым в бесконечной галерее персонажей, способных сражаться с судьбой на равных. 

Судьба – одна из важнейших тем в сюжетах Джузеппе Верди. Можно ли противостоять року? Как его силы могут проявляться? Все это важнейшие вопросы в операх героического наполнения. 

Известен факт, что Верди зачитывался Шекспиром, что для итальянца того времени было не свойственно. В то время массовый читатель знал от силы интерпретации сюжетов английского драматурга из сборников. Но «Макбет» занимал особое место в сердце Верди. Ее особый трагизм, кровавость завлекали музыкального гения, но также требовали особого подхода к написанию и постановке. Верди писал своему либретисту Франческо Мария Пьяве: «Если мы не можем сделать с её (трагедии) помощью что-то великое, давайте хотя бы попробуем сделать что-то необычное». 

Под давлением Верди Пьяве переписывал либретто несколько раз, чтобы перевод стихов на Итальянский был максимально аутентичен. Это привело к появлению в опере особого языка метафор. Необходимо было передать темноту атмосферы оригинала - примером этого является неоднократное повторение фразы «Tutto è finito» (все кончено). Это проведение не просто лейтмотива судьбы, но лейтмотива обреченности, рока, мрака. Тема предписанного будущего очень часто мелькает в опере - это и ведьмы, и богиня геката, и блеквудский лес, пошедший на Макбета, и погубивший его Макдуф, рожденный кесаревым сечением. 

 Работая над музыкой, Верди отошел от привычной структуры оперы. Речетативная, почти декламативная интонация стала главным новаторством произведения: паузы выделяют акцентные слова, кантилена часто разрывается в угоду фразировке. Не менее прорывной была работа с певцами. Выбирая голос Макбета для постановки центральным для композитора стал не вокальный, а актерский компонент. Верди также отсеял множество певиц для роли супруги главного героя, говоря, что её звук, как и внешность его обладательницы, должен быть некрасивым, некруглым, почти вульгарным. Арии леди Макбет стали классикой. Одной из самых интересных является первая из них. Героиня взывает к темным силам, требует от мужа хладнокровия. Восходящий ход на «до» требует большого мастерства от сопрано, но взамен дарит испуганные мурашки зрительному залу.  

7 декабря 1952 года «Ла Скала» открывал сезон «Макбетом», где партию Леди Макбет впервые исполнила Мария Каллас
7 декабря 1952 года «Ла Скала» открывал сезон «Макбетом», где партию Леди Макбет впервые исполнила Мария Каллас

Премьера была рискованной: новаторства автора могли не понравиться публике, но успех был всеобъемлющим. Первая постановка состоялась в Ла Скала, где опера идет и по сей день. За столетия ее исполняли многие музыкальные мастодонты, такие как Гяуров, Л. Уоррен, Т. Гобби, М. Каллас, Л. Ризанек. Для прослушивания советую запись из Ла Скала с Гяуровым и Капучилли, если вам интересны Макбет и Банко, и спектакль с Каллас, если интересна супруга главного героя, хотя Ширли Веррет в исполнении с Капучилли многим может понравится не меньше. 

-3

Важно понимать, что опера и пьеса о Макбете рассказывают одну историю, но о разном. Если текст Шекспира глубоко психологичен, рассуждает о недопустимости преступления, о том, как душа реагирует на взаимодействие с грязной темной силой, то музыка Верди сосредотачивается на трагедии, на силе судьбы, на накале страстей, на апофеозе честолюбия, на ярком безумии короля.

Подобное прочтение трагедии радикально отличается от изначально-авторского, вследствие чего ознакомление с оперой позволит наполнить старинный текст новыми смыслами. Если же вы решитесь, то будьте готовы, что воспринимать оперу будет непросто: она тяжеловесна, драматична и даже страшная. Но если вы прорветесь через груз истории и мрака, то вам откроется захватывающая история о короле, которого одолели инфернальные силы, вооружившиеся судьбой.

Автор: Данила Кулик

#НеДиванныйОперныйОбзор 

#НеДиванныйКультуролог