Найти в Дзене

Эхо утраченных молитв: как Юрий Шабалин оживляет историю в «Заброшенной церкви великой Руси»

Коллекция Юрия Шабалина в онлайн-галерее современного искусства Айн-Меваас
Коллекция Юрия Шабалина в онлайн-галерее современного искусства Айн-Меваас

Искусство бывает громким и тихим. Картина Юрия Шабалина «Заброшенная церковь великой Руси» (1987) принадлежит ко второму типу. Она не кричит, а шепчет, и ее шепот слышен сквозь толщу времени.

Философия забвения и вечности. Художник предлагает зрителю не просто пейзаж, а сложную метафору непокорённой души. В эпоху, когда советская власть системно старалась стереть религиозные корни, этот храм, упрямо прорастающий сквозь деревья и время, становится манифестом. Мазки Шабалина, относящиеся к стилю «импрессионистский реализм», фиксируют не форму, а само дыхание истории — эхо молитв, застывшее в пыльном воздухе.

Диалог с наследием великих музеев. Интересно, что работа Шабалина невольно вступает в диалог с шедеврами из собраний таких институций, как Национальная галерея искусства в Вашингтоне, где ядро коллекции также составили работы, имеющие глубокое историческое и духовное значение, вывезенные в свое время из Европы . Как и те старые мастера, Шабалин говорит на универсальном языке, где советская эпоха переплетается с древнерусской духовностью.

Мост между эпохами. Для подлинного ценителя, обладающего историческим сознанием, эта картина становится мостом. Она связывает личное переживание с коллективной памятью, а руины прошлого — с вечными вопросами о вере и силе человеческого духа. Это та категория искусства, которая не стареет, потому что говорит о вневременном.