Найти в Дзене

Я официально заявляю: 6-я серия 4 сезона «Ведьмака» — моя самая нелюбимая

30 октября 2025 года на Netflix вышла шестая серия четвёртого сезона «Ведьмака». И 6 серия 4 сезона — самая нелюбимая мною во всём сезоне. Почему? Давайте обсудим вместе. Мне никогда особо не нравились масштабные магические битвы ни в книгах, ни в кино. Знаете, эти фейерверки из заклинаний часто служат лишь для «лата́ния» сюжетных дыр, потому что у магии нет чётких законов и ограничений. Сегодня маг могуществом горы сдвигает, а завтра — и огонька зажечь не может, если того требует сценарий. Магия в таких сценах порой выглядит универсальным клеем: надо героев перенести в нужное место — есть телепортация, нужно срочно убрать лишних персонажей — охотно «шах и мат» огненным шаром, захотелось повернуть сюжет неестественным образом — всегда можно выдумать новое заклинание. Часто это раздражает: вместо драматизма и логики — условности и «волшебство по необходимости». При этом в «Ведьмаке» долгое время магические сражения были приятным исключением. Вспомните Битву при Соддене в финале первого

30 октября 2025 года на Netflix вышла шестая серия четвёртого сезона «Ведьмака». И 6 серия 4 сезона — самая нелюбимая мною во всём сезоне. Почему? Давайте обсудим вместе.

Мне никогда особо не нравились масштабные магические битвы ни в книгах, ни в кино. Знаете, эти фейерверки из заклинаний часто служат лишь для «лата́ния» сюжетных дыр, потому что у магии нет чётких законов и ограничений. Сегодня маг могуществом горы сдвигает, а завтра — и огонька зажечь не может, если того требует сценарий. Магия в таких сценах порой выглядит универсальным клеем: надо героев перенести в нужное место — есть телепортация, нужно срочно убрать лишних персонажей — охотно «шах и мат» огненным шаром, захотелось повернуть сюжет неестественным образом — всегда можно выдумать новое заклинание. Часто это раздражает: вместо драматизма и логики — условности и «волшебство по необходимости».

При этом в «Ведьмаке» долгое время магические сражения были приятным исключением. Вспомните Битву при Соддене в финале первого сезона — один из самых ярких моментов сериала, лично у меня дыхание перехватывало, когда Йеннифэр выжигала полчища нильфгаардцев. А переворот на Танедде в третьем сезоне? До сих пор считаю, что это лучшая серия того сезона; пересматривала её несколько раз. Те бои были захватывающими, эмоционально обоснованными. Я даже начала читать книги Сапковского после первых сезонов, предвкушая описания этих грандиозных сражений... и вот тут меня ждал сюрприз.

Если вы читали книги, то знаете, что Сапковский вообще не увлекается подробностями больших сражений. Моему разочарованию не было предела, когда я обнаружила, что ни Битва при Соддене, ни падение Цинтры там толком не показаны. О грандиозной битве чародеев на Содденском холме мы узнаём лишь из скупых воспоминаний Трисс, Йеннифэр и других героев. Да что там, захват Цинтры, с которого так мощно начался сериал, — тоже выдумка шоураннеров. В книге об этих событиях есть лишь обрывочные воспоминания Цири да свидетельства Кагыра — никакого детального описания «в прямом эфире». Путь Цири от падения Цинтры до встречи с Геральтом тоже остаётся за кадром литературной саги. Честно говоря, я поначалу решила, что мне попался бракованный, сокращённый вариант книги! Но нет — автор, видно, сознательно не стал перегружать читателя батальными главами в духе Толстого. Сапковский предпочёл сфокусироваться на личных историях и трагедиях своих героев, и эти-то интимные драмы у него действительно вышли мастерски.

Что ж, книги меня в этом плане слегка разочаровали — зато сериал подарил то, чего не хватало на страницах: зрелищные битвы. Я была довольна до поры до времени. Но вот настал момент… разочароваться и в сериальных баталиях. К сожалению, эпическая магическая схватка в 6-й серии 4 сезона (битва при Монтекальво) лично для меня оказалась провалом. Сейчас объясню, почему я в таком расстроенном чувстве.

-2

Начнём с главного злодея. Вильгефорц меня в этом эпизоде ужасно разочаровал. Помните харизматичного интригана, который плёл паутину обмана и обдурил, кажется, весь Континент в финале прошлого сезона? Так вот, здесь он превратился в плоского картонного злодея уровня императора Палпатина — карикатурного, пафосного и предсказуемого. Вместо изощрённых манёвров и интеллектуальной игры мы получили банальное «ха-ха, я всесилен» и метание огня. Рядом с ним толпятся такие же безликие приспешники — честно, даже не запомнила их имён (ах да, их нам даже и не представили). От мастера-манипулятора Вильгефорца, который сумел предать и практически уничтожить Братство чародеев в перевороте на Танедде, я ожидала куда более хитрой игры. А вижу просто очередного тёмного мага с армией статистов под рукой.

Кроме характеров, хромает и логика сражения. Создаётся впечатление, что план битвы писали на коленке в перерыве между спецэффектами. В итоге всё свелось к тому, что защитники Монтекальво бросили в бой горстку юных учениц. Девочек назначили создавать магический щит, чтобы ослабить армию Вильгефорца — практически пушечное мясо. На этом тактика обороны закончилась. Дальше — хаотичная драка кто во что горазд.

В определённый момент злые маги начали выжигать всё живое запрещённым огнём, наши герои едва держатся под щитом, люди буквально плавятся на глазах… Казалось бы, все знали, что у врага огненная магия, и где-то же рядом башня с водой — так почему бы не открыть шлюзы сразу?! Да, в финале до этого додумались: чародейка Филиппа наконец спустила воду из башни, и Йеннифэр затопила двор, потушив адское пламя. Но лично у меня возник вопрос: ребята, а нельзя было сразу применить этот приём, заранее, до того как половина коллег сгорела? 😅 Такой вот тактический просчёт, который сложно простить сценаристам.

Линия с молодыми ученицами тоже получилась слабой и бессмысленной. Их жаль чисто по-человечески, но драматического веса эти персонажи не имели — они нужны лишь для галочки, чтобы кто-то погиб на наших глазах и зритель понял: «Да, битва серьёзная».

Отдельно расстроила жертва Истредда. В кульминации эпизода этот персонаж вдруг решает пожертвовать собой, чтобы разрушить портал монолита и сорвать планы Вильгефорца. Возможно, звучит благородно, но подано так скомкано, что мы толком и не поняли — зачем он так поступил, почему именно он должен был умереть, да и что за портал такой. Герои гонялись за некой книгой монолитов, и в 6 серии наконец нашли… и просто сожгли её, не удосужившись объяснить зрителю, что в ней было и какую роль она сыграла. Я-то смотрела приквел «Кровное происхождение», поэтому догадываюсь, что к чему (монолиты связаны со сферами и перемещениями между мирами и всё такое). Но представьте зрителя, незнакомого с этим побочным мини-сериалом: для него книга-монолит — пустой звук, артефакт без значения. Сценарий поленился пролить свет на свою же макгаффин. В результате драматическая смерть Истредда не трогает, а лишь вызывает вопросы. Выходит, персонаж несколько сезонов разгадывал тайны монолитов, да так и помер ни с чем. Обидно и неясно.

-3

Ещё один больной момент — судьба Весемира. Нашего дорогого наставника ведьмаков внезапно отправили вслед за Эскелем… то есть банально убили, как в своё время шокирующе убрали Эскеля во 2 сезоне. Весемир бросается на Вильгефорца в яростной попытке отомстить, почти побеждает, но в последний миг злодей пронзает его насмерть. Всё. 🙁

Честно говоря, это вызвало у меня злость. Зачем нужно было списывать Весемира? В книгах он тихо живёт себе в Каэр Морхене и в конце просто остаётся там за кадром, никто его не трогает. Но сериал, видимо, решил: раз убили одного любимого фанатами ведьмака (Эскеля) ради шока, то можно и второго. Шоураннер Лорен Хиссрич позже даже оправдывалась, мол, да, мы убиваем персонажей, которые живы в книгах, но «всегда делаем это не ради шока, а ради развития героев»

Простите, но я не вижу особого развития. Скорее, сценаристы не знают, чем занять некоторых героев, вот и выпиливают их для видимости «больших потерь». Весемира ввели в сезон (кстати, с новым актёром) только затем, чтобы тут же убрать, не дав ему никакой новой роли. Куда логичнее было бы оставить его и других ведьмаков помогать Геральту в дальнейших приключениях, а не стягивать их на эту сомнительную битву. Критики, к слову, тоже заметили эту проблему. WinterIsComing отмечает параллель: создатели словно скопировали сцену осады Каэр Морхена из игры «Ведьмак 3», где, к слову, тоже погибал Весемир, но там это работало эмоционально. В сериале же смерть наставника вышла бессмысленной и «холостой» — ни близких рядом (Геральт отсутствует и даже не знает о гибели учителя), ни эффекта сюрприза (как только он помчался в атаку, стало ясно, чем кончится) В общем, очередное спорное решение сценаристов, которое меня расстроило.

Есть ли что-то хорошее в этом эпизоде? Не буду только ругать — нашлись и моменты, которые мне понравились. Во-первых, наконец-то Йеннифэр (и вместе с ней мы, зрители) узнаёт, какую жуткую судьбу Вильгефорц готовит Цири. В разгар боя Йен глупо рискнула и заглянула в разум поверженного Вильгефорца (ох, зря она не убила его сразу, но про это уже сказала). Зато мы увидели через её глаза кошмарные видения: окованная цепями Йеннифэр, Цири, прикованная к столу, и Вильгефорц, проводящий какие-то чудовищные эксперименты над ней. По сути, он хочет медленно, мучительно выкачать из Цири её уникальный дар — способность перемещаться между мирами и искажать время. Звучит как фантастика, но именно эта кровавая цель движет злодеем. По крайней мере, ставки поднялись: теперь и Йеннифэр, и все мы понимаем, какая опасность грозит Цири, если она попадёт в лапы Вильгефорца. За этот момент серии я создателей даже поблагодарила — интрига усилилась, стало ясно, насколько велико зло, с которым предстоит бороться.

Более того, вне основного сюжета эпизода развернулись линии, которые мне действительно пришлись по душе. Пока в Монтекальво гремели молнии, Цири тем временем проходила собственную тёмную трансформацию, и эти сцены получились превосходно. Юная львица из Цинтры окончательно приняла своё дикое альтер эго по имени Фалька – в честь легендарной бунтарки. Наша девочка влилась в банду Крыс и повела себя как настоящая бандитка: в 6 серии она хладнокровно убивает нескольких охранников, не дрогнув ни на секунду. Раньше Цири бы и подумать боялась о таком, а тут – без жалости, одним ударом. Более того, она впервые пробует наркотик фисстех и пускается во все тяжкие, бесшабашно гуляя с бандой под клич «Да здравствует Фалька!».

Фрейя Аллан играет эту «сломанную» версию Цири блестяще: в её размашистых жестах, дерзких ухмылках, в раздоре с подругой Мистле чувствуется, как героиня погружается во мрак, превращаясь в того монстра, которого сама же боялась в детстве. Страшно и завораживающе одновременно. Кстати, сама актриса признавалась, что была невероятно рада этим сюжетным линиям — для неё это одни из любимых моментов Цири, она даже перечитала книги, чтобы отыграть всё верно. И правда, поклонники книжной саги давно ждали именно такого поворота: кто знает, о чём я, понимает, что впереди нас ждёт ещё больше жестокости и трагедии на пути Цири. Мурашки по коже, но и восторг от того, что сериал не побоялся показать «тёмную Цири».

Наконец, не могу не отметить все сцены с Лео Бонартом – тем самым охотником, которому предстоит преследовать Цири. Каждое появление Лео пропитано хищной харизмой и леденящим душу предвкушением. Он сначала прикидывается простаком — в таверне дружелюбно разговаривает с охранником, выжившим после схватки с Цири. В следующую секунду он уже мучает этого бедолагу, вырывая информацию пытками. Бонарт — настоящий психопат: жестокий, насмешливый, страшно умный. Он играет со своей добычей, как кот с мышью, наслаждается процессом. В конце эпизода Лео хватает у маленькой девочки куклу Фальки (да-да, игрушку в виде той самой исторической бунтарки) — и уходит восвояси. И мы не знаем, что сделал Лео: просто ли украл игрушку как сувенир или, уходя, учинил с этими детьми нечто ужасное? Нам этого не показывают, оставляя простор воображению. И это, на мой взгляд, прекрасный приём: Бонарта демонстрируют как абсолютное зло, но не до конца, дозированно, отчего он пугает ещё больше.

В итоге у меня очень смешанные впечатления. С одной стороны, после Битвы при Монтекальво хочется всплеснуть руками: столько времени и бюджета (а бюджет, к слову, немалый — ходят слухи, более $25 млн на эпизод) ушло на это CGI-шоу, а на выходе — красивая пустышка. Как говорится, магии много, толку мало. С другой стороны, эпизод заложил важные сюжетные повороты: планы Вильгефорца раскрыты, Цири перешла опасную грань, на горизонте маячит безумец Бонарт… Концовка четвертого сезона обещает быть напряжённой.

Впереди нас ждёт финальный, пятый сезон (съёмки уже завершены, премьера запланирована на 2026 год. Очень хочется верить, что «Ведьмак» снова наберёт форму и вернёт ту самую искру. А что думаете вы? Понравилась ли вам битва в 6 серии или она тоже оставила вас равнодушными?