Когда речь заходит о криминальном кино, имя Мартина Скорсезе, естественно, приходит на ум. От «Славных парней» до «Казино» и «Ирландца» – он практически определил жанр на протяжении десятилетий. Но мир криминального кино, очевидно, гораздо шире, чем творчество одного человека. Учитывая это, в этом списке представлены одни из лучших криминальных фильмов, снятых не Марти.
В разные эпохи и на разных континентах режиссёры подарили нам поистине феноменальные истории о коррупции, предательстве, насилии и нравственности. Эти криминальные фильмы выделяются среди остальных, и каждый из них заслуживает своего места в пантеоне.
____________________________
Секреты Лос-Анджелеса / ‘L.A. Confidential’ (1997)
«Подними свой значок, чтобы все поняли, что ты коп!» Казалось, что жанр «нуар» уже изжил себя к концу 90-х, но затем появился Кёртис Хэнсон и вдохнул в него новую жизнь. «Секреты Лос-Анджелеса» — это неонуар высочайшего уровня, сплетающий воедино запутанную историю коррупции, власти и обмана в Лос-Анджелесе 1950-х годов. Сюжет повествует о трёх совершенно разных полицейских: Эде Эксли (Гай Пирс), Баде Уайте (Рассел Кроу) и Джеке Винсеннесе (Кевин Спейси), которые расследуют убийство. Вскоре их расследование приводит к раскрытию более масштабного заговора, в который вовлечены политика, организованная преступность и само управление полиции Лос-Анджелеса.
Как и «Бульвар Сансет», «Секреты Лос-Анджелеса» запечатлевает гламур золотого века Голливуда, одновременно разоблачая его упадок. Хэнсон с поразительной точностью повествования балансирует стиль и упорство. Что касается актёрской игры, то здесь тоже есть удивительная точность. Актёрский состав превосходен, а Ким Бейсингер получила «Оскар» за загадочную роль роковой женщины Линн Брэкен.
____________________________
Город бога / ‘City of God’ (2002)
«В стране слепых одноглазый — король». «Город Бога» — это криминальное кино в его самом ярком и интеллектуальном проявлении. Действие главного произведения Фернанду Мейреллиша, действие которого происходит в фавелах Рио, прослеживает рост организованной преступности на протяжении десятилетий глазами Ракеты (Александр Родригеш), молодого человека, который стремится вырваться из порочного круга насилия с помощью фотографии. Растянутое, но точное повествование даёт пищу для размышлений и одновременно драматизирует, показывая, как нищета и системное пренебрежение порождают преступные империи. «Город Бога» — это не просто гангстерский эпос, это острая социальная критика.
Такие персонажи, как Лил Зе (Леандро Фирмино), безжалостный криминальный авторитет, незабываемы; они символизируют то, как насилие становится образом жизни, когда нет альтернативы. Эстетика фильма тоже отражает это. Монтаж и операторская работа неистовы, под стать хаотичной энергии улиц, но за этим стилем скрывается сокрушительный реализм.
____________________________
Французский связной / ‘The French Connection’ (1971)
В фильме «Французский связной» Уильям Фридкин переосмыслил жанр криминального триллера для современной эпохи. Он рассказывает историю с документальной стойкостью, запечатлевая Нью-Йорк в его мрачном, упадочном великолепии. Фильм основан на реальном деле о наркотиках, и Джин Хэкмен, «на пике своих возможностей», играет «Попая» Дойла, безжалостного и одержимого полицейского, готового нарушить все правила, чтобы остановить французскую сеть контрабандистов героина. Дойл не является благородным героем. Он резок, жесток и имеет множество недостатков, но его неустанное стремление к цели придаёт фильму движущую силу.
Центральным моментом, конечно же, является легендарная погоня под надземным метро, сцена, которая до сих пор считается одной из лучших в истории кино. Но помимо технического совершенства, «Французский связной» выделяется тем, что отказывается от простых выводов: правосудие грязно, одержимость всепоглощающа, а герои редко бывают чисты. Это суровое, бескомпромиссное видение преступления и наказания, проложившее путь практически всем последующим суровым полицейским триллерам.
____________________________
Подозрительные лица / ‘The Usual Suspects’ (1995)
«Величайший трюк, который когда-либо проделывал Дьявол, заключался в том, чтобы убедить мир в его отсутствии». Фильм «Подозрительные лица» сейчас больше всего известен своим неожиданным финалом, но этот фильм — гораздо больше, чем просто трюк. Это один из лучших детективов 90-х годов, история-головоломка, построенная на отвлекающих манёврах. История, рассказанная в основном через показания Вербала Кинта (Кевин Спейси), повествует о группе преступников, объединившихся для выполнения задания, которое перерастает в столкновение с таинственной фигурой преступного мира Кейзером Сёзе. С этого момента история разворачивается, как пазл, где недостоверное повествование ставит под сомнение каждую деталь.
К моменту легендарной подмены в третьем акте весь сюжет преображается. В 1995 году это ошеломило зрителей, и спустя три десятилетия репутация фильма как эталона построения повествования остаётся неизменной. Это эталон криминального кино, построенного на обмане, паранойе и мифотворчестве.
____________________________
Бонни и Клайд / ‘Bonnie and Clyde’ (1967)
«Мы грабим банки». В 1967 году фильм «Бонни и Клайд» произвел революцию. В то время, когда американский кинематограф всё ещё цеплялся за старомодную мораль, этот фильм взорвал экраны насилием, сексуальностью и антисистемной энергией. Он романтизирует образы позорных бандитов эпохи Великой депрессии, не скрывая при этом их жестокости. Уоррен Битти и Фэй Данауэй блистают в своих ролях. Монтаж и ритм повествования, во многом вдохновлённые французской новой волной, ощущались радикально современными, шокируя зрителей внезапными вспышками насилия, завершающимися печально известным замедленным, кровавым финалом.
Вместо того чтобы осуждать преступников или даже просто изображать их, «Бонни и Клайд» сделал их вызывающими сочувствие и даже гламурными, играя на недоверии поколения к власти. Это ознаменовало начало эпохи Нового Голливуда, где моральная неоднозначность и насилие могли сосуществовать с мастерством. Будучи одновременно и культурным эталоном, и криминальной эпопеей, этот фильм стал одним из самых влиятельных американских фильмов всех времен.
____________________________
Старикам тут не место / ‘No Country for Old Men’ (2007)
«Сколько всего вы теряли, подбрасывая монетку?» «Старикам тут не место» — это скорее размышление о судьбе, насилии и упадке порядка, чем криминальный триллер. Братья Коэн взяли мрачный, сложный роман Кормака Маккарти и превратили его в вершину кинематографа. В центре сюжета — Льюэллин Мосс (Джош Бролин), человек, который находит чемодан с деньгами от продажи наркотиков и вскоре оказывается преследуемым безжалостным Антоном Чигуром (Хавьер Бардем). Чигур — один из величайших злодеев всех времен, воплощение неизбежности, чьи подбрасывания монеты определяют судьбы людей.
Игра Бардема в этой роли поистине леденит душу, за что он по праву получил «Оскар». Он становится ходячим воплощением хаоса и жестокости, мира без справедливости. Тем временем, измученный шериф Томми Ли Джонса становится душой фильма, сетуя на мир, где мораль кажется всё менее значимой. В эстетическом плане Коэны избавляются от музыки, гламура и традиционных решений, оставляя лишь суровые пейзажи и вопросы, на которые нет ответов. В результате получается криминальный фильм, выходящий за рамки жанра.
____________________________
Китайский квартал / ‘Chinatown’ (1974)
«Сколько ты стоишь?» «Китайский квартал» – пожалуй, самый мрачный фильм в жанре нуар, где коррупция – не просто препятствие, а сама основа общества. В этом мрачном мире Джей Джей Гиттес в исполнении Джека Николсона начинает с роли циничного частного детектива, нанятого для расследования любовной связи, но в итоге оказывается втянутым в заговор, связанный с правами на водопользование, политической властью и инцестом. В противовес ему Фэй Данауэй играет одну из своих лучших ролей – Эвелин Малрэй, трагическую фигуру, оказавшуюся в ловушке сил, превосходящих её собственную.
Сценарий Роберта Тауна часто называют одним из лучших в истории: он наслаивает обман, наслаивая его на сокрушительный финал. «Забудь, Джейк. Это же Чайнатаун». Этими словами фильм закрепляет своё видение мира, где сильные всегда побеждают, а невинные приносятся в жертву. После этого нуар как жанру было уже некуда развиваться, поскольку «Чайнатаун» довёл рецепт до совершенства. Шедевр американского цинизма.
____________________________
Схватка / ‘Heat’ (1995)
«Не позволяйте себе привязываться к тому, от чего вы не готовы отказаться через тридцать секунд, если почувствуете, что за углом уже жарко». В фильме «Схватка » Майкл Манн сочетает дотошный реализм с глубокими эмоциями. Ему помогло то, что в его распоряжении были легендарные звёзды: Аль Пачино в роли неумолимого полицейского Винсента Ханны и Роберт Де Ниро в роли вора-мастеры Нила Макколи. Благодаря этим ярким персонажам фильм исследует тонкую грань между законником и преступником. Оба мужчины — профессионалы, оба руководствуются своими страстями и оба обречены на столкновение.
Фильм «Схватка» славится своей технической точностью. Сцена ограбления банка, в частности, остаётся одной из самых захватывающих в истории. Однако её истинная сила, пожалуй, кроется в человечности. Макколи и Ханна испытывают взаимное уважение, запечатлённое в их легендарном разговоре за закусочной, и их дуэль в равной степени философская и пулевая. В целом, «Схватка» изменила жанр криминального кино 90-х, очаровав зрителей запутанными сюжетными линиями и пламенной игрой актёров.
____________________________
Крестный отец 2 / ‘The Godfather Part II’ (1974)
«Держи друзей близко, а врагов ещё ближе». «Крёстный отец 2» — редкий сиквел, избежавший тени предшественника. Переплетая две временные линии, фильм рассказывает историю восхождения к власти молодого Вито Корлеоне (которого блестяще сыграл Роберт Де Ниро) и падение его сына Майкла (Аль Пачино) в наши дни. Контраст разительный: Вито строит семейную империю, выживая и взаимодействуя с обществом, в то время как Майкл разрушает свою паранойей и безжалостностью.
Фильм шекспировского масштаба, изображающий власть одновременно опьяняющей и развращающей. Но если первый фильм о семье, то вторая часть — о её распаде, о её разложении, о оперной трагедии. Образ Майкла, сидящего в темноте, оторванного от мира после предательства всех, кого он любил, — один из самых завораживающих в кинематографе. Вместе эти два фильма создают сильнейший двойной удар во всём криминальном кино. Ничто не превзошло их.
____________________________
Крестный отец / ‘The Godfather’ (1972)
«Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться». Разумеется, первый «Крёстный отец» занимает первое место в этом списке. Значительно превзойдя роман Марио Пьюзо, Фрэнсис Форд Коппола превратил элементы бульварного чтива в высокое искусство. С потрясающим Марлоном Брандо в роли Вито Корлеоне и безупречным Аль Пачино в роли нерешительного Майкла, режиссёр создаёт историю о семье, власти и цене коррупции. Каждый кадр кажется мифическим: первая свадьба, фраза «Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться», монтаж крещения, закрывающаяся дверь, когда Кей осознаёт, кем стал Майкл.
Проще говоря, это идеальный криминальный фильм. Все последующие гангстерские истории либо копируют его идеи, либо намеренно их искажают, будь то неистовые « Славные парни» или более психологичное «Клан Сопрано». Хотя Скорсезе, возможно, и является лицом криминального кино, «Крёстный отец» — его бесспорный король, образец, на который равняются все остальные.