Найти в Дзене

6 примет "Кустодиевской Руси"

Борис Михайлович Кустодиев – один из ярчайших представителей русской живописи, портретист, скульптор, театральный художник и декоратор, иллюстратор и оформитель книг. Родился в 1878 году в Астрахани. Его отец, преподаватель духовной семинарии, умер, когда мальчику не было и двух лет, и вся тяжесть по воспитанию четверых детей легла на мать, которая подрабатывала уроками музыки и шитьем. Несмотря на трудности, именно в Астрахани у маленького Бори проявился интерес к искусству. Он наблюдал за жизнью купечества, мещан, ярмарочными гуляньями — теми сценами, которые позже станут главными в его творчестве. С 15 лет юноша стал брать частные уроки у местного художника, который заметил его талант и посоветовал ехать в столицу. В 1896 году Кустодиев поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Он занимался в мастерской знаменитого Ильи Репина и так преуспел, что именитый мастер привлёк его к работе над монументальным полотном «Торжественное за
Борис Кустодиев. Автопортрет (1912)
Борис Кустодиев. Автопортрет (1912)

Борис Михайлович Кустодиев – один из ярчайших представителей русской живописи, портретист, скульптор, театральный художник и декоратор, иллюстратор и оформитель книг.

Родился в 1878 году в Астрахани. Его отец, преподаватель духовной семинарии, умер, когда мальчику не было и двух лет, и вся тяжесть по воспитанию четверых детей легла на мать, которая подрабатывала уроками музыки и шитьем. Несмотря на трудности, именно в Астрахани у маленького Бори проявился интерес к искусству. Он наблюдал за жизнью купечества, мещан, ярмарочными гуляньями — теми сценами, которые позже станут главными в его творчестве. С 15 лет юноша стал брать частные уроки у местного художника, который заметил его талант и посоветовал ехать в столицу.

В 1896 году Кустодиев поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Он занимался в мастерской знаменитого Ильи Репина и так преуспел, что именитый мастер привлёк его к работе над монументальным полотном «Торжественное заседание Государственного совета». Репин высоко ценил способности ученика: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу...»

Окончив Академию с золотой медалью и с успехом появившись на европейских выставках, Кустодиев вернулся в любимую глубинку и поселился в Костромской губернии. Именно там он нашел «свою» Русь — яркую, праздничную, полную жизни. Постепенно он выработал свой уникальный, узнаваемый стиль, который превращает реальность в праздничную, почти сказочную феерию. Это не столько точное изображение жизни, сколько её поэтический, восторженный миф. Кустодиев стал певцом народного идеала. Купчихи за чаем, масленичные гуляния, ярмарки, торговые ряды — всё это «кустодиевская Русь».

Ключевые приметы уникального художественного мира, который создал Борис Кустодиев:

1. Тематика: праздник быта. В мире Кустодиева не бывает будней, серых дней или дождливой осени. Его Россия — это бесконечный праздник. Он создал не быт, а праздник быта, изображал не повседневную рутину, а её самые яркие, сочные моменты: масленичные гуляния с каруселями, санными поездами и толпами народа, ярмарки и базары, ломящиеся от товаров, чаепития с самоваром и изобилием на столе. Его картины — это всегда пир, гулянье, яркий зимний день или летнее солнце.

Борис Кустодиев. «Масленица» (1916)
Борис Кустодиев. «Масленица» (1916)
Борис Кустодиев. «Масленица (Масленичное катание)» (1919)
Борис Кустодиев. «Масленица (Масленичное катание)» (1919)

2. Колорит: яркость и «съедобность». Красота у Кустодиева — это красота здоровья, полноты и изобилия. Его знаменитые купчихи с румяными щеками и пышными формами, ломящиеся от яств столы, арбузы, самовары — всё это создает ощущение сытой, благополучной и радостной жизни. Цвет у Кустодиева — главный выразитель радости. Чистые, открытые цвета: художник не боится использовать ярко-синий, сочно-зеленый, алый, белоснежный. Контрасты: часто работает на контрасте дополнительных цветов (красный – зеленый, синий – оранжевый), что делает картину еще более звучной. «Вкусные» оттенки: его палитру часто называют «съедобной» (цвета варенья, меда, спелых ягод, свежеиспеченного хлеба).

3. Рисунок и форма: обобщённость и монументальность. Кустодиев не стремился к фотографическому реализму. Его полотна похожи на праздничный ковёр или лубок. Обобщённые формы: фигуры и предметы лишены мелких, сиюминутных деталей. Они лаконичны, почти монументальны. Упрощение и гипербола: художник часто немного утрирует, «округляет» формы (пышные бока купчих, круглая луковка церкви, пухлые дети), что усиливает впечатление полноты и здоровья. Линия имеет огромное значение: контур плавный, певучий, очерчивающий формы ясно и уверенно.

Борис Кустодиев. «Ярмарка» (1910)
Борис Кустодиев. «Ярмарка» (1910)

4. Композиция: «портрет-картина» и «ковровый» декор. Герои Кустодиева немыслимы вне своего окружения. Пышная купчиха неотделима от уютного особняка и пышного сада, купец — от шумной ярмарки. Среда не просто фон, а продолжение характера, часть национального мифа о «сладкой» и богатой жизни в России. «Ковровая» декоративность: композиции часто напоминают узоры народного лубка или вышивки. Они плотно «набиты» деталями, фигуры и предметы расположены плоскостно, что создает эффект росписи.

5. Диалог лубка и модерна. Стиль Кустодиева — это гениальный сплав народного и высокого искусства. Художник вдохновлялся резными наличниками, деревянной архитектурой, росписью по дереву и вышивкой, русским фольклором и сказкой. Он не копировал народное искусство, а перерабатывал его в собственной, профессиональной манере. От лубка он взял яркую раскраску, повествовательность и условность. От модерна — культ линии, декоративность и любовь к стилизации. В результате получился уникальный язык, понятный и народу, и интеллигенции.

6. Диалектика стиля: радость вопреки. Удивительно, этот счастливый, полный здоровья мир был создан человеком, прикованным к инвалидному креслу. Испытывая физические страдания, Кустодиев писал радость; будучи ограничен в передвижениях, он писал безграничный простор и гулянья. Его Россия — это триумф духа над телом, искусство как лекарство от отчаяния и гимн жизни, который звучит тем громче, чем тяжелее были обстоятельства художника.

Знаменитая «Русская Венера» (1925-1926) и многие другие шедевры были созданы, когда художник был уже тяжело болен. Для работы у него не оказалось под рукой чистого холста. Эта практика была не такой уж редкой в те трудные годы. Кустодиев взял свою более раннюю работу «На террасе» (1906) и написал «Венеру» на её обороте. Этот факт придаёт картине особый, почти легендарный статус.

Борис Кустодиев. «Русская Венера» (1925-1926)
Борис Кустодиев. «Русская Венера» (1925-1926)

Сегодня в Нижегородском государственном художественном музее, где хранится картина, она выставлена на уникальном вращающемся стеклянном стенде. Это позволяет зрителям увидеть и саму «Русскую Венеру», и ту картину, на обороте которой она написана.

Талант мастера поистине многогранен. Он также был выдающимся иллюстратором, оформившим произведения Гоголя, Лермонтова, Некрасова, Лескова. Его иллюстрации считаются классикой книжной графики. Художник создавал декорации и костюмы для спектаклей МХАТа и Мариинского театра. После революции Кустодиев, несмотря на тяжёлую болезнь, активно включился в культурную жизнь. Его яркий, народный стиль оказался востребованным.

Борис Кустодиев. «Большевик» (1920)
Борис Кустодиев. «Большевик» (1920)
Борис Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина (1921)
Борис Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина (1921)

Одной из его знаменитых работ советского периода стал жанровый портрет Фёдора Шаляпина (1921), написанный, как и многие другие картины, по памяти.

Биография Бориса Кустодиева — это история невероятной силы духа. Его искусство стало формой победы над недугом и вечным гимном яркой, самобытной и «сладкой» России, которую он так любил.