Борис Михайлович Кустодиев – один из ярчайших представителей русской живописи, портретист, скульптор, театральный художник и декоратор, иллюстратор и оформитель книг.
Родился в 1878 году в Астрахани. Его отец, преподаватель духовной семинарии, умер, когда мальчику не было и двух лет, и вся тяжесть по воспитанию четверых детей легла на мать, которая подрабатывала уроками музыки и шитьем. Несмотря на трудности, именно в Астрахани у маленького Бори проявился интерес к искусству. Он наблюдал за жизнью купечества, мещан, ярмарочными гуляньями — теми сценами, которые позже станут главными в его творчестве. С 15 лет юноша стал брать частные уроки у местного художника, который заметил его талант и посоветовал ехать в столицу.
В 1896 году Кустодиев поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Он занимался в мастерской знаменитого Ильи Репина и так преуспел, что именитый мастер привлёк его к работе над монументальным полотном «Торжественное заседание Государственного совета». Репин высоко ценил способности ученика: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу...»
Окончив Академию с золотой медалью и с успехом появившись на европейских выставках, Кустодиев вернулся в любимую глубинку и поселился в Костромской губернии. Именно там он нашел «свою» Русь — яркую, праздничную, полную жизни. Постепенно он выработал свой уникальный, узнаваемый стиль, который превращает реальность в праздничную, почти сказочную феерию. Это не столько точное изображение жизни, сколько её поэтический, восторженный миф. Кустодиев стал певцом народного идеала. Купчихи за чаем, масленичные гуляния, ярмарки, торговые ряды — всё это «кустодиевская Русь».
Ключевые приметы уникального художественного мира, который создал Борис Кустодиев:
1. Тематика: праздник быта. В мире Кустодиева не бывает будней, серых дней или дождливой осени. Его Россия — это бесконечный праздник. Он создал не быт, а праздник быта, изображал не повседневную рутину, а её самые яркие, сочные моменты: масленичные гуляния с каруселями, санными поездами и толпами народа, ярмарки и базары, ломящиеся от товаров, чаепития с самоваром и изобилием на столе. Его картины — это всегда пир, гулянье, яркий зимний день или летнее солнце.
2. Колорит: яркость и «съедобность». Красота у Кустодиева — это красота здоровья, полноты и изобилия. Его знаменитые купчихи с румяными щеками и пышными формами, ломящиеся от яств столы, арбузы, самовары — всё это создает ощущение сытой, благополучной и радостной жизни. Цвет у Кустодиева — главный выразитель радости. Чистые, открытые цвета: художник не боится использовать ярко-синий, сочно-зеленый, алый, белоснежный. Контрасты: часто работает на контрасте дополнительных цветов (красный – зеленый, синий – оранжевый), что делает картину еще более звучной. «Вкусные» оттенки: его палитру часто называют «съедобной» (цвета варенья, меда, спелых ягод, свежеиспеченного хлеба).
3. Рисунок и форма: обобщённость и монументальность. Кустодиев не стремился к фотографическому реализму. Его полотна похожи на праздничный ковёр или лубок. Обобщённые формы: фигуры и предметы лишены мелких, сиюминутных деталей. Они лаконичны, почти монументальны. Упрощение и гипербола: художник часто немного утрирует, «округляет» формы (пышные бока купчих, круглая луковка церкви, пухлые дети), что усиливает впечатление полноты и здоровья. Линия имеет огромное значение: контур плавный, певучий, очерчивающий формы ясно и уверенно.
4. Композиция: «портрет-картина» и «ковровый» декор. Герои Кустодиева немыслимы вне своего окружения. Пышная купчиха неотделима от уютного особняка и пышного сада, купец — от шумной ярмарки. Среда не просто фон, а продолжение характера, часть национального мифа о «сладкой» и богатой жизни в России. «Ковровая» декоративность: композиции часто напоминают узоры народного лубка или вышивки. Они плотно «набиты» деталями, фигуры и предметы расположены плоскостно, что создает эффект росписи.
5. Диалог лубка и модерна. Стиль Кустодиева — это гениальный сплав народного и высокого искусства. Художник вдохновлялся резными наличниками, деревянной архитектурой, росписью по дереву и вышивкой, русским фольклором и сказкой. Он не копировал народное искусство, а перерабатывал его в собственной, профессиональной манере. От лубка он взял яркую раскраску, повествовательность и условность. От модерна — культ линии, декоративность и любовь к стилизации. В результате получился уникальный язык, понятный и народу, и интеллигенции.
6. Диалектика стиля: радость вопреки. Удивительно, этот счастливый, полный здоровья мир был создан человеком, прикованным к инвалидному креслу. Испытывая физические страдания, Кустодиев писал радость; будучи ограничен в передвижениях, он писал безграничный простор и гулянья. Его Россия — это триумф духа над телом, искусство как лекарство от отчаяния и гимн жизни, который звучит тем громче, чем тяжелее были обстоятельства художника.
Знаменитая «Русская Венера» (1925-1926) и многие другие шедевры были созданы, когда художник был уже тяжело болен. Для работы у него не оказалось под рукой чистого холста. Эта практика была не такой уж редкой в те трудные годы. Кустодиев взял свою более раннюю работу «На террасе» (1906) и написал «Венеру» на её обороте. Этот факт придаёт картине особый, почти легендарный статус.
Сегодня в Нижегородском государственном художественном музее, где хранится картина, она выставлена на уникальном вращающемся стеклянном стенде. Это позволяет зрителям увидеть и саму «Русскую Венеру», и ту картину, на обороте которой она написана.
Талант мастера поистине многогранен. Он также был выдающимся иллюстратором, оформившим произведения Гоголя, Лермонтова, Некрасова, Лескова. Его иллюстрации считаются классикой книжной графики. Художник создавал декорации и костюмы для спектаклей МХАТа и Мариинского театра. После революции Кустодиев, несмотря на тяжёлую болезнь, активно включился в культурную жизнь. Его яркий, народный стиль оказался востребованным.
Одной из его знаменитых работ советского периода стал жанровый портрет Фёдора Шаляпина (1921), написанный, как и многие другие картины, по памяти.
Биография Бориса Кустодиева — это история невероятной силы духа. Его искусство стало формой победы над недугом и вечным гимном яркой, самобытной и «сладкой» России, которую он так любил.