Для многих россиян китайский автомобильный бренд Haval стал чем-то большим, чем просто очередным «восточным гостем». У него здесь, если можно так выразиться, прописка - собственный завод, который не просто собирает машины из привезенных коробок, а ведет полноценное производство. Это сразу же наводит на мысль о серьезности намерений и каком-то уровне доверия, ведь кто станет строить завод в стране, чтобы выпускать откровенное барахло?
Естественно, у потенциальных покупателей возникает закономерный вопрос - а что же под капотом? Как дела с этими самыми моторами, которые часто называют сердцем автомобиля? Давайте разберемся без прикрас и рекламных слоганов, что же представляют собой современные двигатели Haval, а также выявим самый надёжный мотор исходя из всех технических данных.
Краткая история
История моторов Haval - это показательный пример того как догонять, перенимая лучшее, а потом пытаться обогнать. Если грубо разделить их эволюцию, то мы увидим три четких этапа. На заре своего пути компания Great Wall, родитель Haval, не мудрствуя лукаво, брала за основу проверенные временем японские агрегаты от Toyota и Mitsubishi.
Знаменитые 4G15 и 4G6x практически в неизменном виде кочевали под капоты первых Haval и Hover. Это были простые, как молоток, и в чем-то даже надежные, но устаревшие и не отвечающие современным экологическим нормам моторы. Затем наступила эра гибридного копирования, когда за основу брались более сложные и технологичные немецкие двигатели, в частности, знаменитый Volkswagen EA888.
Китайские инженеры не просто копировали, а пытались адаптировать и улучшить решения, к которым немцы шли долгие годы, и надо признать, порой у них это выходило. Наконец, сегодня мы видим третью стадию - заявления о полностью собственных разработках, которые, впрочем, все равно несут в себе отголоски лучших мировых практик.
Давайте пройдемся по современной линейке моторов, которые можно встретить на актуальных моделях Haval в России.
1,5-литровые моторы
Начнем с младших - полуторалитровых. Тут целая плеяда агрегатов, и путаницы с индексами хоть отбавляй.
Двигатель GW4G15K - это, по сути, тот самый потомок Toyota 1NZ-FE. Атмосферник превратили в турбированный, но оставили старую добрую систему распределенного впрыска MPI. Ставится он на переднеприводный Jolion, выдает 143 лошадиные силы и славится своей относительной простотой.
А славится ли он надежностью? Увы, его наследие - это склонность к маслу на пробегах за сотню тысяч, довольно шумная и недолговечная цепь ГРМ, которую меняют уже к 100-150 тысячам км, и отсутствие гидрокомпенсаторов, что означает необходимость периодической и недешевой регулировки клапанов.
Ресурс его скромнее собратьев - около 200-250 тысяч км. Его брат, GW4G15F, - это чуть более современная версия под стандарт Евро-6, которую ставят на Haval M6. Проблемы те же, так что это не шаг вперед, а скорее боковое движение.
Совсем другое дело - двигатели серии GW4B15. Это уже заявленная собственная разработка с куда более современными решениями. GW4B15D - это уже прямой впрыск, цепи ГРМ, фазорегуляторы на обоих валах и гидрокомпенсаторы. Разница между ними в степени сжатия и давлении впрыска.
Устанавливаются они на F7 и полноприводный Jolion. Мощность 150 л.с. Вот уж где китайцы разошлись. Эти моторы гораздо приемистее и экономичнее своих «тойотовских» предков. Но и их проблемы вполне себе современные, они склонны к закоксовыванию впускных клапанов из-за прямого впрыска, некоторые владельцы жалуются на все тот же масложор, а также на капризные катушки зажигания и бензонасосы.
Ресурс турбины на ранних версиях оставлял желать лучшего, но в целом при должном уходе эти двигатели вполне способны отходить свои 250+ тысяч км. А самый новый в этой семье - GW4B15L на 177 л.с. для Haval H3. Он даже цикл Миллера освоил, но он слишком свежий, чтобы делать далекоидущие выводы о его надежности.
2,0-литровые моторы
Переходим к двухлитровкам, а здесь уже начинается настоящая битва титанов, точнее, их клонов. Двигатель GW4C20NT и его наследник GW4C20B - это, с большой долей вероятности, те самые гибриды на основе VW EA888 2-3 поколений. Чугунный блок, неплохая форсировка, цепной ГРМ. GW4C20NT ставится на F7, F7x первого поколения, а GW4C20B на новые H9, H5 и пикап Poer.
И знаете что? Это, пожалуй, один из самых удачных моторов Haval! Китайцы дождались, пока немцы исправят свои детские болячки оригинала (масложор, растяжение цепи), и скопировали уже доработанную версию. Да, у него есть свои грешки - течи масла и антифриза, слабоватая система зажигания, но в целом это добротный, ремонтопригодный и достаточно надежный агрегат с ресурсом под 300 тысяч км.
Главная его беда - не железо, а капризная электронная система управления Delphi, которая с трудом поддается тюнингу и иногда ведет себя неадекватно.
А вот его сменщик, полностью алюминиевый GW4N20, это уже темная лошадка. Его ставят на новые Dargo, H7, F7 и F7X. Заявлен как клон самого современного EA888 Gen3B, работает по циклу Миллера, имеет электрическую помпу и массу высокотехнологичных решений.
И вот он-то как раз и вернул Haval «славу» масложорцев. Китайские владельцы буквально стонут от этой проблемы, а производитель в ответ рекомендует переходить на более густое масло, что является лишь полумерой. Плюс, все те же напасти прямого впрыска. Ресурс его пока под большим вопросом, и я бы, честно говоря, пока относился к нему с осторожностью.
Близкий ему по духу GWE20CB для рамного Tank 300 имеет чугунный блок, но наследует те же системные проблемы с вентиляцией картерных газов.
Ну и вершина инженерной мысли - трехлитровый V6 GW6Z30 с двумя турбинами и напылением на стенках цилиндров. Звучит угрожающе, особенно для тех, кто помнит аналогичные эксперименты Audi и Porsche, которые часто заканчивались дорогими ремонтами. Ставится он только на флагман Tank 500, и пока это лотерея с неизвестными правилами.
Дизеля
Отдельно стоит упомянуть дизеля, ведь Haval - один из немногих китайских брендов, кто их еще предлагает. Двигатель GW4D20M - это типичный Common Rail с чугунным блоком и ременным ГРМ для пикапа Poer. Аппаратура Delphi очень чувствительна к качеству солярки, ресурс ремня ГРМ невелик, а при его обрыве - капиталка. В общем, классический современный дизель со всеми его прелестями.
Так какой же из них самый надежный?
Проанализировав все жалобы, отзывы и конструктивные особенности, я с чистой совестью могу назвать самым надежным и предсказуемым двигателем Haval на сегодняшний день - двухлитровый бензиновый турбомотор GW4C20NT / GW4C20B. Почему именно он? Да потому что в его основе лежит проверенная временем и лишенная основных «болячек» конструкция.
Чугунный блок цилиндров менее капризен и более ремонтопригоден, чем алюминиевые собратья. Конструкция ГРМ, хоть и цепная, уже прошла этап детских болезней у оригинала. Он не страдает тотальным масложором, в отличие от новомодного GW4N20, и лишен родовых проблем с цепью и регулировками клапанов, как старые GW4G15.
Да, он не самый экономичный, и у него есть свои слабые места в виде прокладок и электроники, но эти проблемы, как правило, не приводят к фатальным последствиям и решаются в рамках нормального обслуживания.
Этот мотор прошел обкатку временем, а значит, и запчасти, и опыт у мастеров по нему уже накоплен. Но проблема в том, что GW4C20NT уже не выпускают. Зато GW4C20B актуален на рамных H9, H5. Время не стоит на месте, по настоящему надёжные моторы уходят в прошлое. В любом случае, Haval доказал, что иногда лучше хорошо украсть и доработать удачную идею, чем с нуля изобретать свой, но сырой и проблемный велосипед.