Найти в Дзене
Историк-технарь

Мина на будущее - как разделили Вьетнам в 1954м году

Продолжая разговор о Вьетнамской войне, перенесемся в 1954 год, когда было принято судьбоносное решение о выводе французского администрации с территории Вьетнама. Это судьбоносное решение предопределили разделение Вьетнама на коммунистический Север и капиталистический Юг. На тот момент Франция потерпела ряд тяжелейших поражений и нуждалась в переговорах. Новость о капитуляции французских войск в решающей битве с коммунистами под Дьенбенфу дошла до Парижа 7 мая в 16:45. В это время в Женеве уже во всю шли переговоры по поводу мирного разрешения Вьетнамской проблемы, в кторой участвовали помимо противоборствующих сторон и другие державы – СССР, Китай, США, Великобритания (воздержимся от параллелей с современностью). Казалось бы, коммунисты Вьетнама получили неоспоримый козырь на переговорах, разгромив Францию на поле боя. Однако то, что произошло за переговорными столами в последующие недели, представляется почти невероятным: нанеся сокрушительное поражение французам на поле боя, Вьетм
Оглавление

Продолжая разговор о Вьетнамской войне, перенесемся в 1954 год, когда было принято судьбоносное решение о выводе французского администрации с территории Вьетнама. Это судьбоносное решение предопределили разделение Вьетнама на коммунистический Север и капиталистический Юг. На тот момент Франция потерпела ряд тяжелейших поражений и нуждалась в переговорах.

Переговоры в Женеве

Новость о капитуляции французских войск в решающей битве с коммунистами под Дьенбенфу дошла до Парижа 7 мая в 16:45. В это время в Женеве уже во всю шли переговоры по поводу мирного разрешения Вьетнамской проблемы, в кторой участвовали помимо противоборствующих сторон и другие державы – СССР, Китай, США, Великобритания (воздержимся от параллелей с современностью). Казалось бы, коммунисты Вьетнама получили неоспоримый козырь на переговорах, разгромив Францию на поле боя. Однако то, что произошло за переговорными столами в последующие недели, представляется почти невероятным: нанеся сокрушительное поражение французам на поле боя, Вьетминь не смог одержать сопоставимого политического триумфа.Как такое могло случиться?

7 мая 1954 года весь укрепленный лагерь французов в Дьенбьенфу был уничтожен вьетминьскими войсками. Флаг «С решимостью сражаться, с решимостью одержать победу» развевается над командным блиндажом генерала де Кастри.
7 мая 1954 года весь укрепленный лагерь французов в Дьенбьенфу был уничтожен вьетминьскими войсками. Флаг «С решимостью сражаться, с решимостью одержать победу» развевается над командным блиндажом генерала де Кастри.
-2

Женевская история началась 24 апреля 1954 г. с прибытием первых делегаций. Журналисты не давали прохода китайской делегации числом в двести человек во главе с обходительным и харизматичным 56-лет­ним интеллектуалом Чжоу Эньлаем, потомком знатного рода ученых и чиновников. Русские при­везли с собой чемоданы икры, чтобы продемонстрировать гостеприим­ство на торжественных приемах, ни один из которых так и не состоялся.

Цитируя уже упомянутого в других статьях Макса Хейстингса: «Джон Фостер Даллес, следуя своим представлениям о дипломатической вежливости, повернулся к Чжоу Эньлаю спиной, когда тот протянул ему руку. Госсекретарь США заставлял британцев нервничать куда больше, чем коммунисты: они боялись, что Даллес даст волю своей злобе и будет саботировать любой переговорный процесс. Бросающаяся в глаза уверен­ность китайской и советской делегаций только укрепили убежденность американцев в том, что Хо Ши Мин был всего лишь пешкой в их игре. Даллес не пытался скрывать свое раздражение тем, что вынужден присутствовать на очередных дипломатических тор­гах с коммунистами, сравнивая их с Ялтинской конференцией 1945 г.

Тем не менее непримиримость госсекретаря США сыграла реша­ющую роль в том, что итоги переговоров оказались куда менее бла­гоприятными для коммунистов, чем многие прогнозировали после Дьенбьенфу. В 1954 г. все коммунистические делегации в Женеве смертельно боя­лись того, что Соединенные Штаты отправят в Азию свои войска. Ко­рейская война стала для Китая и СССР еще более болезненным опытом, чем даже для западных держав. На Западе знали, что администрация Эйзенхауэра воспользуется малейшим предлогом, чтобы протолкнуть решение о применении американской огневой мощи и, возможно, даже ядерного оружия. Более того, хотя бойцы и сторон­ники Вьетминя славились почти бесконечной способностью к самопо­жертвованию, руководство знало, что их люди устали».

Предложение о разделе страны

Предположительно о «разделе» первыми заговорили советские представители. Вьетминь доминировал на севере, но оставался слабым на юге. Такой пре­цедент уже имелся — в 1945 г. американский офицер Дин Раск без из­лишних раздумий провел черту по 38-й параллели, разделив Корейский полуостров на два государства. Делегации бросились проводить закрытые двусторонние переговоры в преддверии официальных заседаний по урегулированию во Вьетнаме, которые нача­лись 8 мая — теперь уже под тенью падения Дьенбьенфу.

На протяжении первой недели китайцы хранили молчание. Только два министра иностранных дел, Молотов(СССР) и Иден (Великобритания), проявляли явное не­терпение. 10 мая Фам Ван Донг сделал вступительное заявление, про­возгласив приверженность Вьетминя полной независимости всех трех государств Индокитая. Он пообещал, что вьетнамцы, воевавшие про­тив Хо Ши Мина, будут «избавлены от репрессий». Затем, к огромному удивлению западных делегаций, он выразил готовность рассмотреть во­прос о разделе Вьетнама. С высокой долей уверенности можно сказать, что делегация Вьетминя выступила с этой инициативой только под дав­лением Китая и СССР.

После того как идея раздела была озвучена коммунистическим ла­герем, такой вариант урегулирования стал казаться наиболее вероят­ным, хотя вопрос, где именно будет проходить граница между новым Северным и Южным Вьетнамом, вполне ожидаемо вызвал ожесточен­ные торги. Первоначально французы ратовали за распределение тер­риторий по схеме «шкура леопарда»: они обозначили районы, кото­рые были готовы уступить коммунистам, но Ханой и Хайфон оставили себе. 12 мая делегация Бао Дая, премьер-министра государства Вьетнам представителя официальной марионеточной власти в государстве на тот момент, решительно заявила о своем несогла­сии с любым разделом. Несмотря на это, представители французской стороны и Вьетминя при посредничестве британцев приступили к об­суждению деталей.

Заместитель премьер-министра и министр иностранных дел Фам Ван Донг, возглавляющий делегацию Демократической Республики Вьетнам на Женевской конференции, в аэропорту Женевы в мае 1954 года (Фото: Государственный реестр фильмов России)
Заместитель премьер-министра и министр иностранных дел Фам Ван Донг, возглавляющий делегацию Демократической Республики Вьетнам на Женевской конференции, в аэропорту Женевы в мае 1954 года (Фото: Государственный реестр фильмов России)

В Соединенных Штатах Даллес не скрывал своего бешенства, а кон­сервативные СМИ устроили истерию. В ходе тайных дву­сторонних переговоров Вашингтон попытался убедить Париж придержи­ваться твердой позиции, но французы ответили, что только немедленное военное вмешательство США может удержать их от заключения сделки. Эйзенхауэр и Даллес в очередной раз попытались сколотить военную коалицию, пусть даже без участия Британии. Но Австралия и Новая Зе­ландия наотрез отказались, погасив последнюю вспышку американского энтузиазма.

Чтобы понять события следующих нескольких недель, необходимо принять во внимание, что победа в Дьенбьенфу не заставила вьетми­невцев ослабить натиск в других частях страны: французы продолжали терять территории и людей, а дезертирство из местных войск приобрело масштабы эпидемии. Поэтому затянувшиеся переговоры великих держав на фоне продолжающе­гося кровопролития в Индокитае вызывали негодование мирового со­общества.

18го июня произошло еще одно ключевое событие: Националь­ное собрание Франции отправило Жозефа Ланьеля в отставку, назначив новым главой правительства Пьера Мендеса-Франса. Новый премьер- министр немедленно объявил, что тоже подаст в отставку, если в течение 30 дней не сумеет добиться прекращения огня в Индокитае. Тем самым он установил крайний срок для достижения договоренностей в Женеве, и Чжоу Эньлай заявил Идену и другим, что также хотел бы уложиться в эти сроки. 23 июня в Берне Чжоу встретился в частном порядке с Мен­десом-Франсом, и два политика нашли общий язык. Чжоу без обиняков признал, что его главная цель — не допустить, чтобы американцы ввели войска в Индокитай. Они сошлись на том, что раздел страны отвечает интересам и китайцев, и французов.

Представители антикоммунистических вьетнамских сил во главе со своим новым премьер-министром Нго Динь Зьемом, назначенным по прихоти Бао Дая, продолжали выступать категорически против. Но их мнение мало кого интересовало: только Вашингтон мог наложить вето на план раз­дела (что-то мне это все больше напоминает современность).

Между тем в преддверии решающего раунда переговоров в Женеве китайское руководство и лидеры Вьетминя также скорректировали свою позицию. На встрече 3-5 июля в южно-китайском городе Лючжоу пре­мьер Чжоу Эньлай напомнил Хо Ши Мину и его делегации, чем закончи­лось коммунистическое вторжение в Южную Корею летом 1950 г.В некотором роде китайское руководство опа­салось того же, что и руководство США: если Вьетминь перегнет палку, как это сделал Ким Ир Сен в Северной Корее, может разразиться гео­стратегическая катастрофа для всех коммунистов в регионе.В 1954 г. прошло всего пять лет с тех пор, как коммунисты во главе с Мао Цзэдуном одержали победу в гражданской войне, нанеся пусть косвенное, но унизительное поражение США. Однако в эпоху Женевской конференции Мао вовсе не был так уверен в устойчивости своего режима, как предпола­гали многие на Западе.

Итог - раздел

Американец Даллес отказался присутствовать на по­следней сессии Женевской конференции, стартовавшей 10 июля. В его глазах обсуждаемая сделка была капитуляцией перед коммунистами, постыдной и трусливой. И это после того как США потратили на войну с коммунистами в Индокитае $2,5 млрд — больше, чем пре­доставили экономической помощи самой Франции начиная с 1945 г.!

Раздел Вьетнама. Из книги М.Хейтсингс "Вьетнам. История трагедии"
Раздел Вьетнама. Из книги М.Хейтсингс "Вьетнам. История трагедии"

16 июля американцы нехотя удостоили Женевскую конференцию своим присутствием в лице заместителя госсекретаря Беделла Смита. 20 июля делегации Франции и Вьетминя пришли к со­глашению, что разделение пройдет рядом с 17-й параллелью и обеспечит Южному Вьетнаму короткую и удобную для защиты границу с Севером. При этом подчеркивалось, что данная демаркационная линия «является временной и не может быть истолкована как являющаяся в какой-либо мере политической или территориальной границей». Всем вьетнамцам предоставлялся 300-дневный период отсрочки с гарантированной сво­бодой передвижения между Севером и Югом, в течение которого они могли выбрать, в какой части страны хотят жить дальше. В течение двух лет на Севере и Юге должны были быть проведены общенациональные выборы, чтобы определить будущее страны. Оба Вьетнама, а также Лаос и Камбоджа, получали признание как нейтральные государства. Фран­цузы отправлялись домой.

Конец французского колониализма, но не конец вьетнамских лишений

По сути, Женевские соглашения просто урегулировали условия пере­мирия между уходящими французскими колонизаторами и коммуни­стами, которые в качестве военного трофея получили под свое управ­ление весь север Вьетнама. 23 июля газета The Spectator резюмировал: «Это плохой мир. Но это определенно луч­ший мир, который мог быть достигнут при существующих обстоятель­ствах». Громкое бряцание оружием со стороны Вашингтона, продолжал журнал, поумерило пыл коммунистов и заставило их пойти на компро­миссы. «Как ни парадоксально, но своими дикими, безобразными и не­цивилизованными гримасами Соединенные Штаты косвенно способ­ствовали заключению мира».

На заключительном пленарном заседании совещания министров иностранных дел в Женеве в июле 1954 года (Фото: Российский национальный реестр фильмов)
На заключительном пленарном заседании совещания министров иностранных дел в Женеве в июле 1954 года (Фото: Российский национальный реестр фильмов)

Южный Вьетнам, заявил госсекретарь США , будет процветать, «свободный от скверны француз­ского колониализма». Инструментом для проведения своей политики Ва­шингтон, не мудрствуя лукаво, выбрал Нго Динь Зьема — ставленника Бао Дая с довольно сомнительной политической репутацией и влия­нием. Между тем СССР и Китай при­нялись предсказуемо помогать новому своему собрату по социалистическому лагерю, хотя и без особого рвения.

Между тем Хо Ши Мин успо­коил своих соратников: скоро весь Вьетнам окажется в их руках, нужно только немного подождать. Он был уверен, что на общенациональных выборах население Севера и Юга проголосует за объединение страны. Но, как мы знаем, этого не случилось.

Последние французские солдаты отбывают из Хайфона, 13 мая 1955 года.Из открытых источников
Последние французские солдаты отбывают из Хайфона, 13 мая 1955 года.Из открытых источников

Всеобщее прекращение огня во Вьетнаме вступило в силу 27 июля.9 октя­бря французская армия покинула Ханой, верные своей поли­тике выжженной земли, бывшие колонизаторы забрали с собой или уни­чтожили все, что могло иметь хоть какую-то ценность для победителей. 75-летняя эпоха французского колониального правления в Ханое подо­шла к концу, однако для вьетнамцев лишения еще не закончились. Разделенный Вьетнам был далек от умиротворения, впереди были десятилетия борьбы с другими представителями западной цивилизации. Об этом – в следующих статьях.