Найти в Дзене
Всякое обо всяком

Этот бестселлер стал топливом для охоты на ведьм

А всё началось с поражения. Генрих Крамер, назначенный папой инквизитором и охотником на ведьм в Инсбруке, стал свидетелем того, как семь обвинённых им в колдовстве женщин были освобождены. Что ещё хуже — обвинения выдвинули уже против него самого. Но Крамер не сдался. Веками инквизиторы преследовали прежде всего отступников от веры. Суды же над ведьмами, якобы связанными с Дьяволом, проводились крайне редко. Однако уже в 1430-е годы страх перед ведьмами начали активно подпитывать церковники и богословы. Когда этот страх стал распространяться всё шире, Генрих Крамер, родившийся около 1430 года в Шлеттштадте (ныне Селеста, Эльзас), получал богословское образование. Предполагается, что он учился в местном доминиканском монастыре, а позже стал инквизитором. С 1474 года он начал деятельность в качестве странствующего следователя по делам о колдовстве — и нередко конфликтовал с мэрами и князьями из-за вопросов юрисдикции. Не видя успеха в своих делах, Крамер отправился в Рим, ища поддержки
Оглавление
В "Молоте ведьм" (Malleus Maleficarum) Генрих Крамер излагает идеи, которые может использовать сторона обвинения в судебных процессах над ведьмами.
В "Молоте ведьм" (Malleus Maleficarum) Генрих Крамер излагает идеи, которые может использовать сторона обвинения в судебных процессах над ведьмами.

Генрих Крамер был одержим идеей о том, какой урон колдуны и ведьмы могут нанести вере. Поэтому инквизитор написал «Молот ведьм» — трактат, в котором собрал все свои знания о тёмной магии, — тем самым подкинув дров в костёр разгорающейся охоты на ведьм, лишившей жизни десятки тысяч женщин.

А всё началось с поражения. Генрих Крамер, назначенный папой инквизитором и охотником на ведьм в Инсбруке, стал свидетелем того, как семь обвинённых им в колдовстве женщин были освобождены. Что ещё хуже — обвинения выдвинули уже против него самого. Но Крамер не сдался.

Веками инквизиторы преследовали прежде всего отступников от веры. Суды же над ведьмами, якобы связанными с Дьяволом, проводились крайне редко. Однако уже в 1430-е годы страх перед ведьмами начали активно подпитывать церковники и богословы.

Когда этот страх стал распространяться всё шире, Генрих Крамер, родившийся около 1430 года в Шлеттштадте (ныне Селеста, Эльзас), получал богословское образование. Предполагается, что он учился в местном доминиканском монастыре, а позже стал инквизитором. С 1474 года он начал деятельность в качестве странствующего следователя по делам о колдовстве — и нередко конфликтовал с мэрами и князьями из-за вопросов юрисдикции.

Генрих Крамер — праведный монах или безумец, ослеплённый верой?

Не видя успеха в своих делах, Крамер отправился в Рим, ища поддержки у папы. И действительно, папа Иннокентий VIII его поддержал: понтифик издал буллу о необходимости преследования колдунов и ведьм, а самого доминиканца назначил своим представителем в нескольких германских епархиях.

Однако Инсбрук показал, насколько слаба была власть инквизитора. Когда местный князь узнал, что Крамер применяет пытки, искажает показания обвиняемых и лишает их права на защиту, он вмешался и распорядился, чтобы суд вела специальная коллегия под председательством посланника епископа.

Судьи добились назначения обвиняемым адвоката, который быстро перевернул ход процесса: обвинив самого Крамера в нарушении процедур, он потребовал освободить женщин и арестовать инквизитора. Суд встал на сторону защиты и отпустил обвиняемых. Крамера не арестовали, но епископ приказал ему покинуть диоцез.

Инквизитор подчинился и покинул Инсбрук — чтобы вскоре написать книгу, призванную «открыть современникам глаза» на опасность колдовства. Так появился «Молот ведьм» — труд, опубликованный в 1487 году (название отсылает к титулу «молот еретиков», которым награждали наиболее успешных инквизиторов).

«Молот ведьм»: руководство подстрекавшее к убийствам.

По Крамеру, ведьмы могли превращаться в животных с помощью дьявольской силы и летать по воздуху. Он приводит более 250 случаев «вреда от колдовства»: от вызванных ведьмами молний и сглазов до рассказов о мужчинах, «лишённых способности к деторождению», об одержимости, «любовной горячке» и даже о повитухах, приносящих младенцев в жертву демонам.

В заключении книги автор описывает, как именно следует вести следствие: как собирать доказательства, допрашивать свидетелей и применять пытки. В богословских разделах Крамер искажает труды церковных авторитетов, подгоняя их под собственные доводы. Даже собственные поражения он преподносит как победы. А настоятеля кёльнского доминиканского ордена Якоба Шпренгера он объявляет своим соавтором — вероятно, чтобы придать книге больший авторитет. Но это была ложь.

Тем не менее, труд Крамера имел ошеломительный успех. Он был написан столь эффектно и пугающе, что идеи автора быстро получили широкое распространение. Папская булла, помещённая в начале книги, придавала тексту вид официального документа. Во многих странах Европы «Молот ведьм» стал фактическим руководством по ведению процессов против ведьм. Как никто прежде, этот доминиканец сумел разжечь страх перед магией, что привело к резкому росту числа преследуемых женщин. А созданный им образ ведьмы оказал влияние и на массовое сознание: с его трудов начинается распространение знакомого нам стереотипа — женщины, летящей ночью на метле.

Данная публикация является переводом статьи "Wie ein grausamer Bestseller die Hexenjagd vorantrieb" для сборника GEO Epoche Kollektion Nr. 89 "Die Inquisition" от 12 декабря 2018 г.