Ночные картины Геррита ван Хонтхорста (1590–1656) произвели в Риме такую сенсацию, что он получил прозвище «Герардо ночной» (итал. Gherardo delle Notti).
Уроженец Утрехта, сын художника, создававшего гобелены, Хонтхорст снискал себе репутацию именно этими ночными картинами, часто на религиозные сюжеты. Единственным источником света служила свеча. Световая модель была заимствована из работ Караваджо, и роль Хонтхорста была ключевой в распространении знаний о Караваджо. Многие живописцы, включая Рембрандта ван Рейна и Жоржа де Ла Тура, испытали влияние полотен Хонтхорста.
К числу значительных работ итальянского периода Хонтхорста относятся «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1618), «Христос перед Каиафой» (ок. 1617) и «Вечеринка» (1620) — все это ночные сцены.
На картине изображена сцена из Евангелия. Каиафа как первосвященник, по закону возглавлявший синедрион, созвал заседание. Синедрион искал лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, но не находил. Хонтхорст запечатлел момент, когда Каиафа задаёт вопросы обвиняемому. Лицо Иисуса выражает спокойствие и самообладание. На столе горит свеча — единственный источник света. Она освещает книгу и лица двух действующих лиц: Иисуса и Каиафы.
Каиафа обвиняет, указывает пальцем на Иисуса. На заднем плане, позади Христа и Каиафы, стоят фигуры других первосвященников. Они ожидают приговора, и их лица окутаны мраком, что усиливает напряжение.
На картине "Поклонение Младенцу Христу" как будто присутствует искусственный свет, исходящий от Ребенка, которого Мария показывает ангелам.
На картине " Сводница" изображена молодая женщина с соблазнительной улыбкой, мужчина с кошельком в руке и пожилая женщина. Свет от свечи, стоящей на столе, подчеркивает ее разноцветную одежду. Слева старая сводница, у которой изо рта торчит зуб, наблюдает за происходящим. Картина изобилует контрастами не только между светом и тьмой, но и между молодостью и старостью.
Ван Хонтхорст писал портреты странствующих артистов, музыкантов и цыган. Особую роль в творчестве Хонтхорста играет использование эмоций людей, света и иллюзий.
Проведя почти десять лет в Риме, Хонтхорст обосновался в Утрехте в 1620 году, где вскоре отошёл от манеры Караваджо и перешёл к значительно более светлой палитре.
Хонтхорст занимал пост декана гильдии Святого Луки в Утрехте в 1625–1626 годах, а в 1628 году он был приглашен в Англию для написания портретов королевской семьи. Там начался его второй, придворный период, в котором он создавал портреты в манере Антониса ван Дейка.
Оставшуюся часть карьеры Хонтхорст провёл в качестве придворного художника в Гааге, где в основном посвятил себя портрету, став одним из немногих нидерландских художников XVII века, снискавших международную известность. Он также создавал монументальные декоративные работы, находясь под влиянием Питера Пауля Рубенса и братьев Карраччи.
Источники:
Материалы музеев Эрмитаж, Гетти, Пушкинский музей. Фото: Википедия.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий.