Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Геррит ван Хонтхорст – мастер «ночных сцен»

Ночные картины Геррита ван Хонтхорста (1590–1656) произвели в Риме такую сенсацию, что он получил прозвище «Герардо ночной» (итал. Gherardo delle Notti). Уроженец Утрехта, сын художника, создававшего гобелены, Хонтхорст снискал себе репутацию именно этими ночными картинами, часто на религиозные сюжеты. Единственным источником света служила свеча. Световая модель была заимствована из работ Караваджо, и роль Хонтхорста была ключевой в распространении знаний о Караваджо. Многие живописцы, включая Рембрандта ван Рейна и Жоржа де Ла Тура, испытали влияние полотен Хонтхорста. К числу значительных работ итальянского периода Хонтхорста относятся «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1618), «Христос перед Каиафой» (ок. 1617) и «Вечеринка» (1620) — все это ночные сцены. На картине изображена сцена из Евангелия. Каиафа как первосвященник, по закону возглавлявший синедрион, созвал заседание. Синедрион искал лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, но не находил. Хонтхорст запеч

Ночные картины Геррита ван Хонтхорста (1590–1656) произвели в Риме такую сенсацию, что он получил прозвище «Герардо ночной» (итал. Gherardo delle Notti).

Портрет художника Герарда ван Хонтхорста. Художник Козимо Могалли (1731)
Портрет художника Герарда ван Хонтхорста. Художник Козимо Могалли (1731)

Уроженец Утрехта, сын художника, создававшего гобелены, Хонтхорст снискал себе репутацию именно этими ночными картинами, часто на религиозные сюжеты. Единственным источником света служила свеча. Световая модель была заимствована из работ Караваджо, и роль Хонтхорста была ключевой в распространении знаний о Караваджо. Многие живописцы, включая Рембрандта ван Рейна и Жоржа де Ла Тура, испытали влияние полотен Хонтхорста.

Геррит ван Хонтхорст (1590–1656) Святой Петр. Кающийся грешник, 1618-1620
Геррит ван Хонтхорст (1590–1656) Святой Петр. Кающийся грешник, 1618-1620

К числу значительных работ итальянского периода Хонтхорста относятся «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1618), «Христос перед Каиафой» (ок. 1617) и «Вечеринка» (1620) — все это ночные сцены.

Христос перед Каиафой. около 1617272 × 183 см Лондонская национальная галерея
Христос перед Каиафой. около 1617272 × 183 см Лондонская национальная галерея

На картине изображена сцена из Евангелия. Каиафа как первосвященник, по закону возглавлявший синедрион, созвал заседание. Синедрион искал лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, но не находил. Хонтхорст запечатлел момент, когда Каиафа задаёт вопросы обвиняемому. Лицо Иисуса выражает спокойствие и самообладание. На столе горит свеча — единственный источник света. Она освещает книгу и лица двух действующих лиц: Иисуса и Каиафы.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Каиафа обвиняет, указывает пальцем на Иисуса. На заднем плане, позади Христа и Каиафы, стоят фигуры других первосвященников. Они ожидают приговора, и их лица окутаны мраком, что усиливает напряжение.

Поклонение Младенцу Христу ок. 1620 Холст, масло Галерея Уффици
Поклонение Младенцу Христу ок. 1620 Холст, масло Галерея Уффици

Фрагмент картины
Фрагмент картины

На картине "Поклонение Младенцу Христу" как будто присутствует искусственный свет, исходящий от Ребенка, которого Мария показывает ангелам.

Детство Христа, около 1620 года Государственный Эрмитаж
Детство Христа, около 1620 года Государственный Эрмитаж

Христос в Гефсиманском саду (Агония в саду)  Государственный Эрмитаж
Христос в Гефсиманском саду (Агония в саду)  Государственный Эрмитаж

Пожилая женщина рассматривает монету при свете фонаря, 1623 Холст, масло, 75 х 60 см Коллекция Кремера
Пожилая женщина рассматривает монету при свете фонаря, 1623 Холст, масло, 75 х 60 см Коллекция Кремера

Игра на лютне, 1624 Государственный Эрмитаж
Игра на лютне, 1624 Государственный Эрмитаж

Сводница, 1625, масло, дерево
Сводница, 1625, масло, дерево

На картине " Сводница" изображена молодая женщина с соблазнительной улыбкой, мужчина с кошельком в руке и пожилая женщина. Свет от свечи, стоящей на столе, подчеркивает ее разноцветную одежду. Слева старая сводница, у которой изо рта торчит зуб, наблюдает за происходящим. Картина изобилует контрастами не только между светом и тьмой, но и между молодостью и старостью.

Ребенок, собирающий фрукты, около 1632 года, 108,5×83,5 см
Ребенок, собирающий фрукты, около 1632 года, 108,5×83,5 см

Концерт, 1623, холст, масло
Концерт, 1623, холст, масло

Поющий флейтист, 1623 Государственный музей Шверина  
Поющий флейтист, 1623 Государственный музей Шверина  

Ван Хонтхорст писал портреты странствующих артистов, музыкантов и цыган. Особую роль в творчестве Хонтхорста играет использование эмоций людей, света и иллюзий.

Проведя почти десять лет в Риме, Хонтхорст обосновался в Утрехте в 1620 году, где вскоре отошёл от манеры Караваджо и перешёл к значительно более светлой палитре.

Счастливый скрипач, 1624 холст, масло, Коллекция: Музей Тиссена-Борнемисы
Счастливый скрипач, 1624 холст, масло, Коллекция: Музей Тиссена-Борнемисы

Улыбающаяся девушка, куртизанка, держит в руках непристойное изображение, 1625, холст, масло Художественный музей Сент-Луиса
Улыбающаяся девушка, куртизанка, держит в руках непристойное изображение, 1625, холст, масло Художественный музей Сент-Луиса

Гранида и Дайфило , 1625.                       «Гранида» — пасторальная пьеса Питера Хофта, опубликованная в 1615 году, рассказывает о любви персидской принцессы Граниды и пастуха Даифило. Гранида, заблудившись во время охоты, встречает прекрасного пастушка. Даифило подносит Граниде воды, влюбляется в неё и следует за ней ко двору, где поступает на службу к Тисиферну, ищущему её руки. Позже они вместе бегут в лес, пастушок попадает в темницу, но история кончается благополучно благодаря благородству Тисиферна.
Гранида и Дайфило , 1625. «Гранида» — пасторальная пьеса Питера Хофта, опубликованная в 1615 году, рассказывает о любви персидской принцессы Граниды и пастуха Даифило. Гранида, заблудившись во время охоты, встречает прекрасного пастушка. Даифило подносит Граниде воды, влюбляется в неё и следует за ней ко двору, где поступает на службу к Тисиферну, ищущему её руки. Позже они вместе бегут в лес, пастушок попадает в темницу, но история кончается благополучно благодаря благородству Тисиферна.

Хонтхорст занимал пост декана гильдии Святого Луки в Утрехте в 1625–1626 годах, а в 1628 году он был приглашен в Англию для написания портретов королевской семьи. Там начался его второй, придворный период, в котором он создавал портреты в манере Антониса ван Дейка.

Король Карл I, 1628, холст, масло
Король Карл I, 1628, холст, масло

Вильгельм II, принц Оранский (1626-1650), 1640
Вильгельм II, принц Оранский (1626-1650), 1640

Оставшуюся часть карьеры Хонтхорст провёл в качестве придворного художника в Гааге, где в основном посвятил себя портрету, став одним из немногих нидерландских художников XVII века, снискавших международную известность. Он также создавал монументальные декоративные работы, находясь под влиянием Питера Пауля Рубенса и братьев Карраччи.

Самсон и Далила, 1616 Художественный музей Кливленда
Самсон и Далила, 1616 Художественный музей Кливленда

Приспособление для удаления зубов, 1627, музей Лувра
Приспособление для удаления зубов, 1627, музей Лувра

Пастух и пастушка. Государственный музей изобразительных искусств им.    А. С. Пушкина
Пастух и пастушка. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Цимон и Перо. Баварские государственные коллекции живописи. Сюжет из древнеримской истории. Старик Цимон ожидал казни в тюрьме и поэтому был оставлен умирать от голода. Тюремщик разрешил его дочери Перо навестить отца. Из сострадания она накормила его своим молоком. Это так впечатлило официальных лиц, что старика помиловали.
Цимон и Перо. Баварские государственные коллекции живописи. Сюжет из древнеримской истории. Старик Цимон ожидал казни в тюрьме и поэтому был оставлен умирать от голода. Тюремщик разрешил его дочери Перо навестить отца. Из сострадания она накормила его своим молоком. Это так впечатлило официальных лиц, что старика помиловали.

Эдуард, принц Палатинский (1624-1663), "Когда мальчик как ангел"
Эдуард, принц Палатинский (1624-1663), "Когда мальчик как ангел"

"Солдат и девушка", 1621, аллегория, Музей герцога Антона Ульриха  
"Солдат и девушка", 1621, аллегория, Музей герцога Антона Ульриха  

Сюзанна и старцы. Рим, Галерея Боргезе.
Сюзанна и старцы. Рим, Галерея Боргезе.

"Дуэт", 1624, частное собрание. Картина принадлежала графу Александру Строганову, который приобрел её после 1793 года. Картина принадлежала по наследству графу Сергею Строганову, Санкт-Петербург, до 1912 года. Затем находилась в Эрмитаже, Санкт-Петербург, до 1931 года. Была продана Лепке, Берлин, 12 мая 1931 года.   В июне 2013 года была перепродана на аукционе Christie's за  3 371 750 долларов США (Ист.: Christie's).
"Дуэт", 1624, частное собрание. Картина принадлежала графу Александру Строганову, который приобрел её после 1793 года. Картина принадлежала по наследству графу Сергею Строганову, Санкт-Петербург, до 1912 года. Затем находилась в Эрмитаже, Санкт-Петербург, до 1931 года. Была продана Лепке, Берлин, 12 мая 1931 года. В июне 2013 года была перепродана на аукционе Christie's за 3 371 750 долларов США (Ист.: Christie's).

Источники:

Материалы музеев Эрмитаж, Гетти, Пушкинский музей. Фото: Википедия.

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий.