Найти в Дзене

Палитра звёздной недвижимости. Софья Ковалевская

Давно в нашей «Палитре» не было женщин, исправляем! Математик, механик, первая женщина, избранная членом-корреспондентом Петербургской академии наук, первая в мире женщина-профессор математики, а кроме того прекрасный публицист и писатель. Софья Ковалевская прожила в Москве всего несколько лет в раннем детстве, но именно с нашим городом связаны её самые первые воспоминания. Из мемуаров С. Ковалевской «Воспоминания детства»: … вот та картина, которая одна из первых рисуется передо мною всякий раз, когда я начинаю вспоминать самые ранние годы моей жизни. Гул колоколов. Запах кадила. Толпа народа выходит из церкви. … При выходе из церкви к нам подходит знакомый няни в длинном подряснике (должно быть, дьякон или дьячок) и подает ей просфору: «Кушайте на здоровье, сударыня»,— говорит он ей. — А ну-ка, скажите, как вас зовут, моя умница? — обращается он ко мне. Я молчу и только гляжу на него во все глаза. — Стыдно, барышня, не знать своего имени! — трунит надо мной дьячок. …. Знакомый няни
Оглавление

Давно в нашей «Палитре» не было женщин, исправляем!

Математик, механик, первая женщина, избранная членом-корреспондентом Петербургской академии наук, первая в мире женщина-профессор математики, а кроме того прекрасный публицист и писатель. Софья Ковалевская прожила в Москве всего несколько лет в раннем детстве, но именно с нашим городом связаны её самые первые воспоминания.

Агентство недвижимости "Распашонка". Коллаж авторов канала
Агентство недвижимости "Распашонка". Коллаж авторов канала

Из мемуаров С. Ковалевской «Воспоминания детства»:

… вот та картина, которая одна из первых рисуется передо мною всякий раз, когда я начинаю вспоминать самые ранние годы моей жизни.
Гул колоколов. Запах кадила. Толпа народа выходит из церкви.
При выходе из церкви к нам подходит знакомый няни в длинном подряснике (должно быть, дьякон или дьячок) и подает ей просфору: «Кушайте на здоровье, сударыня»,— говорит он ей.
— А ну-ка, скажите, как вас зовут, моя умница? — обращается он ко мне.
Я молчу и только гляжу на него во все глаза.
— Стыдно, барышня, не знать своего имени! — трунит надо мной дьячок.
….
Знакомый няни провожает нас до дому… Подходя к нашему дому, дьячок указывает мне на ворота.
— Видите ли, маленькая барышня, на воротах висит крюк,— говорит он,— когда вы забудете, как зовут вашего папеньку, вы только подумайте: «висит крюк на воротах Крюковского» — сейчас и вспомните.
И вот, как ни совестно мне в этом признаться, этот плохой дьячковский каламбур врезался в моей памяти и составил эру в моем существовании; с него веду я мое летосчисление, первое возникновение во мне отчетливого представления, кто я такая, какое мое положение в свете.
Соображая теперь, я думаю, что мне было тогда года два-три и что происходила эта сцена в Москве, где я родилась.

Краткая биографическая справка:

Родилась 3 января 1850 года в семье генерал-лейтенанта кавалерии Василия Васильевича Корвин-Круковского и Елизаветы Фёдоровны из дворянского рода Шубертов. Прадед по материнской линии был известным астрономом, а дед - генерал от инфантерии Фёдор Фёдорович Шуберт - ученый-геодезист, руководитель Корпуса топографов, член Русского географического общества.

Семья Софьи Ковалевской слева-направо: отец В.В. Корвин-Круковский, мать Е.Ф. Шуберт, дед Ф.Ф. Шуберт, прадед Ф.И. Шуберт
Семья Софьи Ковалевской слева-направо: отец В.В. Корвин-Круковский, мать Е.Ф. Шуберт, дед Ф.Ф. Шуберт, прадед Ф.И. Шуберт

Из-за работы отца семья Круковских часто переезжала, кроме Софьи было еще двое детей - старшая дочь Анна (в будущем - революционерка, участница Парижской коммуны 1871 года Анна Жалкар) и младший сын Федя.

На фото слева - Усадьба Корвин-Круковских в деревне Полибино (фото 1977 года), справа - сестра Софьи Анна Корвин-Круковская (в замужестве Жалкар)
На фото слева - Усадьба Корвин-Круковских в деревне Полибино (фото 1977 года), справа - сестра Софьи Анна Корвин-Круковская (в замужестве Жалкар)

В 1858 году переехали в свое родовое поместье в Полибино (Псковская область), где дети и получили вполне обычное для дворян образование. А вот любовь к математике Софье привил её любимый дядюшка, брат отца, Пётр Васильевич, а так же курьезный случай с недоклеенными обоями в её комнате. Одну из стен оклеили страницами изданных лекций математика Михаила Васильевича Остроградского.

В 1866 году переехала в Санкт-Петербург, где брала уроки математического анализа у Александра Николаевича Страннолюбского.

Высшее образование поехала получать в Германию, так как в России в это время женщинам запрещено было поступать в университеты. Для того, чтобы получить загранпаспорт (а получить его можно было только с одобрения отца либо мужа) она заключила фиктивный брак с учёным-палентологом Владимиром Ковалевским. Через несколько лет фиктивный брак перерастет в настоящий и у них родится дочь, но когда ей исполнится 5 лет, Ковалевский совершит добровольный уход из жизни.

На фото слева - муж Софьи Ковалевской, Владимир Ковалевский. На фото справа - Софья Ковалевская с дочерью Софьей
На фото слева - муж Софьи Ковалевской, Владимир Ковалевский. На фото справа - Софья Ковалевская с дочерью Софьей

Софья Васильевна переживет его на 8 лет. За это время она успеет напечатать несколько научных работ, стать лауреатом премии Бордена Парижской академии наук и премии Шведской академии наук, членом-корреспондентом на физико-математическом отделении Российской академии наук. Параллельно преподавала в Стокгольмском университете. Непродолжительное время крутила роман со своим однофамильцем - социологом Максимом Ковалевским. Продолжала писать стихи и прозу. Наиболее известные её произведения: мемуары «Воспоминания детства», повесть «Нигилистка», драма «Борьба за счастье».

Умерла Софья Ковалевская от воспаления лёгких в Стокгольме в возрасте 41 года.

Теперь же давайте вернемся в Тверской район Москвы.

Петровский б-р, 19/2с1

Первый и единственный адрес Софьи Ковалевской в Москве.

Дом был построен мануфактурщиком Алексеем Стрельцовым. Точная дата постройки здания - тайна покрытая мраком (расплывчато, но не позднее XVIII века - гласят источники), при этом известно, что в 1812 году оно сильно пострадало от пожара и следующие 10 лет велись работы по перестройке и реставрации.

Ориентировочно в 1830-1840 гг. в дом на Петровском бульваре переехала семья Корвин-Круковских, тут же в 1850 году и родилась Софья.

В 1855 году особняк переходит во владение потомственного доктора медицины, врача-терапевта Павла Лукича Пикулина. Пикулин считался одним из лучших диагностов Москвы, а кроме того был женат на дочери Петра Боткина, которого называют «пионером чайного дела» в России. Поэтому неудивительно, что к нему на приёмы записывались Иван Тургенев, Афанасий Фет, историк Тимофей Грановский, переводчик Николай Катчер, писатели Дмитрий Григорович и Александр Станкевич, правовед Борис Чичерин, актёр Михаил Щепкин и другие. Во дворике Пикулин поставил теплицы, высадил сад, и «на радость» соседей держал свору собак.

На фото слева - Павел Лукич Пикулин, справа - дети чаеторговца П.К. Боткина
На фото слева - Павел Лукич Пикулин, справа - дети чаеторговца П.К. Боткина

В 1891 году особняк был перестроен и принял тот вид, к которому мы привыкли и в каком можем наблюдать его сегодня. Жаль, конечно, что используется он в качестве торгово-офисного комплекса.

Особняк на Петровском б-ре, 19/2с1. Наши дни, фото 2ГИС
Особняк на Петровском б-ре, 19/2с1. Наши дни, фото 2ГИС

Является объектом культурного наследия народов РФ федерального значения.