Автор: Михаил Родионов
Войска России вновь могут оказаться на территории Сирии, утверждают инсайдеры. Какие задачи они будут выполнять в таком случае, насколько реально подобное развитие событий?
Русские войска вновь будут в Сирии — в особом статусе?
Инсайдеры говорят, что Россия снова введет войска в Сирию. Так, Telegram-канал «Полковник Чернов» пишет, что это может произойти в рамках совместной охраны границы. Такое развитие событий источники уже называют неизбежным.
Как уточняет «Полковник Чернов», представители Москвы в начале 2026 года могут отправиться в регион для обсуждения конкретного соглашения с сирийскими военными и представителями нового правительства. «Теперь и им нужна наша помощь», — оценивают источники положение новых сирийских властей.
«Россия снова введет войска в Сирию, но в рамках совместной охраны границы. Такой исход событий уже называют неизбежным различные источники. <…> Местные силы, по данным источников, обратились к Москве с просьбой помочь в отражении угроз со стороны боевиков, действующих с территории соседних государств», — указывает автор канала.
Инсайдеры подчеркивают, что Кремль может пойти на предложения Дамаска для контроля над приграничными коридорами и нефтяными районами, где в последние месяцы активизировались боевики. Однако Москва хочет действовать в особом статусе для своих военных и их присутствия в регионе, отмечают информаторы.
Высказывается также мнение, что на основе этой сделки может начаться организация альянса России и стран Ближнего востока по аналогии с НАТО.
Минобороны РФ эту информацию не комментировало.
Ни баз, ни военных, ни флота: что происходит в Сирии после переворота?
Результатом переворота в Сирии, который пришелся на конец 2024 года и начало 2025 года, стало свержение президента Башара Асада. Временным президентом был назначен Ахмед аш-Шараа, лидер вооруженной оппозиции, которая возглавила силы, свергшие Асада. Он уполномочен сформировать временный законодательный совет и провести новые выборы, процесс которых может занять несколько лет.
Новая власть Сирии не подтверждает права России на военные базы в стране, однако авиабаза в Хмеймиме и пункт материально-технического обеспечения ВМФ РФ в Тартусе пока не закрыты и находятся в неопределенном статусе, хотя остаются под российским контролем. Вопрос дальнейшего присутствия российских сил в Сирии активно обсуждается на дипломатическом уровне, в закрытом режиме ведутся соответствующие переговоры.
Так, глава МИД РФ Сергей Лавров 9 октября заявил о необходимости пересмотра функционала Тартуса и Хмеймима.
«Президент не раз говорил, что мы не будем оставаться вопреки воле сирийского руководства, но оно, судя по всему, и целый ряд стран региона заинтересованы в том, чтобы наше присутствие там сохранялось. Конечно, это уже не присутствие для того, чтобы поддерживать военным образом законные власти против тех или иных оппозиционных сил. Надо переформатировать функционал», — сказал он.
Лавров отметил, что одной из потенциальных задач, полезных для Сирии и ряда других стран, может стать гуманитарный хаб для доставки грузов из России и стран Персидского залива в Африку. Стороны выражают обоюдный интерес к реализации проекта, добавил он.
15 октября президент России Владимир Путин провел переговоры в Кремле с новым сирийским лидером. Ахмед аш-Шараа подчеркнул, что Сирия намерена попытаться перезапустить отношения с Россией. Он также заявил об исторических связях Москвы и Дамаска, а также отметил усилия сирийских властей по достижению политических целей.
Перед визитом в РФ Аш-Шараа указывал, что Сирия установила спокойные отношения с Россией. По его мнению, отношения Дамаска с Москвой никак не противоречат взаимодействию Сирии с Западом и конкретно с США.