Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Москва, отраженная в философских спорах, литературных салонах и трактирных посиделках

Где: музей-заповедник “Царицыно” Адрес: ул. Дольская, 1 До: 1 февраля 2026 В Москве сейчас две выставки, посвященные 200-летию вступления на престол Николая I, но акценты в них расставлены по-разному. Если в экспозиции Исторического музея, о которой я писала ранее, рассказывается о весьма противоречивой личности императора, то в музее-заповеднике «Царицыно» вы узнаете о Москве и москвичах в эпоху Николая I. Это масштабный проект, посвященный горожанам, их быту и нравам, глобальным изменениям в городе, пришедшимся на тридцатилетнее правление Николая I. Облик Москвы второй половины 1820-х годов нашёл наиболее полное отражение в работах Огюста Кадоля, французского художника и литографа, несколько лет прожившего в Первопрестольной. Старинные вещи и современные музейные технологии воссоздают яркие приметы николаевской поры: театральную жизнь столицы, салоны, в которых собиралась интеллектуальная элита, трактиры, где в отличие от ресторанов готовили блюда русской, а не французской кухни и

Где: музей-заповедник “Царицыно”

Адрес: ул. Дольская, 1

До: 1 февраля 2026

В Москве сейчас две выставки, посвященные 200-летию вступления на престол Николая I, но акценты в них расставлены по-разному. Если в экспозиции Исторического музея, о которой я писала ранее, рассказывается о весьма противоречивой личности императора, то в музее-заповеднике «Царицыно» вы узнаете о Москве и москвичах в эпоху Николая I.

Это масштабный проект, посвященный горожанам, их быту и нравам, глобальным изменениям в городе, пришедшимся на тридцатилетнее правление Николая I. Облик Москвы второй половины 1820-х годов нашёл наиболее полное отражение в работах Огюста Кадоля, французского художника и литографа, несколько лет прожившего в Первопрестольной.

Красная площадь в Москве. Исидор Лорен Деруа, по оригиналу Огюста Жана Батиста Антуана Кадоля (1782-1849) Париж, 1825 литография
Красная площадь в Москве. Исидор Лорен Деруа, по оригиналу Огюста Жана Батиста Антуана Кадоля (1782-1849) Париж, 1825 литография

Старинные вещи и современные музейные технологии воссоздают яркие приметы николаевской поры: театральную жизнь столицы, салоны, в которых собиралась интеллектуальная элита, трактиры, где в отличие от ресторанов готовили блюда русской, а не французской кухни и многое другое.

Детям среднего и старшего школьного возраста выставка понравится особенно, потому здесь можно изучить артефакты, а затем проверить свои знания с помощью сенсорных экранов: например, собирая архитектурный паззл, где нужно найти и правильно расставить на карте Москвы XIX века здания, построенные при Николае I.

-5

Собрала для вас 10 фактов об архитектуре Москвы, быте и нравах эпохи Николая I, наиболее ярко подсвеченных в экспозиции.

✨ 1. 22 августа 1826 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялась коронация императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны. По окончании церемонии Николай I, взойдя на верхнюю ступень Красного крыльца, первым из российских императоров повернулся лицом к массе народа, наполнявшей Кремль, и “троекратным наклонением головы приветствовал своих верноподданных”. Все преемники Николая I повторяли тройной поклон народу, и к концу XIX столетия стали говорить, что это «древний русский обычай», выражение русской национальной души, демонстрирующее связь между царем и народом, существовавшую со времен Московии».

Предметы из сервиза tete-a-tete  Россия, село Архангельское, фарфоровое заведение Н.Б.Юсупова 1826 фарфор, надглазурная роспись, золочение, цировка. Сервиз был преподнесен императрице Марии Фёдоровне князем Н.Б.Юсуповым в день коронации императора Николая Павловича
Предметы из сервиза tete-a-tete Россия, село Архангельское, фарфоровое заведение Н.Б.Юсупова 1826 фарфор, надглазурная роспись, золочение, цировка. Сервиз был преподнесен императрице Марии Фёдоровне князем Н.Б.Юсуповым в день коронации императора Николая Павловича

✨ 2. Появился новый тип городского особняка: флигели выходили на улицу, парадный двор уменьшен до размеров палисадника.

Дом князя Н.С.Гагарина на Новинском бульваре. Макет. 1946
Дом князя Н.С.Гагарина на Новинском бульваре. Макет. 1946

✨ 3. После Восстания декабристов, отношения властей к Московскому университету ухудшилось: запретили преподавание философии, которое возобновили только в 1845 году, ввели форму одежды, которую студенты должны были носить не только на занятия, но и вне стен Университета.

Московский университет Э.Б.Бернштейн Москва 1951 бумага, акварель, графитный карандаш, цветной карандаш, белила
Московский университет Э.Б.Бернштейн Москва 1951 бумага, акварель, графитный карандаш, цветной карандаш, белила

✨ 4. Пожарная охрана Москвы в 1827 году получила пожарное депо у Пречистенских ворот. С 1830-х годов каждая московская пожарная команда состояла из брандмейстера, помощника брандмейстера, 66 пожарных, 6 фурлейтов (вожатых), 4 трубочистов и 19 лошадей.

Московская пожарная команда на Пречистенке. Неизвестный художник. 1850-е холст, масло
Московская пожарная команда на Пречистенке. Неизвестный художник. 1850-е холст, масло

✨ 5. Водопровод в Москве был построен еще при Екатерине II, но спустя полвека обветшал. Решено было строить новый. Вода по чугунным трубам стала поступать в пять распределительных фонтанов, откуда её брали водовозы и развозили по городу. По ночам воду из фонтанов могли брать неимущие. Часть воды в Москву поступала по водопроводу из Мытищ. Его основная реконструкция была проведена в 1853-1858 годах. Директором Московского водопровода был барон Андрей Иванович Дельвиг, один из образованнейших инженеров того времени. Он был первым, кто провёл чистую питьевую воду из Мытищинских ключей в столицу без потерь при её транспортировке.

Мытищинский водопровод. Василий Федорович Тимм Россия 1860 бумага, литография
Мытищинский водопровод. Василий Федорович Тимм Россия 1860 бумага, литография

✨ 6. Работы Карла Гампельна, глухонемого художника, показывают живые жанровые сценки. Родился он в Москве, однако воспитывался в Вене — в учебном заведении для глухонемых, затем учился в Венской Академии художеств. Во время Венского конгресса 1815 года был представлен императору Александру I, который оплатил дальнейшее обучение Гампельна. Он приехал в Россию и был принят в Училище глухонемых, где работал учителем рисования и гравирования. Подписывал он свои работы полной фамилией или сложной монограммой, но всегда с добавлением «Sourd-muet» (фр. глухо-немой), а иногда просто «Sourd-muet» без имени и фамилии.

✨7. Среди всего населения Первопрестольной дворяне составляли всего 5%, причем их прежний образ жизни на широкую ногу постепенно менялся. На смену балам, маскарадам и домашним праздникам пришли литературные салоны. Николаевская эпоха стала их расцветом.

✨8. Ручными экранами, или каминными веерами, дамы защищали лицо, сидя у огня, чтобы оно не раскраснелось.

Ручные экраны. Западная Европа. XIX в
Ручные экраны. Западная Европа. XIX в

✨9. С конца 1830-х годов до середины 1840-х в гостиных Москвы шли горячие споры между западниками и славянофилами. Принято считать, что эта дискуссия была начата публикацией «Первого фило­софического письма» Петра Чаадаева в 1836 году.

Пётр Яковлевич Чаадаев. Неизвестный художник. Вторая треть XIX века холст, масло
Пётр Яковлевич Чаадаев. Неизвестный художник. Вторая треть XIX века холст, масло

Согласно Чаадаеву, Россия из-за выбора восточного христианства в качестве государственной религии оказалась отрезана как от католического Запада, так и от исламского Восто­ка, не сумев стать органической частью ни одной из мировых циви­лизаций. Автора официа­льно объявили сумасшедшим и запретили ему печататься, отправили под домашний арест. С точки зрения западников, только завершив процесс вестер­низации, Россия могла надеяться успешно конкурировать с Европой в военном, экономическом и культурном отношении. Славянофилы верили в «особый путь» России, осно­­ванный на ее допетровском наследии, духовности и православии.

Император Николай I Неизвестный художник. Россия. Середина XIX в. холст, масло
Император Николай I Неизвестный художник. Россия. Середина XIX в. холст, масло

✨10. 20 октября 1853 года император Николай I подписал манифест о начале войны с Турцией, союзниками которой стали позже Великобритания и Франция. Войну эту впоследствии назвали Крымской. В 1855 году, чтобы покрыть расходы на ополчение, был открыт сбор добровольных пожертвований. Значительный вклад внесло московское купечество – 925 тысяч серебром.

Генерал Алексей Петрович Ермолов. Э.А.Дмитриев--Мамонов 1859 холст, масло
Генерал Алексей Петрович Ермолов. Э.А.Дмитриев--Мамонов 1859 холст, масло

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Царицыно #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Москва_и_москвичи_в_эпоху_Николая I #куда_пойти_с_детьми

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Царицыно #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Москва_и_москвичи_в_эпоху_Николая I #куда_пойти_с_детьми