Найти в Дзене
Forbes Sport

Север помнит: как канадские клубы оказались в лигах США, и что меняет политика Трампа

Оглавление
Игроки бейсбольного клуба «Торонто Блю Джейс» (Фото Nathan Denette/The Canadian Press via ZUMA Press)
Игроки бейсбольного клуба «Торонто Блю Джейс» (Фото Nathan Denette/The Canadian Press via ZUMA Press)

Из-за скандала с политической рекламой с образом Рональда Рейгана президент США Дональд Трамп объявил о прекращении торговых переговоров с Канадой. И на фоне всех конфликтов канадский клуб «Торонто Блю Джейс» едва не выиграл Мировую серию — финал плей-офф Главной лиги бейсбола: лишь в седьмом матче команда уступила фавориту всего сезона — «Лос-Анджелес Доджерс». Forbes Sport рассказывает, как так получилось, что канадцы играют в чемпионате соседней страны, и как политика Трампа может повлиять на их будущее

Первая «объединенная лига» была создана в Канаде

США — единственная страна, с которой Канада граничит по суше и главный экономический, культурный и социальный партнер самого большого государства Британского Содружества. Граница между странами почти прозрачна, ее ежедневно пересекают в обе стороны сотни тысяч граждан США и Канады. Государства настолько близки, что действующий президент США Дональд Трамп среди множества необычных и громких заявлений в первые месяцы своего второго срока выдвинул еще и идею их объединения.  Идея эта у канадцев энтузиазма не вызвала — они вовсе не желают объединяться с южным соседом. Однако это никак не касается спорта — здесь клубы играют друг с другом уже более века.

Как ни странно, но исторически экспансия спортивных проектов шла с севера, а не из США. Именно в Канаде был создан жизнеспособный турнир, связывающий обе страны — Национальная хоккейная лига (НХЛ). Первые сезоны в лиге выступали только канадские команды, но популярность вида спорта росла, и в руководстве НХЛ понимали, что для увеличения дохода нужно было выйти на новые рынки. Приоритетными были именно крупные города США, а не западные провинции Канады.

Первым американским клубом стал «Бостон Брюинз». Владелец франшизы, бизнесмен Чарльз Адамс, владел сетью супермаркетов First National Stores. И он увлекся новым модным видом спорта. Настолько сильно, что регулярно приезжал в Монреаль на игры «Канадиенс». Когда НХЛ решила выйти в США, он предложил лиге полностью содержать команду и покрыть все затраты на аренду арены.

Так в 1924 году появился первый межнациональный чемпионат в Северной Америке. Следом в НХЛ входили новые клубы из США, а некоторые канадские команды не смогли выдержать экономической конкуренции. В конце концов сформировалась знаменитая «Оригинальная шестерка» самых старых из существующих клубов лиги, но в нее вошли лишь две команды из Канады — «Торонто Мэйпл Лифс» и «Монреаль Канадиенс».

Причем и Торонто, и Монреаль расположены недалеко от границ США. НХЛ эпохи «Оригинальной шестерки» была успешна за счет небольших логистических трат. И в те годы «Стальной пояс» Америки еще не превратился в ржавый, что тоже подпитывало не только экономику лиги, но и экономику близлежащих приграничных городов.

Именно география и плотность населения стали ключевыми факторами интеграции Канады в американский спорт. Практически все население страны живет в небольшой полосе (шириной до 150 км) вдоль границы. Более того, более половины канадцев проживают не небольшой территории в Онтарио и Квебеке, находящейся даже южнее, чем граница США и западных провинций Канады. В таких условиях Монреалю и Торонто наладить экономические связи с восточными штатами было легче, чем с Ванкувером, Калгари и даже Виннипегом.

И «Ванкувер Кэнакс» появился в НХЛ лишь после того, как в лигу вошли клубы из Лос-Анджелеса и залива Сан-Франциско. Причем решение о включении «Кэнакс» приняли после общественного давления, в том числе и от правительства: в парламенте Канады заявили, что лига, основанная в стране, предала ее ради «американских денег». Другие канадские города появились в НХЛ лишь после объединения с АХЛ и переезда южных франшиз.

Канадские клубы сильнее пострадали во время кризисов последних десятилетий XX века

Росла не только экономика НХЛ, но и всей Канады в целом. Поэтому пока хоккей стремился на юг, уже профессиональные лиги США двинулись на север. Им прежде всего были интересны два агломерации — те же Торонто и Монреаль. Близость к США сокращала логистические расходы, и рынки были очень большие. Тем более, что в случае успешного выход на Монреаль, можно было «завоевать» всю франкоговорящую аудиторию.

Бейсбольная лига МЛБ первой вышла на канадский рынок и именно в Монреаль. Тогда это был крупнейший город и экономика страны, поэтому комиссионер Боуи Кун настоял на создании франшизы — «Монреаль Экспос». Плюс в 1970-м город неожиданно получил право на проведение летней Олимпиады-1976, что позволило обновить всю инфраструктуру.

И как ни странно, но именно Олимпиада впоследствии частично и погубила команду. Изначально это был грандиозный успех: все игры проходили при полной арене, а трансляции смотрела вся Канада. МЛБ смогла капитализировать северян, но прежде всего англоговорящую аудиторию (для франкофонов главным видом спорта так и остается хоккей).

Успех «Экпос» решили повторить в Торонто. Появились «Блю Джейс», пробившиеся в Мировую серию-2025. Этот шаг сильно обрубил амбиции квебекцев, так как монреальский клуб потерял весь рынок Онтарио. А новый Олимпийский стадион, построенный к Играм-1976, оказался неудобным для бейсбола. Посещаемость падала каждый сезон, как следствие,  снижались и доходы. В 80-х годах прошлого века Канаду потрясли два экономических кризиса, но больше всего страна пострадала после «Черного понедельника» в 1987-м.

Тогда обрушился фондовый рынок в США,  что запустило волновой эффект по всей планете. И за считанные недели курс канадского доллара по отношению к американской валюте упал на 10-12%. А контракты в канадских клубах были привязаны именно к доллару США. Расходы увеличились на десятки процентов, особенно у владельцев франшиз, связанных с нефтегазовой отраслью. Хоть страна и вышла из кризиса, но последствия еще долго влияли на клубы, поэтому они требовали от властей налоговых льгот. И из-за кризиса и потери доходов уже в 90-х канадцы потеряли хоккейные клубы «Квебек Нордикс» и оригинальные «Виннипег Джетс».

Но богатые клубы смогли пережить кризис. Например, в 1994-м «Экспос» провели лучший сезон в своей истории. Однако на следующий год случился локаут, который критически сказался на команде, чьи доходы в основном зависят от билетов. Дошло до того, что в 2002 году МЛБ взяла «Монреаль» под внешнее управление, а клуб был продан и перевезен в Вашингтон.

Казалось бы вышедшая из кризиса Канада вновь стала интересна американским лигам. Так, НБА включила сразу два клуба – «Торонто» и «Ванкувер». И если клуб из Онтарио закрепился в лиге, то команда из Британской Колумбии просуществовала лишь шесть лет. В конце 90-х канадский доллар вновь обрушился (за 11 лет почти на 25%), и на билетах «Ванкувер» не смог покрыть все расходы.

В итоге сейчас в пяти главных чемпионатах США выступают только 11 канадских клубов.

Канадские клубы очень зависимы от курса местной валюты

Политическая ситуация между Канадой и США резко обострилась после начала второго президентства Дональда Трампа. Причем настолько внушительно, что во время выставочного Турнира Четырех стран, которая НХЛ провела вместо матча звезд, канадские болельщики освистали гимн Соединенных Штатов.

Однако на данный момент курс канадского доллара, даже несмотря на заявление Трампа о приостановке торговых переговоров и увеличения пошлин, стабилен. За последнюю неделю октября он упал лишь на один цент (сейчас 1 канадский доллар равен 0,71 доллару США). И, как отмечает The Athletic, во время Мировой серии канадские болельщики не вели себя провокационно.

Но владельцы франшиз все равно опасаются негативных последствий. Падение курса даже на 0,05 центов означает увеличение расходов на зарплаты на 7%, ведь клубы зарабатывают в канадских долларов, а платить надо в американских. До первого президентства Трампа курс находился на уровне 0,83 доллара США. То есть, уже сейчас можно оценить потери в десятки миллионов долларов.

Все остальные последствия зависят от уровня возможных санкций, которыми президент США регулярно угрожает соседям. Например, запрет на трансграничную торговлю ударит по спонсорским контрактам, а также по ТВ-выплатам. Хоть лиги заключают сделки и с канадскими бродкастерами, они идут в общий пул доходов, после чего распределяются между лигами. А при самом худшем сценарии, если будут введены визы или какие-то ограничения для граждан Канады, командам придется тратить большие расходы на бюрократию.

В ближайшие годы вряд ли какие-то канадские франшизы разорятся, но им сложнее будет подписывать спортсменов. Проблема еще в том, что сами лиги уже не так заинтересованы в новых рынках Канады. Везде в приоритете создание франшиз в крупных американских городах: НХЛ смотрит на Хьюстон и Атланту, НБА — на Сиэтл и Лас-Вегас, МЛБ — на Портленд и Нэшвилл. Хоть в руководстве бейсбольной лиги и говорят о важности рынка Квебека, это для них второстепенный вариант.