Мы знаем про Францию и Германию — про двух крупных соседей Бельгии. Помним, что третий — Люксембург — одно из самых крошечных государств на географической карте. Мы представляем себе, как выглядят Нидерланды, с их мельницами, тюльпановыми полями и уязвимой береговой линией. А вот про географию Бельгии в широких кругах услышишь не так уж часто.
Итак, Бельгия — небольшое государство на берегу недружелюбного Северного моря.
Её территорию делят на 3 географические области:
- Нижняя Бельгия — низменная равнина, которая если что утонет первой. При повышении уровня океана, например. Высота — 0-100 м над уровнем моря, местами — ниже него.
- Средняя — тоже равнина, часто волнистая, с высотами от 80—100 до 180 м.
- Высокая Бельгия — Арденнские горы на юго-востоке. Арденны — старый массив, часто стёсанный до состояния плоского плато с изумрудными холмами, поросшими лесом, редкими разрушенными скалами и примечательным болотом.
Нижняя Бельгия
Эта часть материка уже нахлебалась от моря.
Когда-то территория Бельгии была больше, чем сейчас. Но подъём Мирового океана после окончания Ледникового периода (10 000–5 000 лет назад) затопил низкие островки и болотистые берега. Следующий проигрыш суши случился в X–XIV веках, когда серия мощных штормов и последующих наводнений прорывала берег и перечерчивала карту.
К северу от Бельгии находится «Ваттовое море» — прибрежная полоса отмелей, которая уже не море, но ещё и не суша. Во время приливов её полностью закрывает вода, а во время отливов отстаётся влажный слой донных отложений вроде песка и ила, где живут моллюски и копошатся выискивающие их птицы.
На береговой линии Бельгии тоже существует нечто похожее — «ватты на минималках».
Песчаная кайма Северного моря
Вдоль кромки моря идет полоса песчаных пляжей, за которыми на высоту 5-30 метров поднимаются массивы дюн.
Они созданы ветрами, дующими со стороны Северного моря, а строительный материал — песок — регулярно забрасывается с пляжей. Дюны плотно скреплены корнями трав и кустарников.
Польдеры — рукотворная форма ландшафта
Бельгийцам, как и соседям-голландцам, издревле приходилось сосуществовать с беспокойным морем, желающим отгрызть берег. Море поднимало штормы, а люди в ответ насыпали дамбы и делали польдеры — осушенные плодородные участки. Их создавали как у моря, так и в поймах рек в глубине страны.
Равнины
Нижняя Бельгия — это низменная Фландрская равнина, примыкающая к морю, и равнина Кампин.
Фландрия переводится как «низменное болото», но с продвижением на юго-восток она постепенно повышается волнами пологих холмов, перерезанная долинами рек.
Это местность, основательно переделанная под нужды человека. За пределами городов преобладает культурный ландшафт, который по-местному называется «бокаж» — луга и поля, разделённые насыпями или линиями лесопосадок на прямоугольники и квадраты.
Зелёную переделанную равнину изредка прерывают полянки вереска, древние, разрушенные временем холмы-останцы с высотой до 159 метров,
и островки лесов, которые по счастливой случайности избежали пил и топоров.
Например, один из «последних из могикан» — светлый Сонианский лес под Брюсселем, где солнечные лучи проникают в шатёр из веток дубов и буков и, кажется, свободнее дышится.
Это — один из осколков древнего лесного массива, который прежде занимал почти всю территорию Бельгии вплоть до гор на юго-востоке.
Вторая равнина — Кампин — дольше оставалась нетронутой человеком. Это неплодородный, но по-своему уникальный синтез песка, лесов, пятен болот и вересковых пустошей.
Регион с точки зрения привлекательности для человека был до того безрадостный и бесперспективный, что до XIX века тут селились монахи, ищущие уединения. Но потом началась добыча песка и угля; а позже — стала развиваться промышленность.
Примечательно, что изначально леса Кампина были дубовыми и смешанными. Но вырубка и вмешательство в ландшафт человека, в робких попытках сделать эту скупую землю хоть чуточку получше, сделали своё дело, и от первоначальных лесов остались только отдельные массивы.
Для того, чтобы облагородить и подсушить болота, укрепить пески и сделать местность оживлённее, с XVII века тут начинали высаживать сосны. Есть данные, что первая сосна была посажена в 1667 году лесничим Адрианом Гисом.
Соснам тут очень понравилось. И теперь они — главные представители леса на равнине Кампин.
Один из интересных объектов — Ломмельская Сахара. Небольшое озеро окружено 193 гектарами песка (правда, уже окультуренными человеком и поросшими вездесущими соснами).
История появления такого большого скопления песка в одном месте по-своему грустна. В 1920-1940 годах рядом с городом Ломмел работал цинковый завод, отходы которого сожги всю растительность в округе и выжгли песчаное пятно площадью 350 гектаров.
Год за годом земля потихоньку восстанавливается. Сегодня «Ломмельская Сахара» — одно из любимых мест для долгих прогулок у жителей города Ломмел.
Средняя Бельгия
Переходная зона от низменных равнин к Арденнским горам.
Это густонаселённый пояс с полями, опять же расчерченными на квадраты и прямоугольники. От природы остались пологие холмы с лугами из колокольчиков и изолированные лесные массивы.
По мере приближения к горам пейзаж начинает подниматься всё выше, а леса становятся обширнее.
Средняя Бельгия закончится долиной реки Маас (Мёз) — самой крупной реки страны. Она заходит в неё из Франции, пересекает страну на север и отправляется в Нидерланды, где закончит свой путь в Северном море. Примечательна живописной долиной, которая, попадая в горы, становится узкой и зажатой между крутых обрывов.
Высокая Бельгия: Арденны
Арденны называются горами, но их высота не превышает 694 метров (гора Ботранж). Они похожи на холмистую возвышенность или стёсанное плато, которые поросли густыми лиственными лесами с буками и дубами во главе, иногда любезно уступающими место еловым массивам. В них, как в лесах из средневековых романов, разгуливают кабаны и олени.
«Ардуеннский лес, самый большой во всей Галлии»,
— писал Юлий Цезарь.
Здесь изредка, в речных долинах, попадаются полноценные скальные утёсы из известняка:
Арденны — часть «преимущественно немецкого» Рейнского массива. На востоке, в Германии, переходят в хребет Эйфель. Эти горы подняли около 300 млн лет назад. Поэтому и дошли до нас в низеньком и полуразрушенном состоянии.
Есть теория, что регион переживает экзотическое обновление. Немецкий сосед Эйфель — вулканический, пусть и спящий сейчас, регион. Предполагается, что там прямо под дома и лужайки бюргеров подступает мантийный плюм — это вертикальный канал, который может подавать магму без привязки к границам литосферных плит, где обычно располагаются вулканы. Геологи, обследующие речные террасы Арденн, пришли к выводу, что за последние сотни тысяч лет они приподнялись; и, вероятно, это — раздувающее влияние Эйфеля как вулкана на окрестности.
Арденнские горы — влажный и прохладный уголок Бельгии.
Горы часто окутаны туманом и низкой облачностью. Атлантические ветры, напитанные влагой, задерживаются в Арденнах, что обеспечивает обильные осадки — в среднем около 140 см в год. Под относительно тонким слоем почвы залегают каменистые пласты и глина, которые затрудняют дренаж, создавая идеальные условия для формирования водно-болотных угодий и болот.
Здесь, на высоте около 600 метров, находятся «Высокие болота», где в воде отражается серое небо.
Мы привыкли думать, что обычно болота занимают низины. Но здесь — с точностью до наоборот. Влага, почти не уходящая в каменистую почву, порождает верховые приподнятые болота, питающиеся исключительно атмосферными осадками. Они чередуются с уже привычными компонентами географии Бельгии — с вересковыми пустошами и холмами, и поджаты тёмными массивами елей.
Ещё один природная достопримечательность Бельгии родом из Арденн — пещеры Ан-сюр-Лес (Гроты Хана).
Рядом с одноимённой деревней речка Лес проходит насквозь большой известняковый холм, проделав путь 1 км и создав внутри холма комплекс карстовых пещер.
Внутри пещеры сохраняется постоянная температура около 13 °C и высокая влажность, что создаёт стабильные условия для формирования сталактитов.
Самое большое помещение комплекса — «Зал Купола». Его диаметр достигает около 150 метров, а высота сводчатого потолка — до 127 метров.
Любопытный факт: в Бельгии нет крупных озёр. А те, что есть, при скромном размере имеют или искусственное, или полуискусственное происхождение.
Самым значимым можно назвать комплекс из 5 водоёмов Эу д'Ор общей площадью 6,17 кв. км с пятью плотинами и одной гидроэлектростанцией.
Самый крупный — Ла-Плат-Талль — занимает площадь 3,74 кв. км и считается крупнейшим озером Бельгии.
Бельгия — страна контрастов: от низменных Фландрийских равнин и песчаных дюн Северного моря до таинственных лесов и болот Арденн. Здесь человек веками учился спорить с природой, осушая болота, возводя дамбы и создавая культурный ландшафт. А рядом с этим — почти нетронутые уголки, где время течёт медленно, а лесные тропы, туманы и пещеры напоминают о древней истории континента.