Найти в Дзене
PERFORMA(R)

Как понять современное искусство: инструкция от художника

Перформанс – это пространство для чувства. И разве можно дать к чувству инструкцию?  В современном перформансе художник и зритель – единое целое, создающее смысл. Без участия зрителя, его эмоций, действий, чувств невозможно действо. Начиная перформанс, художник зачастую знает лишь общий вектор, но не может точно представить исход. Каждый зритель, каждое пространство создаёт уникальную атмосферу, неповторимый момент. Однако если зритель – соавтор, зачем ему какая-либо инструкция?  Зачем художники создают инструкции? Перформанс заставляет зрителя не просто смотреть, а чувствовать. Причудливые декорации, разрушение стереотипов, неожиданное поведение – всё это может остаться для зрителя непонятным и даже шокирующим, если зритель не будет понимать контекст.  Иногда само пространство и концепция предполагают максимальную свободу зрителя, оттого, во избежание эксцессов и нарушения границ художники создают инструкции, помогающие глубже понять авторскую задумку и погрузиться в процесс.

SOUND UP inside the orchestra, 2024 г. (Авторы идеи — драматург Михаил Дегтярев, Евгения Лассарь, со-основатель SOUND UP и основатель фестиваля PERFORMA(R))
SOUND UP inside the orchestra, 2024 г. (Авторы идеи — драматург Михаил Дегтярев, Евгения Лассарь, со-основатель SOUND UP и основатель фестиваля PERFORMA(R))

Перформанс – это пространство для чувства. И разве можно дать к чувству инструкцию? 

В современном перформансе художник и зритель – единое целое, создающее смысл. Без участия зрителя, его эмоций, действий, чувств невозможно действо. Начиная перформанс, художник зачастую знает лишь общий вектор, но не может точно представить исход. Каждый зритель, каждое пространство создаёт уникальную атмосферу, неповторимый момент. Однако если зритель – соавтор, зачем ему какая-либо инструкция?

 Зачем художники создают инструкции?

Перформанс заставляет зрителя не просто смотреть, а чувствовать. Причудливые декорации, разрушение стереотипов, неожиданное поведение – всё это может остаться для зрителя непонятным и даже шокирующим, если зритель не будет понимать контекст. 

Иногда само пространство и концепция предполагают максимальную свободу зрителя, оттого, во избежание эксцессов и нарушения границ художники создают инструкции, помогающие глубже понять авторскую задумку и погрузиться в процесс.

Инструкция – это не чёткий свод законов и правил, а авторская наводка, подсказка, как получить от перформанса максимум впечатлений.

Кто из художников создавал инструкции?

“Инструкции” Йоко Оно – художница Йоко Оно считала, что всякая идея (пусть даже не воплощённая материально) уже является искусством. Оно представляет миру свои “Инструкции” (1960-е) – карточки с простыми, но философскими задачами. Они напоминают хокку, короткие японские нерифмованные стихотворения, с помощью которых обычно передавались житейская мудрость и красота природы. Йоко сделала почти то же. “Смейтесь в течение недели”, “слушайте звук вращающейся Земли” – примерно так звучат “Инструкции” Оно. “Инструкции” предлагают зрителям создавать произведения искусства мысленно и даже материально, поймать особое настроение, духовный порыв для творчества. Иногда они требуют выйти из зоны комфорта и опробовать себя в чём-то новом. “Проделайте отверстие в холсте и просуньте в него руку с задней стороны. Принимайте гостей в этом положении. Здоровайтесь и общайтесь руками”, – говорится в одной из “Инструкций”. В 1964 году Йоко Оно собрала все свои “Инструкции” в сборник “Грейпфрут”, сделав из этого своеобразную серию заданий для тех, кто хочет найти вдохновение и выйти за рамки устоявшихся правил. В 2019 году избранные “Инструкции” были переизданы в сборнике “Йоко Оно. Небо всегда ясное”. 

Йоко Оно «Мешок», 1964 г.
Йоко Оно «Мешок», 1964 г.

Некоторые инструкции Йоко Оно были сразу дополнены инсталляциями, которые нужно было создать зрителю. Например, в инструкции “Картина, на которую надо прибить гвоздь” (1961) зрителю нужно было забить гвоздь в идеально чистый холст и обмотать вокруг шляпки гвоздя свой волос – оставить свой “след”. Работа считалась законченной, когда хост был полностью покрыт гвоздями.

Йоко Оно «Картина, на которую надо прибить гвоздь», 1961 г.
Йоко Оно «Картина, на которую надо прибить гвоздь», 1961 г.

“Инструкции” Йоко Оно стали олицетворением бережного взаимодействия со зрителем, сотворчества, открывающего в каждом участнике созидательное начало. Спустя более чем полвека после их выхода “Инструкции” пользуются популярностью. В 2019 году “Инструкции” были представлены в Московском музее современного искусства (MMOMA) на выставке “Йоко Оно. Небо всегда ясное”. В апреле 2025 года открылась выставка-ретроспектива творчества художницы “Yoko Ono: Music of the Mind”, важную часть которой занимают “Инструкции”.

Йоко Оно «Картина для рукопожатий» («Картина для трусливых»), ММОМА, 2019 г.
Йоко Оно «Картина для рукопожатий» («Картина для трусливых»), ММОМА, 2019 г.

“The Fever” (2017), 600 Highwaymen – спектакль-перформанс творческой группы 600 Highwaymen (Эбигейл Брауд и Майкл Сильверстоун). Зрители участвовали в вечеринке, которая рождалась на их глазах. Зрители сидели на пустой сцене вместе с актёрами, болтая, выпивая пиво, сплетничая и танцуя. Постепенно пустое пространство наполнялось жизнью и превращалось в настоящее место для праздника. Актёры играли со зрителями в импровизацию, предлагали угадывать действия друг друга, а иногда и вовсе ловили выступающих в свободном падении. Артисты приглашали зрителей сперва скромно, а после, когда те освоились, давали более серьёзные инструкции, проверяя ответственность и вовлечённость. Зрители, следуя ненавязчивым правилам, сами начинали руководить праздником, придумывая, что делать дальше. Этот перформанс – не просто вечеринка, а тренировка навыков совместной работы и импровизации каждого из участников.                

600 Highwaymen “The Fever” 2017 г.
600 Highwaymen “The Fever” 2017 г.

«Walking: Holding» (2011), Росана Кейд – перформанс-экскурсия шотландской художницы Росаны Кейд. Зрители гуляли по городу, держась за руки, и лишь один из них (идущий самым первым) знал маршрут. «Walking: Holding» – перформанс о доверии и ответственности – умении быть ведущим и ведомым, если того требует ситуация. Все участники перформанса отличались друг от друга по полу, возрасту, национальной принадлежности, но шли вместе, и от каждого зависело продвижение по маршруту. Некоторые участники путались и не понимали, куда идти, тогда задачей других становилось понять их и поддержать, ведь они были единым целым.

Росана Кейд, «Walking: Holding», 2011 г.
Росана Кейд, «Walking: Holding», 2011 г.

SOUND UP inside the orchestra (2024), – экспериментальный перформанс, рассказывающий об устройстве симфонического оркестра (Авторы идеи — драматург Михаил Дегтярев и Евгения Лассарь, со-основатель SOUND UP и основатель фестиваля PERFORMA(R)).

В Большом концертном зале Российской Академии наук зрители расположились не на креслах, а прямо среди музыкантов. На первый план в перформансе вышла обычно скрытая от глаз работа дирижёра и исполнителей. Музыканты исполняли прежде не звучавшую в России сюиту из симфонии «Оптимистическая трагедия» композитора Ильи Демуцкого.

SOUND UP inside the orchestra, 2024 г. (Авторы идеи — драматург Михаил Дегтярев, Евгения Лассарь, со-основатель SOUND UP и основатель фестиваля PERFORMA(R))
SOUND UP inside the orchestra, 2024 г. (Авторы идеи — драматург Михаил Дегтярев, Евгения Лассарь, со-основатель SOUND UP и основатель фестиваля PERFORMA(R))

В начале перформанса зритель попадал на репетицию: музыканты настраивали инструменты и слушали указания дирижёра, а гости знакомились со специальной инструкцией, оформленной в стиле печатной партитуры. Эти инструкции были созданы как для зрителей, расположившихся в зале, так и для тех, кто оказался внутри оркестра. Они помогали каждому освоиться в новом пространстве и поймать настроение — слушать своё сердце, ловить взгляды, малейшие движения музыкантов, ненавязчиво их повторять, становясь частью слаженного механизма, соавтором, творцом.

Во второй части перформанса участники менялись местами: зрители, ранее сидевшие в зале, оказывались среди музыкантов, а те, кто был внутри оркестра, переходили в зрительское пространство. Так каждый получил два совершенно разных опыта восприятия — изнутри и со стороны. Музыканты настроили инструменты, а гости — струны души: репетиция кончилась, и исполнение началось.

-8

SOUND UP inside the orchestra, 2024 г.(Авторы идеи — драматург Михаил Дегтярев, Евгения Лассарь, со-основатель SOUND UP и основатель фестиваля PERFORMA(R))
SOUND UP inside the orchestra, 2024 г.(Авторы идеи — драматург Михаил Дегтярев, Евгения Лассарь, со-основатель SOUND UP и основатель фестиваля PERFORMA(R))

Инструкция позволяет зрителю не просто глубже понять философию и контекст перформанса, а поупражняться в глубине собственного чувства, концентрации, работе с деталью. Инструкция не запирает зрителя в клетку правил, а становится проводником в мир творчества, раскрывая способности каждого к созданию прекрасного.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы узнавать больше об искусстве перформанса

И не пропустите новое событие фестиваля перформативных искусств PERFORMA(R) 24 ноября. В Большом читальном зале «Ленинки» состоится иммерсивная инсталляция Silent Opera — уникальный проект, где опера, театр и современное искусство соединяются в одном пространстве. Барочная музыка, электронные аранжировки, голос и свет создают историю о поиске внутреннего героя.

Подробнее

Автор текста: Ангелина Картунова

Фото материалы событий собраны редакцией фестиваля PERFORMA(R)