Сегодня речь пойдет об одной из самых популярных писательниц классической литературы — Джейн Остин. Её недолгая жизнь длиною в 42 года прошла в доме гемпширского пастора с любимой сестрой, братьями, отцом и другими родственниками. Именно этими людьми и ближайшими знакомыми, то есть кругом провинциального дворянства, и ограничивался ее житейский опыт. При этом Джейн не имела даже своей комнаты. Она работала в гостиной, и когда появлялись гости или посетители, поспешно прятала бумагу под стол. О чем же она писала?
Младшая сестра сбежала с офицером. Мать ведет себя в обществе разнузданно и ничего не замечает. Отец в своей веселой мизантропии абсолютно бестактен и бросает своим поведением тень на старших сестер, которых при этом надо выдавать замуж. А как выйти замуж, если собственная семья этому всячески мешает? Романы Джейн Остин посвящены «предбрачному» периоду в жизни ее героинь, поскольку сама задача выйти замуж — разумно, достойно, в согласии с сердцем — для девушек ее времени и круга часто граничила с невозможным. Мы представляем джентльменов прошлого изысканными и галантными молодыми людьми — но, как показывает Джейн Остин, на самом деле прекрасных принцев было не так уж и много.
Первое предложение романа «Гордость и предубеждение» звучит так: «Все знают, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскать себе жену». Дальше по ходу повествования в середине и ближе к концу случаются две промежуточные свадьбы, а финалом романа являются свадьбы двух главных героинь — Элизабет и Джейн. Они выходят именно за тех молодых людей, к которым лежат их сердца. Это апофеоз романа и достойное его завершение. Однако хэппи-энд этот нетипичен.
Люди требуют от любви возвышенности и эффектности. Они так и спрашивают: а где же романтика? Так вот, Джейн Остин как раз исключила эту традиционную для ее времени составляющую из своей концепции любви. Джон Бойнтон Пристли так и писал: «Джейн Остин не жаловала романтику». Вирджиния Вульф подытоживает в своей характеристике Джейн Остин: «Романтические переживания — не ее стихия. Она всегда находила способ уйти от описания страстных признаний». Чаще всего язык, формулы и жесты из подобного арсенала — это повод для Джейн Остин посмеяться, один из источников комизма в ее мире.
Например, она иронизирует над такими проявлениями романтических чувств, как обмороки. Умирающая героиня романа «Любовь и дружба» Софи пишет безутешной подруге Лауре: «Остерегайся обмороков. Поверь мне, при всей их пикантности и даже уместности, они могут, если ими злоупотреблять, самым пагубным образом сказаться на твоем здоровье». «Привилегию» падать в обморок у Джейн Остин имеют только комические персонажи. Героини, которых Остин наделяет искренними чувствами, никогда в обморок не падают и даже, кажется, не бледнеют, это для них не характерно. Никакой возможности экзальтации, никакого выхода в эксцессе чувств у них не может быть. Это происходит из-за того, что Джейн Остин решительно не доверяет романтической формуле
Вместо этого писательница дает нам пропуск в будничную повседневность, в саму фактуру жизни. Очень внимательная читательница романов Джейн Остин, замечательная и малоизвестная у нас писательница XX века Айви Комптон-Бернетт отметила как-то: «Моя слабость — это те мелочи, которые важнее крупных явлений, ибо именно из мелочей состоит наша жизнь. Крупные явления, по-моему, не определяют собой жизни — и слава Богу». Так вот: мир Джейн Остин именно таков, и это открытие. На деталях бытовой жизни до Джейн Остин никто не концентрировался. Она открыла этот мир, его противоречия, бури и вызовы, сидя в гостиной своего дома.
Что еще мы знаем (и не знаем) о романах и личности Джейн Остин? Откуда у героинь классической литературы взялась эта странная «мода» падать в обморок? Что думали о любви Шарлотта Бронте, Чарльз Диккенс и Вальтер Скотт?
Приглашаем на остроумный, глубокий и увлекательный курс филолога Михаила Свердлова «Школа чувств. Классика любовного романа»! Вы познакомитесь с истоками романтической литературы и обязательно откроете для себя много нового и удивительного.
Присоединяйтесь!