Найти в Дзене
Литрес

Генерал, который избавил Россию от самодержавия: как Николай Рузский предал царя и поплатился

Николай Владимирович Рузский вошёл в историю как человек, буквально заставивший Николая II подписать отречение от престола. Генерал, покоритель Галиции, герой русско-японской войны и галицийских походов, оказался тем самым винтиком, который вывел из строя машину под названием Российская империя. Впрочем, за предательство ему досталась проволока на запястьях, палачи с шашками и крик: «Сюда генерала!». Почему тот, кто думал стать спасителем России, оказался на эшафоте? Николай Владимирович не был наследником славного рода — скорее, добросовестным карьеристом. Учёба в военных училищах, служба в лейб-гвардии, участие в русско-турецкой войне, ранение и первые ордена — всё по классике для человека, мечтающего о генеральском эполетном потолке. Но в биографии Рузского особенно выделяются его таланты в аппаратных играх: он ловко выживал конкурентов, умел приспособиться и снискал себе репутацию не особенно приятного, но эффективного офицера. Этот человек взбирался по карьерной лестнице без санти
Оглавление

Николай Владимирович Рузский вошёл в историю как человек, буквально заставивший Николая II подписать отречение от престола. Генерал, покоритель Галиции, герой русско-японской войны и галицийских походов, оказался тем самым винтиком, который вывел из строя машину под названием Российская империя. Впрочем, за предательство ему досталась проволока на запястьях, палачи с шашками и крик: «Сюда генерала!». Почему тот, кто думал стать спасителем России, оказался на эшафоте?

От пыльной шинели до парадных интриг

Фото: history.wikireading.ru
Фото: history.wikireading.ru

Николай Владимирович не был наследником славного рода — скорее, добросовестным карьеристом. Учёба в военных училищах, служба в лейб-гвардии, участие в русско-турецкой войне, ранение и первые ордена — всё по классике для человека, мечтающего о генеральском эполетном потолке. Но в биографии Рузского особенно выделяются его таланты в аппаратных играх: он ловко выживал конкурентов, умел приспособиться и снискал себе репутацию не особенно приятного, но эффективного офицера. Этот человек взбирался по карьерной лестнице без сантиментов — от строевой службы до штабной работы, чтобы в итоге оказался в самом центре великих исторических событий.

Завоеватель Галиции и неудачи на прусском направлении

Фото: history.wikireading.ru/
Фото: history.wikireading.ru/

Рузский вошёл в Первую мировую войну не в качестве архивного «паркетного» командира, а как боевой генерал. Под его началом армия взяла Львов и Галич, за что он получил статус триумфатора. Однако его игнорирование приказов, самоуправство и нежелание слушать вышестоящее командование объяснялись просто — генерал уже видел себя в роли освободителя славян от гнёта Австро-Венгрии. Но, как водится, эйфория закончилась фиаско: на Северо-Западном фронте, где он попытался повторить успех в Пруссии, русская армия потеряла более 100 тысяч человек. После этого Николая Владимировича элегантно отправили «на лечение», и о его «триумфах» на время забыли.

Тот, кто выкручивал руки царю

Фото: history.wikireading.ru
Фото: history.wikireading.ru

Ключевую роль Рузский сыграл во время всем известных событий 1917 года. Когда страна трещала по швам, царь прибыл в Псков на поезде, чтобы получить аудиенцию в штабе Северного фронта у Николая Владимировича. После приезда Николая II начался торг: Дума предлагала ввести ответственное правительство, царь сомневался, а Рузский давил, убеждал, шантажировал и, по некоторым свидетельствам, буквально угрожал царю пистолетом в руке. По его инициативе телеграммы о капитуляции самодержавия разошлись по всем фронтам.

В результате под давлением и манипуляциями монарх подписывает отречение. А Николай Рузский, не проявив даже мимолётного восторга, сникает. Согласно воспоминаниям современников, он стал угрюмым, беспокойным, потерявшим интерес к жизни стариком, который уже не верил ни в армию, ни в победу, ни в себя.

Бесславный финал и великий разбой

Фото: ria1914.info
Фото: ria1914.info

После отречения Рузский оказался никому не нужным. Весной 1917 года он потерял пост главнокомандующего, а в мае уехал лечиться в Кисловодск. Там его застала Гражданская война, и очень быстро он оказался в руках красных. Из бывшего полководца сделали дворника, прислугу, узника «ямы» и, наконец, заложника, приговорённого к смерти. Его не просто отправили на эшафот, а вывели на кладбище с 58 другими «бывшими», где, по воспоминаниям, лично председатель ВЧК в Пятигорске отправил на тот свет генерала как домашний скот, спросив напоследок: «Ну что, доволен революцией?». На что Николай Рузский холодно ответил: «Я не вижу революции. Я вижу только великий разбой».

Больше об эпохе последнего из Романовых вы можете узнать из следующих книг:

Похожие материалы:

-6