Рецензия также размещена на моей странице на Кинопоиске:
Ссылка на профиль Кинопоиска - https://www.kinopoisk.ru/user/14240401/comments/
Рейтинг:
- Кинопоиск - 6,6
- IMDb - 6,2
Жанр: боевик, триллер, мелодрама, комедия, криминал, музыка, нуар
Одна из первых экранизаций комиксов, которые набирали жанр в начале 90-х, пришлась на плечи Уоррена Битти. Режиссёр и исполнитель главной роли перенёс на экран сюжет комиксов Честера Гулда, которые карикатурно и фантастично показывали работу детективов в непростое для страны время. Вольная экранизация Битти с богатым актёрским составом блистала мистикой Тима Бёртона, карикатурой на нуарный стиль, помещая героев в криминальный Чикаго 1930-х годов.
Перед нами пусть и, своего рода, проба пера, но интересная, яркая история о детективе, пытающимся поймать криминального главаря Большого мальчика. Карикатурные персонажи, кислотные цвета города, фарс и шарж на криминальные боевики придали этой картине эталонную основу, которую позже использовали Джоэл Шумахер в своей дилогии о «Бэтмене» и Роберт Родригес в «Городе грехов». По стилю и детским, очевидным эпизодам, играющих на контрасте и кислотных цветах, фильм напоминает шаблонные приёмы гангстерского кино, тут даже все роли изначально расставлены. Герой – Дик Трейси. Криминальный босс – Большой мальчик. «Шестёрки» Большого мальчика, выполняющие грязную работу. Дама сердца Тэсс (только без Д`Эрбервиллей), готовая всюду следовать за Диком. Роковая женщина Бреслесс, играющая свою игру и выступающая в кабаре-клубе.
Фильм поглощает зрителя криминальными разборками, перестрелками, борьбой за власть. Битти отлично передаёт дух 30-х, но гротескно преувеличивает, разбавляет фантасткой привычный зрителю нуар, что выливается в абсурдные декорации и задний план. Ты понимаешь весь замысел задних планов, когда нарисованные здания и природа добавляют сюрреалистической атмосферы. Это смесь «Кто подставил кролика Роджера?» Роберта Земекиса и классического нуара в духе «Мальтийского сокола».
Искривлённые и растянутые лица персонажей показывают и страх перед криминалом, и высмеивают классические образы комиксов. Лиловые, зелёные, оранжевые и красные костюмы соответствуют локациям в разных эпизодах. Это сочетание палитры забавляет, так как Дик Трейси погружает зрителя в калейдоскоп жестокости и ненависти. Параллельно главной сюжетной линии Дик знакомит нас с бездомным воришкой Малышом, который просто оказался не в том месте не в то время.
Разделяясь между охотой на банды и заботой о мальчике, Трейси упускает главную романтическую ветвь своих приключений. А ведь Уоррен Битти весьма карикатурно показал классическую проблему современности: семья или работа. Когда ты полицейский, детектив, так ещё и каждый раз находишься под «мушкой» у злодеев, сложно остепениться. Но в этом весь Трейси, который понимает, что его окружает коррупция, а Большой Мальчик не может напрямую вступить с ним в бой.
Отдельно стоит отметить высмеивание Аль Пачино своего образа. Главный криминальный босс цитирует «Лицо со шрамом» Брайана Де Пальмы, при этом грим и фиолетовый пиджак только сильнее добавляют комичности, отсюда и триллер подаётся как нечто неожиданное. За всеми этими цветами, пластиковым городом и приближёнными передними планами (особенно съёмка снизу) скрывается история противостояния криминального босса и честного полицейского. Но в это сопротивление вторгается некто неизвестный. Человек без лица (только выход Николаса Кейджа ещё не скоро, поэтому режиссёр оставляет интригу) местами мешает силам добра, местами помогает.
Повествование построено таким образом, что кажется, вот-вот должно произойти что-то фантастическое, что-то абсурдное, но у нас жестокий криминальный мир, а несерьёзность локаций и насмешка над образами персонажей только больше пугают насилием и шантажом. Сразу вспоминается ещё одна нуар-работа по комиксам – «Мститель» Фрэнка Миллера (к Marvel отношения не имеет), потому как стиль Миллер подбирал, опираясь на работу Уоррена Битти.
Кульминация красиво раскрывает карты, срывает маски и завершает детективное расследование. Кажется, что история противостояния слишком проста и банальна, но именно стиль съёмки, яркая палитра цветов и абсурдные персонажи смогли удивить и задать правильный тон в этом фильме. Ты понимаешь, что картина-комикс, и тебе это нравится.