А там свет был очень яркий и душно. И камеры, и людей много… А мы все смотрим, кого выведут… И долго мы ждали. А потом нам вывели двоих ребят – Прокопчука и Лопуха. Но нам их передали после того, как публично опозорили нашу страну. Там громкоговоритель был, и для всех рассказывали о том, что Россия – такая большая страна и начала войну с такой маленькой страной как Афганистан. А сейчас они отдают пленных, которых афганцы к себе не приглашали. И вообще, говорили, они не пленные, а находятся в гостях и поедут домой, когда сами захотят. Вот если сами захотят, то их отпустят. Видно было, что нашему послу это было очень неприятно.
Статья опубликована в газете ПРАВДА в среду, 29 ноября 1989 года:
В ОБЪЯТИЯХ РОДНЫХ
Двое советских пленных возвращаются домой
ИСЛАМАБАД, 23 ноября 1989. (ТАСС). Этой минуты Мария Николаевна Лопух и
Валентина Афанасьевна Прокончук ждали мучительно долго: одна—два с половиной года, вторая — два.
И вот годы тягостного ожидания, тревог, бессонных ночей и бесконечных дум о судьбе своих сыновей позади. В толпе незнакомых бородатых, в большинстве своем вооруженных людей мелькнули дорогие для них лица, еще секунда-другая — и обе матери оказались в крепких объятиях своих повзрослевших мальчиков. «Не плачь, мама, теперь уже все позади»,— шепчет, сам еле сдерживая слезы, Андрей Лопух. Из-за шума не слышны первые, обращенные к матери слова Валерия Прокопчука, но взгляд его красноречивее всяких слов.
Так завершилась состоявшаяся вчера в Пешаваре церемония передачи посольству СССР а Пакистане двух советских военнослужащих, находившихся в руках у моджахедов.
«Мы благодарны всем, кто способствовал тому, чтобы сегодняшнее событие произошло, и прежде всего лидерам афганской вооруженной оппозиции, правительству Пакистана и лично премьер-министру Беназир Бхутто,— сказал на церемонии посол СССР в Пакистане В. П. Якунин.— По нашему мнению, это только начало возвращения наших ребят к своим матерям на родину». Он также сообщил, что через несколько дней правительство Афганистана со своей стороны предпримет ответный акт доброй воли и освободит нескольких моджахедов, представителей других государств и граждан Пакистана.
В тот же день вечером в Пешаваре делегацию общественного комитета «Надежда» и освобожденных советских военнослужащих приняла премьер-министр Беназир Бхутто. Пакистан, подчеркнула она, всегда рассматривая проблему военнопленных как исключительно гуманитарную, и в этой связи ее правительство обращалось к руководству вооруженной оппозиции с неоднократными просьбами освободить удерживаемых ею советских солдат. В то же время она указала на необходимость решения также вопроса о пленных, находящихся у правительства Республики Афганистан.
Со своей стороны, члены делегации выразили сердечную благодарность Беназир Бхутто за помощь, оказанную ею в деле возвращения на родину попавших в плен советских военнослужащих.
Пленных передали. Их встречали. И каждая мать там, в Пакистане разглядывала в толпе, а вдруг сейчас покажется мой сын. Это было какое то сумасшествие. Казалось, что я умираю и тут же воскресаю надеждой. Сердце билось так, что я чувствовала его биение на кончиках пальцев, мысленно тянулась к сыну, но ничего не происходило. Вот уже больше 40 лет полная тишина. Я ничего не знаю о сыне, вы понимаете. Он поехал служить Родине и... пустота... - вспоминает Анна Давыдовна Горбунова, мама пропавшего без вести бойца спецназа Евгения Горбунова.
Несмотря, на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "ПРАВДА" за 1989 год. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.