Найти в Дзене
Raksonka

Обзор на "Когда плачут Цикады". Часть 1: Сюжет

Приветствую. Сегодня я бы хотел написать свое мнение по произведению "Когда плачут Цикады" – Японской визуальной новелле в жанре детективный хоррор, и психологический/мистический триллер. В свое время она получила крайне большую популярность как в Японии, так и за рубежом, благодаря своей неповторимой атмосфере деревенского уюта и одновременно гнетущего страха. Успех был столь велик, что история была адаптирована под рекордное количество форматов. Визуальная Новелла, HD ремастер новеллы, аниме адаптация 2006 года, манга адаптация, экранизация, аниме "римэйк" 2021 года. Наверное, на моей памяти — это одна из немногих историй, которые адаптировались в столь разных вариациях. Это ли не успех? Вот и до меня добрался стрекот цикад и смог затянуть достаточно, чтобы вдохновить на этот обзор. Начинаем, но предупреждаю: дальше будут спойлеры.

СЮЖЕТ

Основной сюжет (а пока я буду разбирать исключительно его) разделен на так называемые главы, которые в свою очередь поделены на две части:

Загадки:

Глава о Похищенных демонами

Глава о Хлопковых корабликах

Глава о Смертельном проклятии

Глава о Потерянном времени

Разгадки:

Глава о Раскрытии тайны

Глава об Искуплении

Глава о Резне

Глава о Праздновании.

Эпилог:

Глава о брошенных костях.

Каждая глава в сути своей отдельная история, которая кроме общего мира и персонажей с предыдущей главой почти никак не связана. Однако, чем дальше будет идти сюжет, тем очевиднее будут становится связи между главами. Например, окажется, что Хлопковые кораблики и Раскрытие тайны – одна и та же история, но показанная с разных перспектив. В финале же все сюжетные линии соединяться и подойдут к своему логическому завершению. .

На самом деле Цикады необычны в своей подаче: по началу понять, что к чему банально невозможно. Однако по ходу сюжета и процессу "разгадок", понимание происходящего будет все сильнее и сильнее открывать завесу тайны, пока все не сложится воедино. Сюжет действительно ближе к концу отвечает на все вопросы, которые задает ему зритель (другое дело, что он начинает порождать новые).

-2

Но что же по завязке?

По сюжету подросток Кейчи Мэйбара вместе с семей переезжает в отдаленную деревню Хинамизава, где он быстро смог влиться в деревенский быт, подружится с очаровательными одноклассницами и найти свое счастье. Однако он не подозревает, что за красивым фасадом скрываются ужасные тайны о жестоких убийствах, кровавых ритуалах и загадочном проклятии, что терзает жителей этой деревни уже на протяжении многих веков.

Несмотря на то, что завязка не блещет оригинальностью, произведение прекрасно выдерживает интригу и спаспенс. Сюжет хоть порой требует времени на то, чтобы разогнаться, но в целом не даёт заскучать. Нам постоянно дают загадку за загадкой, и постепенно, через экспозицию или поступки персонажей нам все больше и больше открывают завесу тайны, подводя к тому или иному сюжетному повороту. Кстати о них. В большинстве своем они шикарны. Чего только стоит откровение, что убийцей в "Хлопковых корабликах" на самом деле была Шион, а не Мион. А последующий твист с тем, что настоящая Мион это Шион, а Шион это настоящая Мион – просто взрывает мозг. И таких моментов в Цикадах хватает, благо автор не жалея раскидал предпосылки к тому или иному повороту сюжета. Чувствуется, что история была продумана заранее от начала и до конца, а не писалась в попыхах в последний момент, чем грешат многие в наше время. Конечно не все идеально работает и порой объяснения, которые предлагает автор очень, не очень. К сожалению, обратной стороной медали является так называемые сцены повседневности, характерные в основном для новеллы. То есть эпизоды, которые совершенно не двигают повествование, а просто показывают быт героев. И ладно бы их было немного, но порой они могут идти едва-ли не часами и друг за другом, от чего приходиться либо терпеть, либо пропускать. Несомненно, такой подход позволяет лучше проникнуться миром и героями, но не каждый способен перетерпеть в целом ненужную графоманию.

Цикады, к моему удивлению, достаточно глубокое произведение. Для детективного хоррора крайне необычно иметь поучительный посыл в принципе, а тут у нас даже замашки на нечто большее. Например, Цикады очень глубоко затрагивают проблему детей и родителей. Нам показывают, как сильно отвратительное отношение к ребенку отражается на его характере и психике, превращая его самих либо в жестокое чудовище (Шион, Миёко, Сатоши) либо в замкнутую и морально сломанную оболочку былого «Я» (Сатоко). Такое отношение в любом случае оставит шрам на психике ребенка, что может привести к трагедии, однако нельзя оставаться в стороне (Мион и Рена). Нерешительность и сомнения могут стать фатальными, однако и чрезмерный радикализм, так же не поможет, а сделает лишь хуже (пример Сатоши и Кейчи в 3 главе). Впрочем, порой трудности и невзгоды могут не только навредить человеку, но и закалить его, сделав более сильной версией себя. Очень хорошо это показано на примере Сатоко из «Бросания костей». Еще одной темой, подымаемой в истории, является тема дружбы. Мне очень понравился эпизод, мораль которого заключается в том, что умереть за своих друзей конечно очень хорошо, но лучше им от твоей смерти не станет. На удивление довольно отрезвляющая мысль, ибо порой авторы в наше время любят идеализировать самопожертвование ради друганов. Но все же основным лэйт мотивом Цикад является борьба с судьбой. Только сильная воля может победить. Всегда нужно бороться за своё будущее, а не ждать подходящего часа спасения. Эта тема в основном раскрывается через истории Миё и Рики. Такано благодаря своему упорству смогла в течении целого века раз за разом побеждать натуральную богиню, несмотря на все те трудности, с которыми она столкнулась. Рика же большую часть истории пассивна и не инициативна в вопросах собственной судьбы, предпочитая поддаться ей и сдаться. Однако сюжет критикует такой подход, считая, что бороться за будущее это необходимость. Главное, чтобы по ходу этой борьбы ты не потерял самого себя.

Следующем пунктом, который я бы отметил – атмосфера. Автор прекрасно смог передать антураж и безмятежность деревенской жизни, а также прелести деревенского быта. Доброжелательные соседи, друзья, веселье исключительно на природе, красивый летний зелёный пейзаж, шелест травы, звук и насекомых... Мне как человеку, который уже 22 года каждое лето ездит в Ярославскую область отдыхать в деревню, очень близка подобная тема… Но при все этой ламповости, создатель отлично смог передать чувство тревоги, и надвигающегося ужаса. В один момент Хинамизава из места теплого и дружелюбного, становится опасным и загадочным. От того и испытываешь катарсис, когда эта идиллия резко рушится и начинает творится кровавое безумие, ведь в конце концов у нас тут хоррор.

Ночная Хинамизава в новелле.
Ночная Хинамизава в новелле.
Сирикава - прородительница Хинамизавы.
Сирикава - прородительница Хинамизавы.

В свое время я достаточно наслушался страшилок про деревни в которых творится нечто, ухухуху! Однако на фоне типичных для жанра ужасов картин, данное произведение крайне сильно выделяются по абсурдно банальной причине – этот ужастик страшный! Цикады по-настоящему пугают своей завораживающей и безумной атмосферой. Чего только стоит тот самый "плач цикад", который вроде и безобиден, но при этом создает чувство не уюта и беспокойства.

Никогда бы не подумал, что стрекот этой милашки может вызывать чувство угрозы и неуюта. Примечательно, что чем сильнее персонаж впадает в бизумие, тем силььнее начинают плакать цикады.
Никогда бы не подумал, что стрекот этой милашки может вызывать чувство угрозы и неуюта. Примечательно, что чем сильнее персонаж впадает в бизумие, тем силььнее начинают плакать цикады.

Сюжет, хоть порой медленно разгоняется, но набрав обороты, начинает нестись в непродаваемом потоке интриг, человеческой жестокости и пороках, которые люди зачастую предпочитают не показывать окружающим. То, как история показывает ужас и кроется магия Цикад. В том, что некогда казалось по ту сторонней сущностью, на деле оказывается результатом человеческой ненависти, старых предрассудков или давних обид. По сути ранние Цикады пугают именно своей реалистичностью. Несомненно порой есть художественные преувеличения, но в целом в происходящее можно без проблем поверить. У большинства персонажей есть достаточно веские мотивы, что бы поступать так как они поступают. Самым ярким примером несомненно будет история, рассказанная в "Раскрытии тайны", когда жестоким демоном оказалось не исчадием ада, а обычная девушка, жизнь и психика которой была разрушена благодаря безразличию и презрением собственной семьи. Согласитесь, что куда страшнее смотреть как человек, который желает достичь благой цели, зачастую ради другого, в итоге становится страшным чудовищем, нежели, что во всех бедах виновата какая-то бяка из ада? Автору в начальных историях прекрасно удаётся передать ощущение незримой и нарастающей угрозы, которая доводит человека до безумной и навязчивой паранойи, заставляя из-за страха идти на радикальные меры ради защиты своей жизни. В пример приведу «Главу о Похищенных демонами», которая в полной мере показывает постепенно повышающейся градус страза Кейчи перед действиями своих подруг и Хинамизавы в целом. Его жестокие и невменяемые поступки с его (и нашей как зрителя) перспективы кажутся абсолютно оправданными, ведь он доведён до психологического предела. Однако стоит посмотреть на ситуацию с другой перспективы, как выясняется, что парень просто сошедший с ума убийца.

Однако подробнее о персонажах Цикад я поговорю в следующей части. Благо они являются несомненным достоинством франшизы и о каждом мне есть что рассказать. До скорой встречи.

-6

Следующая часть: