Найти в Дзене
" Прялочка времени"

«Бог больше, чем князья»: Почему летописцы были самыми честными историками Руси

Вопрос о существовании письменности на Руси до принятия христианства вызывает множество споров и споров. Современные книжные полки пестрят «бездарными подделками», которые, по словам экспертов, являются «дурно пахнущими образчиками национального романтизма». Речь идет о так называемых «Влесовой книге», «русских ведах» и рунах, авторы которых уверены в «русских» как в самых грамотных и умных «еще в эпоху динозавров». Однако, исторические факты говорят об ином. «Никакой письменности до крещения на Руси не было», — утверждают исследователи. Договор 911 года с греками, свидетельствующий о силе русского флота, несмотря на его речной характер (флот был «речным, с речного пути „из варяг в греки“»), не доказывает наличие развитой письменности. «Греки не пошли бы на такой договор, если бы русский флот не угрожал Царьграду». Этот договор, как и последующие (944 и 971 годов), составлялся на основе кирилло-мефодиевской традиции, при помощи дунайских болгар. «Приходилось учиться письму, диплома
Оглавление

Вопрос о существовании письменности на Руси до принятия христианства вызывает множество споров и споров. Современные книжные полки пестрят «бездарными подделками», которые, по словам экспертов, являются «дурно пахнущими образчиками национального романтизма».

Речь идет о так называемых «Влесовой книге», «русских ведах» и рунах, авторы которых уверены в «русских» как в самых грамотных и умных «еще в эпоху динозавров». Однако, исторические факты говорят об ином.

Варяги, Византия и «из варяг в греки»: Как Русь обрела письменность и церковь?

«Никакой письменности до крещения на Руси не было», — утверждают исследователи.

Договор 911 года с греками, свидетельствующий о силе русского флота, несмотря на его речной характер (флот был «речным, с речного пути „из варяг в греки“»), не доказывает наличие развитой письменности. «Греки не пошли бы на такой договор, если бы русский флот не угрожал Царьграду». Этот договор, как и последующие (944 и 971 годов), составлялся на основе кирилло-мефодиевской традиции, при помощи дунайских болгар.

«Приходилось учиться письму, дипломатии и праву», — отмечают историки, подчеркивая, что благодаря этому русские освоили грамотность, дипломатические нормы и принципы права, что нашло отражение в договорах, гарантировавших «права русских и греков, гарантии их жизни и имущества».

Крещение Руси произошло при Владимире Святославиче. Попытки обращения при прежних правителях, по словам историков, «не привели к созданию церкви». Византийский патриарх Фотий стремился представить Русь как обратившуюся к грекам за крещением уже после первого похода Руси в 860 году (при Аскольде и Дире), но «иных свидетельств о таких попытках крещения нет».

«Москва — Третий Рим»: Как идеология XVI века породила фальсификации истории?

«Первые попытки фальсифицировать историю связаны с формированием великодержавной идеологии (Москва — Третий Рим) в XVI веке», — указывают историки.

Эта идеология, направленная на возвышение Москвы как преемницы Римской и Византийской империй, способствовала созданию мифов о древности и исключительности русского народа.

«Бог больше, чем князья»: Почему летописцы были самыми честными историками Руси?

Летописание на Руси велось добросовестно, особенно благодаря монахам, которые «боялись бога больше, чем князей». В Киево-Печёрском монастыре летописание велось с конца XI века. Поскольку история почиталась как «воплощение божественной воли», монахи не претендовали на авторство.

«Имени первого летописца (Нестор, Сильвестр) мы не знаем», — подчеркивается в исторических источниках.

От Олега до Петра I: Путь от речного флота к морской державе и финансовым реформам

Вещий Олег, как и другие первые князья, был варягом, выходцем из «Европы». Он «обеспечивал бесперебойный контакт Скандинавии с Византией и Востоком (Болгарией Волжской)». Русь формировалась на этих межконтинентальных коммуникациях, и «экстенсивное развитие, заданное этой древней историей, продолжается и по сей день». Петру I же предстояло создать «настоящий — морской флот», в то время как Олег управлял «речным флотом».