Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Книга Екклесиаста: что скрывает депрессивный библейский текст?

Однажды самый мудрый и богатый человек на земле, испытав все мыслимые удовольствия и достигнув вершин успеха, произнес всего одно слово: «Суета».

Это слово — суть Книги Екклесиаста, возможно, самой неожиданной и «неудобной» книги во всей Библии. Она не утешает, не дает надежды на справедливое воздаяние и не пугает адом. Вместо этого она предлагает холодный, пронзительный взгляд на жизнь, который даже спустя тысячелетия поражает своей современностью.

Книга Екклесиаста в Ленинградском кодексе.
Книга Екклесиаста в Ленинградском кодексе.

Традиционно авторство приписывается царю Соломону (X век до н.э.), сыну Давида. В тексте он представлен как «сын Давида, царь в Иерусалиме», чья мудрость и богатство превосходили всех. Однако большинство современных библеистов сходятся во мнении, что это, скорее, литературный прием. Книга была написана гораздо позже, но автор «примеряет» на себя личность Соломона, чтобы от его лица, с высоты беспрецедентного опыта, провозгласить: «И это тоже тщетно».

Ученые датируют книгу III веком до н.э., временем, когда Иудея находилась под властью эллинистических империй (Птолемеев и Селевкидов). Это был период культурных потрясений, когда традиционные ценности сталкивались с новыми веяниями.

Царь Соломон в преклонных летах. Гравюра Густава Доре.
Царь Соломон в преклонных летах. Гравюра Густава Доре.

Если попытаться пересказать содержание книги, получится короткий и безрадостный тезис. «Суета сует, всё — суета!» (Еккл. 1:2). Это — лейтмотив всего текста. Еврейское слово «хевель» означает не просто «тщета», но и «пар, дым, дыхание» — нечто эфемерное, не имеющее субстанции и быстро исчезающее.

Автор испробовал всё: мудрость, безумие, труд, богатство, вино, женщин. Он понимает, что все удовольствия не могут быть вечными, труд не приносит удовлетворения, а богатство можно потерять в один миг...

-3

Знаменитая глава о «времени для всего» — не гимн гармонии, а констатация безжалостного детерминизма. Всё в мире подчинено безличным циклам, над которыми человек не властен.

«Участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти» (Еккл. 3:19). Это, возможно, самый шокирующий для религиозного текста вывод. Мудрец ставит под сомнение саму идею загробной жизни и Божьей справедливости. В смерти все равны — и праведник, и грешник, и человек, и животное. «Всё идет в одно место: всё произошло из праха и всё возвратится в прах».

-4

Что же делать в этом абсурдном мире? Поскольку будущее неведомо, а смерть неизбежна, нужно научиться радоваться простым вещам здесь и сейчас. «Итак, иди, ешь с весельем хлеб твой и пей в радости сердца вино твое... Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей». Это не призыв к гедонизму, а рекомендация принимать каждый день как дар, не возлагая на него непосильных надежд на вечность и абсолютную справедливость.

Название книги — греческая калька с еврейского слова «кохелет», что означает проповедника в собрании. Действительно, когда читаешь этот текст, в памяти всплывают образы греческих мыслителей. Стоики также призывали принимать предначертанное судьбой и сохранять невозмутимость. Эпикурейцы видели смысл в избегании страданий и получении разумных удовольствий. А общий тон «бессмысленности» (атараксия, схожая с концепцией «абсурда» у Альбера Камю) роднит Екклесиаста с некоторыми направлениями более поздней скептической мысли.

-5

Дух эпохи эллинизма, с ее космополитизмом и критическим переосмыслением традиций, несомненно, витает на страницах книги. Этот текст — голос ветхозаветного мира, который столкнулся с экзистенциальными вопросами, очень похожими на те, что задавали себе греки. Автор ищет ответы не в откровении пророков, а в личном опыте и холодном наблюдении за миром, что делает его метод удивительно «философским».

Екклесиаст — это, по сути, духовный «детокс» для современного человека, живущего в культуре успеха, продуктивности и навязчивого позитива. Книга пропагандирует мысль о том, в мире много несправедливости и любые труды могут оказаться напрасными. Но именно поэтому не стоит искать тотального смысла в каждом действии. Книга Екклесиаста не дает ответов, а обезоруживает ложные вопросы. И в этой честности, граничащей с отчаянием, рождается странное, трезвое и очень необходимое утешение.

-6

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: