баба», «Мальчик с овощами», «Мальчик со снежком», «Ветерок», «Девочка с кошкой», «Вышивальщица». И, конечно же, Марина Петровна увековечила образ старшего сына, изобразив его в скульптуре «Маленький Петя с корабликом».
В 1963 году в издательстве Академии педагогических наук РСФСР вышла книга «Дневник Пети Сагайдачного. Ученика московской школы № 211». Книгу эту подготовила учительница Пети и его одноклассников, преподаватель химии Любовь Иосифовна Розина. Ещё в 1942 году, узнав о смерти Пети, она организовала в школе музей боевой славы в честь учеников, оказавшихся на фронте. А двадцать лет спустя вместе с Марией Петровной выпустила книгу на основе петиных дневников. Один экземпляр этой книги Мария Петровна Холодная подарила отцу погибшего друга Пети - Миши Адливанкина с дарственной надписью: «Самуилу Яковлевичу Адливанкину в знак самой сердечной дружбы, на память о Пете. 1963г. 21 декабря. М.Холодная».
Так Петя Сагайдачный и его подвиг стали известны широкой публике.
О первоначальном месте захоронения Пети Сагайдачного сведения расходятся. Но в итоге он нашёл покой в братской могиле в деревне Карпово (сейчас на территории Нелидовского муниципального округа Тверской области). Вместе с Петром Сагайдачным в этой могиле покоятся останки 1113 его товарищей по оружию, сложивших головы в боях за этот населенный пункт в 1941-1942 годах. В деревне Карпово его именем названа улица, примыкающая к захоронению.
А в 1975 году в редакцию журнала «Юность» пришла пожилая женщина и передала журналистам пачку пожелтевших писем. Это была Любовь Иосифовна, решившая опубликовать письма своих учеников, писавших ей в первые месяцы войны отовсюду, куда забросила их судьба: из заводских цехов, из эвакуации, а многие - и с поля боя. Во многих этих письмах упоминался Петя Сагайдачный, и даже сегодня, спустя столько лет, невозможно без волнения читать эти строки:
«Любовь Иосифовна, представьте себе, как жалко Петю, судьба которого никому не известна. Я ходила на завод, где ничего мне не сказали (они сами его отыскивают). А он, верно, на фронте, он (я забыла Вам сказать) вступил в комсомол, наверное, чтобы скорее взяли на фронт. Ведь как трудно думать о том, что Петя где-то, может быть, лежит раненый, в госпитале, куда никто ему не пишет, никто к нему не придет. Не знаю, как Вам, а мне очень и очень жалко этого юношу. Ведь он очень хороший и чуткий мальчик, в чем Вы, наверное, не сомневаетесь».
«Дорогая Любовь Иосифовна! Как все-таки не хочется верить, что Петя убит. Эти два слова: «смерть» и «Петя» — отталкивают друг друга, никак уж не вяжутся! ... Я стараюсь убедить себя, что это ошибка, что, может быть, и жив! ... Я очень просила Диму узнать все у того же родного Сагайдачных адрес Марии Петровны... Не знаю, как на Вас, но на меня (повторяю) это известие подействовало чудовищно, подавляюще, ибо я, потеряв такого друга, как Петя, теряю всю жизнь»...