Найти в Дзене

Из воспоминаний воспитателя Ремёсленного училища

В продолжение празднования 150-летия прародителя Военмеха, Ремесленного училища Цесаревича Николая, мы продолжаем знакомиться с историями, которые позволяют почувствовать себя ближе к быту, что был устроен в стенах университета почти два века назад. Ценным источником таких историй становятся рассказы людей, работающих в Ремесленном училище. В частности, у нас есть возможность познакомиться с Воспоминаниями воспитателя М. А. Мозина. М.А. Мозин – преподаватель географии и воспитатель РУЦН. Работал с 1891 года по 1928 г. Воспоминания были написаны Мозиным к Совещанию выпускников Ленинградского механического техникума 25 октября 1927 г., посвященному X годовщине Октябрьской революции. В первый класс Ремесленного училища могли поступать мальчики 11-13 лет, во второй – 12-15 лет, в третий – 13-16 лет. Прием допускался после прохождения экзамена в I и IIклассы; в III– только по особому распоряжению училищного начальства. «Мое первое впечатление от той среды, в которую я попал, было довольно с

В продолжение празднования 150-летия прародителя Военмеха, Ремесленного училища Цесаревича Николая, мы продолжаем знакомиться с историями, которые позволяют почувствовать себя ближе к быту, что был устроен в стенах университета почти два века назад.

Ценным источником таких историй становятся рассказы людей, работающих в Ремесленном училище. В частности, у нас есть возможность познакомиться с Воспоминаниями воспитателя М. А. Мозина.

М.А. Мозин – преподаватель географии и воспитатель РУЦН. Работал с 1891 года по 1928 г. Воспоминания были написаны Мозиным к Совещанию выпускников Ленинградского механического техникума 25 октября 1927 г., посвященному X годовщине Октябрьской революции.

В первый класс Ремесленного училища могли поступать мальчики 11-13 лет, во второй – 12-15 лет, в третий – 13-16 лет. Прием допускался после прохождения экзамена в I и IIклассы; в III– только по особому распоряжению училищного начальства.

«Мое первое впечатление от той среды, в которую я попал, было довольно странное. Воспитанники, порученные моему наблюдению, резко делились на две неровные группы: первая, большая, белоблузники – учащиеся первых четырёх классов, вторая, меньшая, более солидная по возрасту, – синеблузники, учащиеся V класса. Последние являлись в некотором роде помощниками воспитателей <...> Синяя блузка являлась заветной мечтой каждого белоблузника IV класса, так как она давала разные привилегии».


Учебная программа предусматривала общеобразовательные предметы, чтобы обеспечить высокий уровень образованности будущих ремесленников. Обучение ремеслам же начиналось с первого года обучения, особое внимание уделялось практике. Расписание обучающихся было насыщенным. А жизнь в училище была устроена по типу пансиона. Воспитанники или, как было приняло называть учащихся, «питомцы» учились и проживали здесь же. Так, в помещении нынешней библиотеки были устроено спальни.

«Казалось бы, что после такого поистине трудового дня, молодежь должна была бы быстро успокоиться, что иногда и бывало, но, в большинстве случаев, возня и разговоры продолжались до 22 часов, затем наступала почти полная тишина и воспитатели могли пойти в дежурную комнату отдохнуть и попить чайку. В редких случаях покой воспитателя нарушался резким криком: это одноклассники производили тёмную кому-либо из провинившихся перед ними товарищей».
Спальня на втором этаже Ремесленного училища. Архив Музея БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова
Спальня на втором этаже Ремесленного училища. Архив Музея БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова

При строительстве здания в 1870-е годы особой заботой стало устройство храма. Он располагался на третьем этаже, в середине лицевой части здания Училища. Храм был увенчан звонницей и состоял из двух помещений, соединенных тремя арками.

«Посещение церкви было обязательным, что среди воспитанников вызывало уклонения от богослужения. Чтобы не идти в церковь, воспитанники прятались в спальнях под кроватями, залезали под кафедры, прятались в кочегарках на котлах, устраивали камеры в дровах на дворе».

Храм святителя Николая РУЦН. Архив Музея БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова
Храм святителя Николая РУЦН. Архив Музея БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова

А особенно приближает нас к тому периоду истории осознание, что в наших стенах под одной крышей жили простые мальчики-подростки без надзора родителей и занимались своими мальчишечьими делами. Вот, например, что пишет М.А. Мозин о каникулах и ребятах, которые в силу обстоятельств, оставались на лето в училище:

«Скучающая и томящаяся от жары молодёжь поневоле выкидывала разные купштуки: то заберутся в прачечную купаться в баках для полоскания белья, то перелезут через каменный забор Палаты мер и весов, то заберутся в подвалы-катакомбы под главным зданием или на чердак, а оттуда на колокольню, то развалят поленницу дров, разобьют где-нибудь стекло или два и т. п. Про курение, запрещенное в Училище, я и не говорю».
Воспитанники РУЦН во дворе. Архив Музея БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова
Воспитанники РУЦН во дворе. Архив Музея БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова

Материал подготовил специалист Выставочно-образовательного комплекса БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова Филиппова Дарья Сергеевна.