Добро пожаловать на канал «Сравним»! 🎶
Здесь мы бережно храним память о великих артистах, чьи голоса стали неотъемлемой частью истории. Сегодня мы вспоминаем человека, без которого невозможно представить музыкальную культуру Советского Союза и России — Иосифа Давыдовича Кобзона.
Иосиф Кобзон — это больше, чем певец. Это символ эпохи, голос страны, звучавший с экранов, со сцены, на передовой и в сердце каждого. Его репертуар охватывал десятки лет, а исполнение отличалось глубиной, достоинством и невероятной эмоциональной силой. Он пел не просто песни — он исполнял судьбы.
Карьера Кобзона — это череда рекордов. Он давал до 12 концертов в день, а один из его прощальных вечеров длился почти 11 часов — с 7 вечера до самого утра. За десятилетия на сцене он записал около 3000 песен, гастролировал в более чем 100 странах, а его выступления стали частью культурной памяти нескольких поколений.
Кобзон стал первым из артистов, кто поехал с концертами в горячие точки. Афганистан, Чечня, Югославия — он выступал там, где звучали выстрелы, где его голос становился голосом поддержки и надежды. В Афганистане он пел девять раз перед советскими солдатами. Он вошёл в захваченный театр на Дубровке, чтобы поговорить с террористами и спасти жизни. Он был первым, кто дал концерт в Чечне после военных действий. Поддерживал Донбасс в годы конфликта, оставаясь верным своим убеждениям.
Иосиф Давыдович был не только кумиром миллионов, но и уважаемым общественным деятелем. Почётный гражданин Москвы, Донецка и ещё 27 городов, он вошёл в Книгу рекордов России как самый титулованный артист страны. Ему ещё при жизни установили памятник в Донецке. В родном Часов Яре одна из улиц названа его именем, там же открыт музей, посвящённый певцу.
Даже тяжёлая болезнь не смогла отдалить Кобзона от зрителя. Он продолжал выступать, проходя через химиотерапию и потерю волос. С 35 лет артист носил парик — и не делал из этого секрета. Даже отдыхая, он сохранял сценический образ. Для него это был вопрос профессиональной этики и уважения к публике.
У Кобзона была уникальная память — он знал до 1000 песен наизусть, пел без суфлёра, легко переходил с одного языка на другой: русский, идиш, английский. Он знал каждую ноту, каждую интонацию и всегда стремился исполнить песню так, будто это его первое и последнее выступление.
Его концерты, особенно в дни рождения, превращались в музыкальные марафоны. На 60-летие он пел более 12 часов подряд, не ради рекорда, а потому что жил сценой.
30 августа 2018 года не стало Иосифа Кобзона. Но его песни — о любви, Родине, Победе — живут и звучат до сих пор. Он остался в сердцах миллионов слушателей. Его голос — как память о целой эпохе. Такие артисты рождаются редко. Очень редко.
Подписывайтесь на канал «Сравним» — здесь мы вспоминаем тех, кто стал легендой.
Пишите в комментариях, какие песни Иосифа Кобзона вам особенно дороги.
🎤 До новых встреч и приятного просмотра!
🎶Первый кадр
Сегодня начнём тест с вопроса о советском и украинском эстрадном певце, Заслуженном артисте УССР (1980) и Народном артисте УССР (1988).
Мальчик родился 14 сентября 1952 года в селе Немировка Хмельницкой области в семье председателя колхоза и сельской учительницы. Мама стала его первой учительницей, а путь к музыке начался в Ровенском пединституте на музыкально-педагогическом факультете.
На сцену юноша вышел в ансамбле "Мы - одесситы". Служа в армии, год пел в ансамбле 8-й гвардейской армии ГСВГ в Веймаре. После демобилизации учился в студии Ленинградского мюзик-холла и гастролировал со старейшим ВИА "Дружба". Первое широкое признание принесла запись с оркестром Ростислава Бабича и телевизионные хиты "Девчонка из квартиры 45", "Крылья удачи", "У весёлого клёна", "Если город танцует".
В 1980 с "Танцем на барабане" (Р. Паулс - А. Вознесенский) он выиграл Интервидение в Сопоте и выступил на "Песне-80". В 1981 прозвучала "Птица счастья" (А. Пахмутова - Н. Добронравов). Эти две песни стали визитными карточками артиста. Позднее в интервью он вспоминал закулисный эпизод в Сопоте с попытками помешать его номеру.
В разные годы он работал с ВИА "Мальвы", "Мрия", собственными ансамблями "Бенефис" и "Праздник", с джаз-роковой командой "Кроссворд", записав с ней первую сольную пластинку с переводами французских шансонов, а также с Государственным эстрадным оркестром А. Ануфриенко. В 1984 участвовал в масштабном шоу "Ой, Днипро, Днипро, ты широк, могуч!" в спорткомплексе "Олимпийский" и вёл передачу "С песней по жизни".
Во второй половине 80-х вышли "Малиновый звон" и "Белые ставни" на музыку Александра Морозова и слова Анатолия Поперечного. "Малиновый звон" стал лауреатом "Песни года"-1987. Затем появились два лонгплея - "Малиновый звон" и "Не оставь меня". На несколько лет артист уехал к семье в ФРГ из-за обследований сына после аварии на ЧАЭС.
Песня "Ой, смерека!" стала особенно популярной в Закарпатье. В репертуаре певца - русские и украинские песни разных лет, нередко он выступал автором, соавтором и аранжировщиком, иногда подписываясь псевдонимами. Бывали совместные выступления с младшим братом.
В зрелые годы артист обратился к теме веры, два года учился на миссионерском отделении Белгородской духовной семинарии, выпустил альбом "Господи, спаси, сохрани" с песнями "Ксения Блаженная" и "Песня о Святом Николае", изданный Почаевской лаврой. В 2002 получил звание Почётного гражданина Могилёва. В 2009 участвовал в "Двух звёздах" с Натальей Варлей, о нём сняли фильм "Птица счастья ... ....".
В 67 лет, находясь на гастролях в Минске, он объявил о завершении сценической карьеры, решив сосредоточиться на духовной жизни.
Сегодня его песни звучат в записи, а сам он называет себя блуждающим странником и старается быть ближе к сыну. Память слушателей крепко держит его хиты - "Танец на барабане", "Птицу счастья", "Малиновый звон" - музыку эпохи, которая всё ещё поёт.
Узнали по фотографии певца из Советского Союза?
Знаешь ответ? Жми👍
🎶Второй кадр
Три с половиной октавы голоса, способные передать и боль, и радость, и всю сложность судьбы. Мультиинструменталист, композитор, автор музыки более чем к сорока фильмам, создатель рок-опер, которые сами становились событиями. Он был редким явлением российской культуры - артистом, который не следовал трендам, а задавал их.
Мальчик родился 3 ноября 1949 года в Копейске Челябинской области. Отец, инженер, мать, выпускница ГИТИСа. В 1957 семья переехала в Москву. Девятилетнего мальчика определили в музыкальную школу имени Дунаевского по классу скрипки, но гораздо сильнее его манили поэзия и сцена. В 14 лет он потерял мать и взял её фамилию - так появился он. Несколько лет жил у бабушки в Расторгуево, писал стихи - позже они станут текстами его песен.
Первый сценический опыт - группа «Тараканы» (1963), затем «Славяне» (1965) и «Скоморохи» (1966), где юноша впервые заявил о себе как композитор и певец.
В 1969 он поступил в Гнесинское училище на сольное пение и продолжил концертировать. Прорыв пришёл в 1974 году: Андрей Кончаловский доверил ему музыку к фильму «Романс о влюблённых», а в песнях звучал его голос. Картина имела успех, а британский Music Week назвал его Star of the Year от СССР. Вскоре вся страна подпевала «Как молоды мы были» Александры Пахмутовой и Николая Добронравова в его исполнении - песня принесла «Песню года-77».
Вокальная сюита «Русские песни» (1980) соединила фольклор и рок. Десятилетний труд вылился в рок-оперу «Стадион» (премьера 1985) - посвящение Виктору Харе с участием ведущих артистов.
Его голос и музыка звучали в «Свой среди чужих, чужой среди своих», в мультфильмах «Голубой щенок» и «Принцесса и Людоед». В конце 80-х он работал в США и Японии, записал для Victor Entertainment диски «Metamorphoses» и «The Fruits from the Cemetery», выступал с Лайзой Миннелли, Шарлем Азнавуром, Джоном Денвером, Крисом Кристофферсоном, пел в Большом театре партию Звездочета в «Золотом петушке». Многолетний замысел - рок-опера «Мастер и Маргарита» - завершился студийной записью, но постановки так и не получил.
В 2012 начался «Голос». Как наставник он последовательно выводил учеников к победам - среди них Дина Гарипова, Сергей Волчков, Александра Воробьёва, позже Селим Алахяров. Параллельно он создал и возглавлял собственный театр. Народный артист России, трудоголик и перфекционист, он не терпел фальши - ни в нотах, ни в поступках.
Личная жизнь была непростой: четыре брака, двое старших детей - Даниил и Мария, и двое младших сыновей - Александр и Иван. 28 ноября 2021 года мужчина ушёл из жизни от ишемического инсульта.
Его голос, его песни и его высокий профессиональный стандарт продолжают жить - как ориентир и как планка, ниже которой нельзя.
Догадались по кадру советского исполнителя в молодости, о ком идёт речь?
🎶Третий кадр
Имя следующего исполнителя сегодня звучит тише, чем имя Виктора Цоя, хотя в начале 80-х он был одной из опор русской рок-сцены.
Лидер «Зоопарка», поэт и автор хлёстких бытовых баллад, его называли «ленинградским Бобом Диланом» за речитатив, очки, ироничный взгляд и безошибочное чувство слова. Он рос в ленинградской семье интеллигентов, учился в английской спецшколе, где его впервые окликнули «псевдонимом». С юности впитывал The Beatles, Дилана, Lou Reed, Марка Болана, Rolling Stones, читал западную рок-прессу, переводил тексты и постепенно выковал собственный язык - разговорный, точный, без позы.
До «Зоопарка» он прошёл школу ленинградских команд и сотрудничал с «Аквариумом», вместе с Борисом Гребенщиковым записал домашние акустические сессии вроде «Все братья - сестры», а затем и «Сладкая N и другие». В начале 80-х возник «Зоопарк» - сначала как компания единомышленников, вскоре как полноценная группа Ленинградского рок-клуба. певец шутил, что любит зверей, но близкие говорили иначе: он чувствовал себя запертым - учёба, работа, цензура, быт. Название оказалось точной метафорой.
«Зоопарк» играл нарочито грязный рок-н-ролл - не за чистоту, а за энергию и правду момента. Концерты рвали залы, а записи, сделанные с минимальными ресурсами, становились культовыми. В дискографии - концертный Blues de Moscou и студийные «Уездный город N», «Белая полоса», «LV» с зашифрованным годом рождения автора.
Песни, посвящённые друзьям и героям сцены, его фирменные городские зарисовки, строчки про «ром и пепси-колу» - это хроника советского быта без прикрас, но с юмором и теплотой.
К концу 80-х победный марш свободы обернулся для него ощущением конвейера. Гастроли выматывали, новые песни давались труднее, депрессия усиливалась. Личная жизнь трещала - брак распался, друзья вспоминали о его усталости и болезненной честности. Последние выступления прошли в 1991-м. 27 августа 1991 года его не стало. Официально - кровоизлияние в мозг из-за перелома основания черепа. Обстоятельства до конца не прояснены, версий много, доказанных ответов нет.
После его смерти «Зоопарк» попытались оживлять, выходили трибьюты, книги, воспоминания. Фильм «Лето» напомнил о нём широкой публике, но главный памятник - песни.
Он не строил мифов и не подгонял жизнь под лозунги. Он писал так, как разговаривали на кухнях, и о том, что видели из окон общежитий и коммуналок. Потому его тексты звучат сейчас не музейной редкостью, а живым голосом эпохи. В этом и есть его высшая правда - без бронзы, без грима, с легкой усмешкой и болью, которую он никогда не маскировал.
Догадались о каком исполнителе идёт речь в тексте?
🎶Четвёртый кадр
Ну что же, идём дальше и поговорим о советском певце, который родился 15 октября 1961 года в Красноярске. Родители познакомились на комсомольской стройке Красноярской ГЭС, семья много переезжала - Красноярск, Ханты-Мансийск, Сургут, затем Свердловск.
Мать отдала сына в художественную школу, позже по просьбе купила гитару. В Свердловске он окончил школу и поступил в архитектурный институт, где в качестве инженера-проектировщика участвовал в оформлении станций метро Проспект Космонавтов и Уралмаш. Формального музыкального образования у него нет.
На первом курсе он подружился с Дмитрием Умецким. Их первая группа называлась «Али-Баба и сорок разбойников», в 1982 году родился Nautilus Pompilius. В 1983-м записали дебют «Переезд», а вскоре он познакомился с поэтом Ильёй Кормильцевым. Название расширили до Nautilus pompilius, чтобы избежать путаницы с московским «Наутилусом».
В 1985 году вышел «Невидимка», в 1986-м - «Разлука» с будущими хитами «Скованные одной цепью», «Взгляд с экрана», «Я хочу быть с тобой». В конце 80-х группу знала вся страна, звучали «Шар цвета хаки», «Князь тишины», позднее - «Титаник», «Крылья» и «Прогулки по воде». В 1997 году «Наутилус Помпилиус» завершил путь.
Певец часто работал в кино. Он исполнил камео и музыку к фильму «Брат», песни группы звучали и в «Брате 2», «Войне», «Жмурках». В 1997 году началась сольная карьера, затем появился проект с Юрием Каспаряном «Ю-Питер» - альбомы «Имя рек», «Биографика», «Цветы и тернии», «Гудгора». С 2017 года он выступает с группой «Орден Славы» и выпустил альбом «Аллилуйя». В 2025 году вышел симфонический цикл «Плач Адама», записанный с «Орденом Славы» и детским хором.
Он пишет прозу и стихи - книги «Виргостан», «Антидепрессант. Со-Искания», «Архия», иллюстрировал сборник Ильи Кормильцева. За вклад в искусство удостоен премии Ленинского комсомола 1989 года и звания Заслуженный артист Российской Федерации 2019 года.
Личная жизнь. Первая жена - художник-костюмер Марина Добровольская, у них дочь Анна, ставшая художником по гриму. В конце 80-х - начале 90-х, на фоне переездов и гастролей, брак распался. Второй брак - с Анжеликой Эстоевой, у пары трое детей: София, Ксения и Даниил.
Иногда его называют архитектором русской новой волны - точный образ. Он строил мелодии, как фасады, и тексты, как сложные интерьеры. Из подвала Свердловского архитектурного института выросла музыка, которую цитируют до сих пор, а сам певец продолжает работать - на сцене, в студии, в книге и в тишине мастерской, где рядом с гитарами лежат карандаши и эскизы.
Догадались по кадру о каком исполнителе идёт речь?
🎶Пятый кадр
Заключительный вопрос на сегодня будет касаться человека, чьи песни знают даже те, кто далёк от русского рока.
Музыкант, гитарист, актёр и режиссёр, он родился 1 декабря 1959 года в подмосковном Мякинине и вырос в Тушино. Судьба семьи сурова: мама Валентина прошла концлагерь и партизанский отряд, отец Иван работал инженером на заводе Красный октябрь и играл на тубе в заводском оркестре. Именно отец отвёл его в музыкальную школу по классу баяна. Будущий рокер признавался: терпеть не мог баян, но получил отличную школу.
Со школьных лет он слушал самую разную музыку - от народных песен до западного рока. Любил Ten Years After, Pink Floyd, The Doors. В 1977 году собрал первую группу Закат солнца вручную, в 1979 записал магнитоальбом. В начале 80-х из обломков первой команды вырос Постскриптум с Евгением Хавтаном, позже давший старт группе "Браво". Для "Браво" он написал ранний хит "Верю я".
Родители настояли на земле под ногами - он окончил Московский техникум железнодорожного транспорта и участвовал в проектировании станции Тушино. Но сцена победила. В 1987 году он получил диплом режиссёра театра в Липецком культпросветучилище, где подружился с Сергеем Галаниным. В 1986 появилась "Бригада С"- грубоватый, искренний рок с хрипотцой голоса, ставший голосом эпохи. После распада в 1994 певец создал "Неприкасаемых". Здесь родились концертные гимны "Ольга", "Напои меня водой", "Моя бабушка курит трубку"," За окошком месяц май".
У певца мощная режиссёрская линия. Он поставил "Кризис среднего возраста", "Праздник "и "Дом Солнца", сыграл заметные роли сам, а сценарии писал вместе с Иваном Охлобыстиным. Есть и документальная работа "То, что во мне".
Параллельно выходили сольные релизы и трибьюты: Фронтовой альбом с песнями военных лет, "Мой Высоцкий". На телевидении вёл "Беседку и СССР". Знак качества, был наставником "Голос. 60+". В кино и анимации его голос узнают многие - от камерных ролей до дубляжа Доктора Финкельштейна и нового Шарика в Простоквашино.
Певец всегда стоял за право на собственный голос. В 1991 он организовал акцию "Рок против террора". Любит менять форматы и команды, но неизменно остаётся автором и лидером. Он байкер и романтик, поклонник Harley-Davidson, увлекается дайвингом и морем. С 1983 года женат на Ольге Королёвой. У пары двое детей, и именно ей посвящены многие его песни, в том числе Ольга, где имя ни разу не звучит.
За десятилетия он не остановился: альбом 246, собственная студия, новые клипы и саундтреки. Это редкий случай народного рок-музыканта: жёсткий в подаче, щедрый на чувство, честный в тексте.
Догадались о каком советском исполнителе идёт речь?