Найти в Дзене
СРАВНИМ!

✍️Тест: Отгадаете фильм из Советского Союза по кадру с поцелуем?

Добро пожаловать на канал "Сравним!" — место, где оживает история, а великие имена прошлого вновь обретают голос. Здесь вас ждут увлекательные тесты, редкие факты и тёплые воспоминания о знаковых личностях советского времени. Подписывайтесь, участвуйте в обсуждениях, делитесь своими историями — мы рады каждому, кто интересуется культурным наследием. А вы знали, что знаменитая актриса Алиса Фрейндлих начала свой путь на сцену ещё в школьные годы? Именно тогда она попала в театральный кружок под руководством Марии Призван-Соколовой — педагога, сумевшего разглядеть в девочке настоящий драматический талант. С этого момента начался долгий и яркий путь Фрейндлих в мир театра и кино. За свою карьеру Алиса Бруновна сыграла десятки ролей, каждая из которых оставила яркий след в сердцах зрителей. Её героини — сильные, живые, многогранные — были не просто персонажами, а отражением целой эпохи. Одной из самых известных её киноработ стала роль Людмилы Калугиной в фильме "Служебный роман". Интересн
Оглавление

Добро пожаловать на канал "Сравним!" — место, где оживает история, а великие имена прошлого вновь обретают голос. Здесь вас ждут увлекательные тесты, редкие факты и тёплые воспоминания о знаковых личностях советского времени. Подписывайтесь, участвуйте в обсуждениях, делитесь своими историями — мы рады каждому, кто интересуется культурным наследием.

А вы знали, что знаменитая актриса Алиса Фрейндлих начала свой путь на сцену ещё в школьные годы? Именно тогда она попала в театральный кружок под руководством Марии Призван-Соколовой — педагога, сумевшего разглядеть в девочке настоящий драматический талант. С этого момента начался долгий и яркий путь Фрейндлих в мир театра и кино.

За свою карьеру Алиса Бруновна сыграла десятки ролей, каждая из которых оставила яркий след в сердцах зрителей. Её героини — сильные, живые, многогранные — были не просто персонажами, а отражением целой эпохи. Одной из самых известных её киноработ стала роль Людмилы Калугиной в фильме "Служебный роман".

Интересно, что съёмки этой картины совпали с её постоянной работой в ленинградском театре. Чтобы совмещать оба дела, актрисе приходилось каждую ночь ездить в поезде между Москвой и Ленинградом. Она признавалась, что это было невероятно трудно физически, но эмоциональное удовольствие от работы с Эльдаром Рязановым полностью оправдывало все усилия.

Фрейндлих известна не только как актриса театра и кино. Она — тонкая и выразительная исполнительница песен. Многие её вокальные номера отличаются особой проникновенностью и лиризмом, дополняя её актёрский образ ещё одной гранью таланта.

Советское искусство подарило нам множество актёров, чьё мастерство вызывает восхищение и сегодня. Эти люди не просто играли роли — они проживали их на сцене и экране, заставляя зрителя чувствовать, сопереживать, размышлять. В их исполнении каждый герой обретал подлинную глубину и человечность. Благодаря таким артистам, как Алиса Фрейндлих, искусство тех лет остаётся живым, настоящим и очень личным.

Сегодня мы предлагаем вам пройти увлекательный тест, посвящённый великим актёрам и культовым моментам советского кинематографа. Вас ждут кадры из любимых фильмов, интересные вопросы и возможность проверить свою память и знания. Всё просто: выбирайте правильные варианты и сразу узнавайте результат!

Присоединяйтесь к нашему сообществу, делитесь впечатлениями и, конечно же, не забывайте: история советского искусства — это часть нашей общей памяти. А мы здесь, чтобы эту память бережно хранить и передавать дальше.

Приятного вам просмотра и прохождения теста! 🎬

📺Первый кадр

Сегодня начнём тест с вопроса о советском фильме 1957 года. Майя Менглет ещё училась на последнем курсе школы-студии МХАТ, когда Станислав Ростоцкий позвал её в этот фильм.

Она приехала на киностудию с чемоданом, присела на него и тихо ждала, как Вячеслав Тихонов пробуется с другими. Режиссёр посмотрел и понял: пробы не нужны, вот такая спокойная и непосредственная и должна быть Тоня. Премьера сделала Менглет звездой, её портреты висели в кинотеатрах, а у отца, народного артиста СССР Георгия Менглета, спрашивали, не родственник ли он «той самой Майи».

Но готовый фильм задержали. Худсовет решил, что картина позорит колхоз: Матвей не передовик и к тому же изменщик, его жена едва не становится отравительницей, а зоотехник Тоня не скрывает чувства к женатому. И все трое слишком красивы для деревни. Ростоцкий старался «опростить» экранный облик героев: Дружинину отучали от балетной осанки, Тихонову светлили волосы и меняли линию бровей. Несмотря на возражения, ленту показали партийным начальникам, и те её одобрили.

Ключевую роль в судьбе фильма сыграла и музыка. Стихи песни «Огней так много золотых» написал Николай Доризо, но композиторы один за другим отказывались сочинять мелодию, считая текст аморальным: как так, любовь к женатому. Кирилл Молчанов согласился уже после окончания съёмок. Чтобы включить номер, досняли сцену. В картине песню исполнили Людмила Зыкина и Екатерина Семёнкина, а «От людей на деревне не спрятаться» спел сам Тихонов.

Выбор исполнителя Матвея тоже дался непросто. Сначала утверждённый Сергей Гурзо начал сниматься, но Ростоцкий заменил его на Тихонова. По воспоминаниям партнёрш, когда режиссёр спросил, с кем из претендентов они бы «поцеловались на завалинке», обе без колебаний назвали Тихонова.

Снимали в подмосковном Кленкове. Актёры учились деревенскому быту, местные играли в массовках. После выхода фильма зрители завалили Ростоцкого письмами с просьбами изменить финал. Режиссёр отвечал, что у истории нет окончательной точки: подобные судьбы случались и будут случаться, а значит, каждый зритель вправе додумать её сам.

Догадались по кадру с поцелуем, о каком советском фильме идёт речь?

-2

Знаешь ответ? Жми👍

📺Второй кадр

Вспомним фильм, без которого трудно представить предновогодние дни. Первая самостоятельная картина Эльдара Рязанова, третья экранная работа Людмилы Гурченко и абсолютный лидер советского проката 1956 года - 48,64 млн проданных билетов.

В Доме культуры кипит подготовка новогоднего бала: песни, танцы, цирковые трюки, джаз. Всё почти готово, но врывается исполняющий обязанности директора и требует заменить "легкомысленное" действо на идейно-выверенную программу с докладчиком и лектором-астрономом. Молодежь не сдается - хитростью и выдумкой она спасает вечер и настроение.

Рязанов мечтал о драме и экспедиции к камчатским вулканам, но директор "Мосфильма" Иван Пырьев настоял: возьми новогоднюю комедию. Сценарий пылился на полке, был рыхлым и с нестыковками. Выход нашёлся простой и смелый - закрутить темп, насытить картину номерами и шутками, чтобы зритель не спотыкался о шероховатости. Так родилась динамичная лента на 70 с лишним минут - редкая для тех лет скорость и легкость.

На роль Огурцова Рязанов сперва звал Петра Константинова, но Пырьев сказал жёстко: нужен Игорь Ильинский. Режиссёр опасался кинолегенду - вдруг задавит авторитетом. Всё вышло наоборот: Ильинский поддержал дебютанта, помог собрать группу вокруг режиссёра и вместе с ним "собрал" героя - деятельного, демократичного на словах, но безнадежно комичного бюрократа. Итог - один из самых точных сатирических образов эпохи.

Первые пробы Людмилы Гурченко провалились - неопытный оператор выбрал неудачный свет и ракурсы. Утвердили самодеятельную актрису Людмилу Касьянову, под неё успели раскроить костюмы. На третий день стало ясно: роль не ложится. В коридоре "Мосфильма" Пырьев натыкается на Гурченко - и мгновенно ведёт на повторные пробы. Меняют оператора, расставляют свет - в кадре возникает ясная, озорная девушка. Почти все платья перешивают под новую исполнительницу, а знаменитая юбка в первых сценах - из её гардероба.

Композитор Анатолий Лепин, оркестр Эдди Рознера - основа музыкального дыхания фильма. Песня "Пять минут" родилась молниеносно: поэт Вадим Коростылёв написал текст при условии "кабинет-кофе-пара бутербродов", ночью ноты приехали из Риги в Москву. Номер обыграли большим будильником - и теперь мы каждый год 31 декабря напеваем "пять минут, пять минут". Вторая ключевая песня - про хорошее настроение - тоже появилась благодаря настойчивости Рязанова.

Интерьеры снимали в Театре Советской армии. Цветная плёнка требовала мощного света - в залах стояла адская жара, артисты млеяли, на столах портилась настоящая закуска, её заменили бутафорией. Молодому режиссёру приходилось отстаивать право на финальный дубль: однажды оператор Аркадий Кольцатый начал снимать без него - сцену перезапустили "по-режиссёрски". Так формировался характер Рязанова.

Эпизод с лектором Никадиловым сыграл Сергей Филиппов. Сцена высмеивала модных тогда докладчиков из "общества по распространению знаний". Сначала актёр явился навеселе - два десятка дублей ушли впустую. Наутро Филиппов извинился и выдал то самое филигранное "есть ли жизнь на Марсе".

Художники и костюмеры работали щедро и изобретательно. Белая муфта стала мечтой советских модниц и вошла в образ эпохи наряду со свитерами с оленями, которые в обычном магазине было не достать.

На середине пути картину раскритиковали за скуку и "несмешность", но остановить уже было нельзя - велели уложиться в сроки и бюджет. Пырьев показал материал Михаилу Ромму - тот смеялся и поддержал. 29 декабря 1956 года фильм выпустили без афиш - и он мгновенно стал событием. По итогам проката - 48,64 млн зрителей и первое место за год. Рязанов и Гурченко проснулись знаменитыми.

Это редкий баланс остроумия и тепла, сатиры и надежды, танца и точных характеров. Потому что песни - не просто фон, а нервы фильма. И потому что каждый год, когда до боя курантов остаются считанные минуты, мы слышим: "пять минут, пять минут..." - и снова верим в чудо.

Делитесь тем, какой номер из фильма любите больше всего, и вспоминаете ли кадры из него?.

Догадались о каком фильме речь?

-3

📺Третий кадр

Следующая лирическая комедия родилась накануне войны - монтаж закончили летом 1941-го. Лента показалась начальству слишком легкомысленной: командир РККА в водевильной интриге - не время. Фильм лёг на полку и вышел лишь 5 января 1945 года, когда исход войны был очевиден. Зрители увидели - и полюбили: за год проката картину посмотрели 19,44 млн человек, ностальгируя по довоенной ясной поре.

Сценарий написал Алексей Файко - драматург, работавший с Мейерхольдом и Гранбергом, впоследствии автор «Жуковского», «Дела "пестрых"» и «Гранатового браслета». Снял Константин Юдин - для него и Валентины Серовой это была вторая совместная работа.

Сюжет прост и точен, как музыкальная фраза. Две сестры Мурашовы - строгая доцент-математик Галина (сыграла Валентина Серова) и смешливая студентка Шурочка (сыграла Людмила Целиковская) - уезжают из летней Москвы на дачу. Галина ведёт занятия по математике для военных из «Юрьевских лагерей», Шура готовится к пересдаче. Рядом оказываются двое - подтянутый и остроумный Петр Колчин (его сыграл Евгений Самойлов) и застенчивый биолог Глеб Заварцев (сыграл Павел Шпрингфельд). Недоразумения, ревность, признания - и, конечно, любовь.

Музыку написал Юрий Милютин, стихи - Евгений Долматовский. Песня «Всё стало вокруг голубым и зеленым...» звучит в фильме дважды без финального куплета - по смыслу сцен. В машине её поёт женский голос по радио, затем напевает героиня Серовой. Последний куплет Галина произносит отдельно, когда едет к станции - момент прозрения уже не требует аккомпанемента.

Людмила Целиковская вспоминала, что Шура Мурашова - её любимая роль. Она упросила Юдина разрешить спеть самой, но на записи из-за волнения потеряла голос. Режиссёр остановил работу на несколько дней - и голос вернулся.

Ирина Мурзаева дебютировала в кино именно здесь - маникюрщицей Тамарой Спиридоновной. На пробы она пришла вместе с Серовой, да ещё с «нашлёпкой» на обожжённом носу. Юдин увидел - и сразу предложил роль «королевы замочных скважин».

После 1953 года из ленты убрали кадры с изображениями Сталина, а в 1988-м фильм восстановили. Реплики своих героев заново озвучили уже пожилые Евгений Самойлов и Всеволод Санаев - в одном из диалогов это слышно.

Это редкое кино-свидетельство довоенной Москвы и её светлой интонации. В нём нет пафоса - только точный ритм игры, остроумные диалоги и та самая песня, ставшая символом весны и надежды.

Фильм давно стал классикой - и всё ещё улыбается зрителю легко и по-доброму.

Догадались о каком советском фильме идёт речь в тексте?

-4

📺Четвёртый кадр

Советская музыкальная мелодрама Андрея Кончаловского вышла в 1974 году и стала дерзким экспериментом. В ней соединены реализм и поэтическая условность: герои большую часть времени говорят белыми стихами и поют, а в кульминации - когда показана условная, аллегорическая смерть - в кадр намеренно входят съёмочная группа и техника.

После утраты любви у Сергея картинка гаснет до чёрно-белой, исчезает почти непрерывная музыка и герои переходят на обычную речь. В самом финале цвет и звучание возвращаются - как знак возрождения чувства.

Сюжет прост и пронзителен. Сергей и Таня молоды и безоглядно влюблены. Сергея призывают в морскую пехоту на Дальний Восток. Во время спасательной операции его бронетранспортёр уносит в море, близким приходит извещение о гибели.

Таню поддерживает давний друг-хоккеист Игорь, и она выходит за него замуж. Спустя время выясняется, что Сергей выжил: его нашли вместе с товарищем на пустынном острове. Вернувшись, он узнаёт о браке Тани. Следует символическая смерть героя - эмоциональное омертвение. Сергей начинает жить буднично, женится, у него рождается ребёнок, а в финале переживает духовное обновление.

Картина решена как мюзикл. Музыку написал Александр Градский, превратив фильм в почти оперное действие с прог-роковой энергетикой, он же исполнил за кадром партии героя. Женские вокальные партии записали Зоя Харабадзе и Валентина Толкунова, чья колыбельная звучит в заключении. Визуальную партитуру выстроил оператор Леван Пааташвили.

Производство тоже было авантюрным. Фильм стал одной из первых широкоформатных работ с использованием экспериментального формата УФК: часть сняли на 70-мм пленку, часть - из-за бюджета - на 35-мм. В прокат вышли и 70-мм, и широкоэкранные 35-мм копии. По требованию ведомств в эпизодах спасения участвовали реальные военные части. Снимали в Москве, в Туркменистане, под Севастополем. Во время погружения БТР в ледяную воду актёры всерьёз простудились.

Кастинг дался непросто. Евгений Киндинов сначала был отвергнут как слишком взрослый, но в итоге утвержден при условии жёсткой диеты - нужно было придать фигуре подростковость. Владимир Конкин, на которого рассчитывали, сыграл младшего брата Сергея, Александр Самойлов - среднего. Рассматривался и Михаил Боярский. Таню сыграла 19-летняя Елена Коренева, мгновенно попав в образ.

Премьера принесла оглушительный зрительский успех - 36,5 млн зрителей за год. В Карловых Варах фильм получил главный приз. Критики спорили о пафосе и смелости формы, а Бернардо Бертолуччи укорял за джинсы и рок, но именно эта современность вместе с поэтическим языком сделала историю вечной - о том, что живы мы ровно настолько, насколько живёт в нас любовь.

Узнали по кадру советский фильм 1974 года?

-5

📺Пятый кадр

Заключительный вопрос на сегодня будет касаться тонкой, умной и очень красивой картины Сергея Герасимова. История начинается в Москве.

Перспективный выпускник МГИМО Юрий Алябьев мечтает о международной журналистике и уже утверждён на поездку в Европу. Но прежде редакция даёт ему проверочное задание: отправиться в промышленный Горноуральск и разобраться с нескончаемыми жалобами энергичной местной жительницы Аникиной. По совету редактора горрайонки Саши Реутова Юрий поселяется у самой жалобщицы и знакомится с её соседкой - скромной, независимой и очень красивой Шурой Окаемовой. Между столичным юношей и заводской девушкой вспыхивает чувство, но Шура хранит границы и не спешит. Юрий возвращается в Москву, а оттуда летит в Женеву и Париж.

Европа ослепляет не витринами, а воздухом свободы. В Париже герой попадает на репетицию Мирей Матье, беседует со знаменитой Анни Жирардо, спорит о профессии и политике с американским журналистом Бартоном. Руководитель советской делегации, которого играет сам Сергей Герасимов, наблюдает за молодым коллегой и, по сути, задаёт ему негромкие нравственные вопросы.

Однако заграница не затмевает главного: вернувшись домой, Юрий понимает, что его путь лежит обратно на Урал, к Шуре. Там его ждут и клевета, и комсомольское собрание, и трудный разговор, в котором он выбирает не карьерную позу, а живое чувство.

Фильм состоит из двух частей - «Встречи» и «Сад и весна». Картина держится на точных характерностях и наблюдениях. Валентина Теличкина дарит фильму один из самых остроумных эпизодов в редакции, Сергей Никоненко делает Реутова тонким и деликатным, Юрий Васильев создаёт образ красивого, но сомневающегося героя, который взрослеет на глазах. Галина Польских играет Шуру без лакировки - сильную, гордую, ранимую. Сценарий Герасимов писал специально для своей ученицы, и это чувствуется в каждой сцене.

Фильм снимали на Урале: Миасс, Чебаркульский район, озера Тургояк и Чебаркуль, старый вокзал, городские улицы и площади стали экранным Горноуральском. В кадре появляются и Тамара Макарова, и приглашенные французские звёзды, что придает картине особый шарм.

При этом фильм не о блеске витрин, а о выборе. О том, что такое профессия, правда и любовь, и можно ли сохранить себя, когда вокруг шумят модные слова и большие обещания.

Заслуги картины бесспорны. По опросу читателей «Советского экрана» она стала лучшим фильмом 1967 года, на Московском кинофестивале получила Большой приз.

Имя Герасимова сегодня носит ВГИК, а этот фильм остаётся редким примером честного разговора со зрителем. Это кино, к которому хочется возвращаться не из ностальгии, а ради той самой весны, что случается с человеком, когда он наконец понимает, что ему по-настоящему дорого.

Догадались о каком советском фильме идёт речь в тексте?

-6

Делитесь своими результатами👇