Найти в Дзене
Строевой

Что скрывает небольшой военный фургон, или то, как работает самая мощная мобильная глушилка в лице РЭБ РБ-636АМ2 "Свет-КУ"

В это сложно поверить, но в небольшой военный фургончик помещается одна из самых мощных российских систем радиоэлектронной борьбы! И это при том, что все мы давно привыкли, что мощная РЭБ должна быть громоздкой, с огромными антеннами, как все те же "Житель" или "Мурманск-БН". Но как тогда вышло, что наши инженеры умудрились запихнуть высокотехнологичный "электронный щит" в неприметный с виду фургон? Так чего же такого намудрили российские инженеры с РБ-636АМ2 "Свет-КУ", что эта система стала словно каким-то "скальпелем" среди "кувалд"? Давайте скорее разбираться. Начнем с того, что на первый взгляд РБ-636АМ2 "Свет-КУ" выглядит как обычный военный грузовик. Техническая проблема заключалась именно в этом – как вместить в столь неприметный корпус одну из самых мощных российских систем радиоэлектронной борьбы, способную парализовать связь и GPS на крупнотактическом радиусе? Начнем с того, что РБ-636АМ2 "Свет-КУ" – это российский мобильный комплекс радиоэлектронной разведки и подавления,
Оглавление

В это сложно поверить, но в небольшой военный фургончик помещается одна из самых мощных российских систем радиоэлектронной борьбы! И это при том, что все мы давно привыкли, что мощная РЭБ должна быть громоздкой, с огромными антеннами, как все те же "Житель" или "Мурманск-БН".

Но как тогда вышло, что наши инженеры умудрились запихнуть высокотехнологичный "электронный щит" в неприметный с виду фургон? Так чего же такого намудрили российские инженеры с РБ-636АМ2 "Свет-КУ", что эта система стала словно каким-то "скальпелем" среди "кувалд"? Давайте скорее разбираться.

Начнем с того, что на первый взгляд РБ-636АМ2 "Свет-КУ" выглядит как обычный военный грузовик. Техническая проблема заключалась именно в этом – как вместить в столь неприметный корпус одну из самых мощных российских систем радиоэлектронной борьбы, способную парализовать связь и GPS на крупнотактическом радиусе?

Начнем с того, что РБ-636АМ2 "Свет-КУ" – это российский мобильный комплекс радиоэлектронной разведки и подавления, принятый на вооружение еще в 2012 году.

Его главное отличие, как ни странно, – это его незаметность. Внешне он представляет собой стандартный армейский автомобиль, что позволяет ему оставаться незамеченным до самого момента включения. Да и после тоже...

Думается, что именно этот контраст породил мифы о работе подобных систем. У обывателя, да и у многих военных аналитиков, всегда присутствует ожидание: мощная РЭБ должна выглядеть как громоздкая антенная установка. Принято считать, что чем больше система, тем она мощнее.

Однако "Свет-КУ" доказал обратное, став примером того, как достижения в микроэлектронике и цифровой обработке сигналов позволяют упаковать мощный функционал в компактный, стандартный корпус. Вот такими были решения российских инженеров – нестандартными и эффективными.

Развенчание мифов: почему не "выжигает"

Популярная версия гласит, что системы РЭБ вроде "Свет-КУ" способны "выжигать" или необратимо повреждать электронику противника с помощью электромагнитного импульса – ЭМИ. Логично? Звучит эффектно, согласитесь? Но так ли это на самом деле? Давайте побудем на секунду тем самым Конором и проверим этот моментик.

Долго тянуть интригу не будем. Увы, а может, и к счастью, но это не так. Как заявили сами разработчики, комплекс "Свет-КУ" – это система радиоэлектронного подавления и разведки, а не ЭМИ-оружие. Его работа заключается в создании высокоинтеллектуальных помех на частотах противника. Точка.

Эх, а как все начиналось...

Ладно, шутки шутками, но сейчас мы поговорим о самом интересном – начинке и о том, на что действительно способен наш сегодняшний подопечный.

-2

Как ни странно, но принцип его действия прост и сложен одновременно, ведь он сначала находит канал связи, GPS-сигнал или все ту же частоту управления летающими жужжалками, а уже затем "забивает" этот канал шумом. Да-да-да, это и есть то самое подавление, и при всем при этом не повреждая физически технику. Увы.

Кстати, любопытная деталь: оказывается, комплекс не принимает решение о подавлении полностью автоматически. Оказывается, что внутри сидит человек-оператор, который анализирует спектр, а после идентифицирует цель, например сигнал GPS-коррекции или управления все той же жужжалкой, и только затем дает команду на включение помехи. Помеха включается – и техника выключается.

Если кому интересно, то так выглядит рабочее место вышеописанного мной оператора:

-3

Таким образом, это позволяет избежать самозаглушения дружественных систем и минимизировать воздействие на гражданскую инфраструктуру. Так что благодаря взвешенному решению наших многоуважаемых инженеров стало требоваться участие человека. Вот где главная эффективность комплекса – вот где собака зарыта!

Секрет "Фургона-глушилки"

Но все же ключевое кроется именно в решении одной очень наболевшей проблемы. Суть той самой проблемы крылась в необходимости совместить мощность, чувствительность и компактность.

Именно по этой причине российские инженеры пошли по пути интеграции и миниатюризации. Что из этого вышло, вы можете видеть в тексте выше и на фотографиях, но вот что интересно...

  • Во-первых, понадобились крайне высокочувствительные приемники. Именно по этому основанию комплекс оснащен антенной системой, которая быстро сканирует эфир в широком диапазоне, затрагивая диапазон от 25 МГц до 18 ГГц, чего, на мой взгляд, вполне достаточно для обнаружения даже слабых сигналов управления и связи. Не согласны? Поправьте в комментариях.
  • Во-вторых, были задействованы быстродействующие анализаторы спектра. Неудивительно, что после их добавления цифровая обработка сигналов начала позволять комплексу буквально за считанные секунды классифицировать источник.

Теперь оператор начал понимать, что перед ним – не важно, будь то:

  1. дружественный сигнал,
  2. гражданский,
  3. или все тот же вражеский GPS-навигатор.
  • В-третьих (самое интересное, на мой взгляд), – это мощные оперативно перестраиваемые передатчики помех. Как по мне, именно это решение инженеров позволило разместить в кузове фургона высокоэффективные генераторы помех, которые могут мгновенно, буквально мгновенно, переходить с одной частоты на другую, создавая "заградительные" и "прицельные" помехи.
Таким образом, концепция "мощная РЭБ в обычном фургоне" не просто прижилась, а стала стандартом для тактических комплексов прикрытия. Комплекс "Свет-КУ" находится в наших частях по всей России, активно используется и, что самое важное, – продолжает модернизироваться.

Ну что, как вам история о небольшом фургончике, ставшем "электронным щитом", словно в какой-то сказке..? Пишите свое мнение в комментариях. Ставьте палец вверх, если понравилась моя сегодняшняя статья и вы тоже считаете "Свет-КУ" крайне полезным изобретением для сегодняшнего дня.

Не забывайте подписаться на канал, ведь это крайне простое действие поможет не пропустить выхода моих свежих материалов.